Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер170.68 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Информатика > Методическое пособие
Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Методическое пособие:

«Весенние экологические экскурсии в Северске»

Автор работы:

Шатохина Полина Георгиевна - педагог дополнительного

образования руководитель

объединения «Росток»

эколого-краеведческого

направления

2010 год

Пояснительная записка

Цель: обеспечение вклада в формирование экологического сознания у подрастающего поколения северчан через углубление знаний о видовом составе дикорастущих растений города Северска.

Задачи: оказать помощь педагогам с иллюстративно-демонстрационным материалом по флоре Родного края через выпуск плаката эколого-краеведческого содержания посвященного первоцветам; информационных карточек о первоцветах Северска; конспектов проведения весенней экологической экскурсии в марте, апреле и мае в городе Северске.

Адресат: данное методическое пособие может быть использовано учителями биологии, начальных классов, педагогами дополнительного образования работающих по экологическому направлению, воспитателями старшей и подготовительной групп детского сада.

Структура методического пособия:

  1. Плакат «Северские первоцветы»

  2. Информационные карточки «Первоцветы»

  3. Конспекты весенних экологических экскурсий.

Все представленные фотографии в данном методическом пособии сделаны автором пособия в городе Северска в 2008, 2009 годах.

Актуальность

В условиях экологического кризиса, когда «наступление» человека на природу идет грандиозными шагами роль экологического образования и воспитания растущего поколения особенно возросла.

Формировать неравнодушный взгляд на Родную природу возможно, обращая внимание детей на объекты экологических систем находящихся вблизи, доступные ежедневному наблюдению.

Данное пособие частично решает вопрос нехватки иллюстративно-демонстрационного материла эколого-краеведческого характера.

В информационных карточках пособия рассказывается о первоцветах города Северска (фотографии первоцветов , их биологические особенности, факторы, снижающие численность данных растений).

Плакат «Северские первоцветы» - является призывом к сохранению первоцветов в нашем городе.

Описание весенних экологических экскурсий отражает ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание педагогу, при проведении наблюдений в природе в условиях города.

«Знаем, любим, сохраним» - природу Родного города!

Весенние экологические экскурсии в городе Северске.

Конспект №1

Тема экскурсии: «Работа мартовского солнца»

Цель: формировать внимательное отношение к состоянию родной природы в весеннее время, способствовать установлению личного контакта учащихся с объектами природы ближайшего окружения; учить наблюдать изменение в состоянии экологических систем города Северска.

Задачи: закрепить понятия – фенологическая и календарная весна, солнечная активность, наст, проталины, лиственные, хвойные деревья, почки, сокодвижение.

Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся группы хвойных и лиственных деревьев, проталины.

Ход экскурсии:

  1. Снег

Учащимся предлагается рассмотреть состояние снежного покрова его цвет, структуру; вблизи крупных деревьев отмечается образование проталин; вблизи деревьев рассматриваются следы птиц на снегу; в процессе наблюдения обсуждается роль снега в жизни животных и растений;

  1. Растения

Педагог уточняет название хвойных деревьев, их отличительные особенности (строение хвои, шишек, форма кроны, окрас коры). Предлагается воспитанникам аккуратно потрогать веточки деревьев, ощутить их аромат, погладить кору, ощутить, какая она на ощупь (гладкая, шершавая). Отмечают фитонцидные свойства хвойных деревьев – неоценимую роль для жителей нашего города. Доступные для наблюдения хвойные деревья города (ель, пихта, кедр, сосна).

При рассматривании лиственных деревьев и кустарников, также определяются их названия, уточняется наличие двух типов почек на ветвях (лиственных - вегетативных и цветочных - генеративных).

Педагог задает вопрос учащимся: «Когда наступит пробуждение деревьев?» Уточняется, что пробуждение деревьев и кустарников наступает с постепенным прогреванием их стволов и началом сокодвижения.

  1. Животные

В ходе наблюдения за состоянием деревьев, педагог совместно с воспитанниками отмечает наличие животных в данной экосистеме (птицы: синица обыкновенная, домовый воробей, снегирь, поползень, свиристель, дятел, серая ворона, голубь, сорока; обыкновенная белка).

Предлагается рассмотреть лиственный опад на проталинах; закрепляется информация о преобразовании органического вещества в неорганическое при помощи микроорганизмов.

Определяют связи данных деревьев и животных, их взаимопомощь.

Пример пищевых цепочек экосистем города:

Ранет сибирский – дрозд рябинник, свиристель, снегирь, голубь;

Сирень, лопух (семена) – снегирь;

сосна обыкновенная (шишки) – белка;

сосна обыкновенная - жуки-короеды – поползень, дятел.



Тепло мартовского солнышка.



Белые и мягкие почки у ивы.



Проталины около сосны обыкновенной.



Сосновые шишки, обработанные дятлом.

Весенние экологические экскурсии

Конспект №2

Тема экскурсии: «Пробуждение апреля»

Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников через углубление знаний о жизни животных и растений в весенний период в экосистемах Родного города.

Задачи: закрепить понятия – перелетные птицы, первоцветы, эфемероиды, цветок – плод – семя, гнездостоение, птицы зимующие и птицы перелетные.

Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся раннецветущие растения (мать-и-мачеха, прострел, ветреница, кандык, примула), растущие многолетние травы (полынь, крапива, пырей), деревья – клен ясенелистный, ива, береза; гнезда сорок на деревьях.

Ход экскурсии:

  1. Прилет птиц

В начале экскурсии педагог предлагает воспитанникам глубоко вдохнуть весенний воздух – ощутить ароматы весны: талого снега, пробуждающихся растений, понаблюдать за поведением поющей птицы, послушать ее весеннюю песню.

Педагог задает вопрос: какие птицы зимовали в городе? Ребята перечисляют (большая синица, домовый воробей, сорока, ворона, голубь, снегирь, поползень, дятел; свиристели, дрозды кочуют - в город прилетают в поисках корма – ягоды рябины, ранета сибирского ). Педагог отмечает, что такие птицы как снегирь, свиристель,большая часть синиц – весной отлетают севернее к местам гнездования.

Уточняет у учащихся – какие птицы возвращаются в наши края к местам гнездовий (скворец, галка, трясогузка, коршун, горихвостка и др. )

Предлагается учащимся определить, чем питаются прилетевшие первыми - трясогузки. Педагог совместно с учащимися осматривает деревья – отмечает наличие крупных гнезд (сорочьи гнезда). Обсуждают правила поведения вблизи гнезд с птицей, насиживающей яйца.

  1. Первоцветы

При осматривании исследуемой территории педагог обращает внимание воспитанников на землю, освободившуюся из-под снега и многолетние растения, такие как: крапива, полынь, лапчатка.

Задается вопрос: какие растения первыми цветут после зимы?Педагог поясняет: эфемероиды – группа раннецветущих многолетних растений. В период, когда земля только успела освободиться из-под снега – достаточно света и тепла для цветения мать-и-мачехи, ветреницы, кандыка, прострела. Позднее появляются медуница, лютик едкий, гусиный лук. Далее с увеличением тепла другие многолетние травы трогаются в рост, а эфемероиды – уже успели отцвести, им хватило этого недолгого времени, и в зелени травы уже с трудом можно рассмотреть их листву. За лето – питательные вещества, откладываются в клубни, корневища – стратегический запас для следующего весеннего цветения.

Педагог обращает внимание воспитанников на то, что в нашем городе Северске – можно наблюдать большое количество многолетних трав, которые жителям больших городов вряд ли удастся наблюдать у себя в городе. Это наше богатство, но из-за вытаптывания и сбора цветущих растений на букеты их количество сокращается. Наша задача – разъяснять людям о вреде такого поведения.
При встрече цветущих первоцветов предлагается схематично зарисовать цветущее растение, отметить, в каком растительном сообществе произрастает данный первоцвет.

Кандык «Альбинос»



Первая бабочка.



Сосеночка.

Весенние экологические экскурсии в городе Северске.

Конспект №3

Тема экскурсии: «Цветущий май»

Цель: формировать представление о жизни растений и животных в мае, воспитывать чувство любви к Родной природе, через наблюдение за жизнью животных и растений природных экосистем города.

Задачи: закрепить понятия – опыление, пыльца, пестик, тычинка; фотосинтез, хлоропласты; экосистема; пищевая цепь.

Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся цветущая яблоня, кротовины, первоцветы.

Ход экскурсии:

1) Листва

Предлагается осмотреть молодые листья деревьев; ощутить аромат распускающегося листа; уточнить роль листьев в жизни растения (образование питательных веществ в процессе фотосинтеза); отметить яркую блестящую зелень молодой листвы.

2) Экологические связи

Отметить, какие пищевые цепочки можно наблюдать в мае месяце:

Черемуха (цветы) – шмель – птица

Зеленый лист – тля – муравей – птица – хищная птица

Почвенные беспозовночные – дождевой червь – крот

Трава – гусеница – муравей - птица

Уточнить, что началом в любой пищевой цепочке является растение.

3) Цветок

Осмотреть цветок (например, цветок яблони) – рассмотреть в нем пестик, тычинки, лепестки, цветоножку; уточнить, что семя образуется в пестике при успешном опылении (насекомыми или ветром или при самоопылении растения).

Схематично зарисовать строение цветка. Взять образец с пыльцой, для последующего рассматривания пыльцы в микроскоп.

Первое цветение деревьев.

Среди деревьев первыми зацветают - ива, клен ясенелистного, позднее зацветает осина, береза, тополь, черемуха и липа. Педагог дает задание: рассмотреть цветы на деревьях – отмечает отличие в строении цветов деревьев от цветов трав (первоцветов).

Такие деревья как ива, осина, тополь – раздельнополые деревья, т.е. есть мужские и женские деревья, и цветы на них соответственно – женские – пестичные, мужские – тычиночные.

Последующая работа: предлагается записать виды растений и животных, наблюдаемых на экскурсии, и сделать зарисовки (гнезда, птицы, первоцвета, цветущей веточки дерева.



Цветение клена ясенелистного.



Кротовина – земляной ком, свидетельствующий о жизнедеятельности крота.

Шмель и примула.





«Муравьиный пень»

Информационные карточки

«Первоцветы города Северска»




Кандык сибирский

Erythronium sibiricum

Семейство Лилейные




Статус: занесен в Красную книгу России

Ботаническое описание: многлетнее травянистое растение от 10 до 20 см высотой. Луковица цилиндрическая, суженная к концам. Листья широколанцетовидные, безчерешковые, цельнокрайние, матовые с пурпурными пятнами. Цветы сиреневые, одиночные, шестилопастные. Зацветает в конце апреля. Плод продолговатая листовка.

Экология: обитает в хвойных, смешанных и березово-осиновых лесах, в горы поднимается до высоты 1000-2800 м над уровнем моря. Растет на влажных незадернованных почвах.

Факторы, снижающие численность: освоение территории, сбор цветов на букеты.

Охрана: в Томской области организован контроль за состоянием популяций
Фото: Шатохиной П.Г. на опушке соснового леса по ул. Калинина г. Северска, май 2009г.





Хохлатка прицветниковая

Coridalis bracteata (Stephan) Pres.

Семейство Дымянковые




Статус: уязвимый реликтовый вид

Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение с небольшим шаровидным клубнем. Стебли нежные прямостоячие до 30 см высотой. Листья трехлопастные сизовато-зеленого цвета.

Зацветает в начале мая. Цветки желтые, крупные, дуговидно-согнутые с восходящей шпорой. Кисти верхушечные многоцветковые. Плод - коробочка. Семена блестящие, черные с белым придатком на конце, созревают в конце мая. Растение может давать обильный самосев.

Экология: произрастает в смешанных лесах, высокогорных редколесьях, на субальпийских лугах.

Факторы, снижающие численность: нарушение природных местообитаний при хозяйственном освоении, сбор цветов на букеты, вытаптывание.

Меры охраны: внесен в списки редких и исчезающих растений Сибири.
Фото: Шатохиной П.Г. на опушке соснового леса по ул. Северная

г. Северска, май 2008г.






Медуница мягкая

Pulmonaria mollis Wulfen ex Hornem.

Семейство Норичниковые


Ботаническое описание: травянистое растение с бархатистым опушением на стебле и листьях. Цветонос длинный до 40 см с соцветием – завиток, до начала цветения он улиткообразно свернут и разворачивается по мере раскрытия цветов.

Окраска цветов необычна: только что раскрывшиеся цветы – розовые, затем они становятся фиолетовыми и наконец, синими. Это изменение окраски связано с особым красящим веществом в лепестках медуницы, которое изменяет свою окраску в зависимости от кислотности среды: в кислой среде оно красное, в щелочной – синее. Сок в лепестках сначала имеет слабокислую реакцию, затем – слабощелочную.

Цветы медуницы богаты нектаром, она является одним из первых медоносов. Нектар расположен глубоко внутри вытянутого трубчатого цветка и добраться до него могут насекомые с длинным хоботком (шмели и бабочки).

Крупные листья медуницы сохраняются на протяжении всего теплого времени года, до самых морозов. Те питательные вещества, которые в них вырабатываются, растение откладывает в запас в корневище.

Экология: произрастает в лиственных и хвойных лесах на полянах и опушках.
Фото: Шатохиной П.Г. на опушке соснового леса по ул. Калинина г. Северска, май 2009г.




Ветренница алтайская

Anemone altaiсa Fischer ex C.A. Meyer

Семейство Лютиковые



Ботаническое описание: травянистый многолетник с цилиндрическим ползучим желтовато-буроватым корневищем, которое лежит неглубоко в почве, поэтому весной рано трогается в рост и зацветает. Стебель прямостоячий гладкий 10 - 20 см высотой, листья трижды рассеченные. Цветоносы одиночные, до 15 см высотой. Цветки белые, иногда наружная сторона лепестков с фиолетовым оттенком, до 4 см в диаметре, с многочисленными 8 - 12 лепестками.

Зацветает в конце апреля. Образует плод — опушенная семянка с загнутым носиком. После цветения у ветреницы отмирают листья, в это время на корневище уже заложена почка возобновления следующего года.

Растение ядовито!

Экология: Встречается не поодиночке, а куртинами в темнохвойных лесах, на лесных лугах и горных тенистых склонах.

Факторы, снижающие численность: освоение территории, сбор цветов на букеты.
Фото: Шатохиной П.Г. под ивами вблизи церкви г. Северска, апрель 2009 г.





Ветренница голубая

Anemone сaerulea DC.

Семейство Лютиковые



Ботаническое описание: травянистый многолетник 10 – 20 см высотой; стебли прямостоячие; цветки одиночные, диаметром до 2,5 см; оттенок окраски околоцветника изменяется от бледно-фиолетового до белого и зависит от затененности места обитания – при более яркой освещенности он светлее.

Экология: встречается в разреженных хвойных, смешанных лесах и на их опушках.

Охрана: требует охраны как высокодекоративный и раннецветущий вид, культивируется в ботанических садах Сибири.
Фото: Шатохиной П.Г. на газоне под пологом лиственных деревьев по пр-ту Коммунистическому г. Северска, апрель 2009 г.





Прострел широкоцветный

Pulsotilla patens (L.) Mill.

Семейство Лютиковые



Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение 10 – 30 см высотой с вертикальным темно-бурым корневищем. Стебель прямостоячий, густоопушенный мягкими волосками. Прикорневые листья перисто-рассеченные округлые, так же мохнатые от большого количества белых волосков, появляются только после цветения. Цветки поникающие, колокольчатые, пятичленные, снаружи опушенные мягкими волосками, от кремового до фиолетового цвета. Плод многоорешек с длинными волосистыми столбиками, что придает растению особую декоративность в пору плодоношения.

Растение ядовито! Применяется как гомеопатическое средство.

Экология: растет в сосновых лесах, на открытых песчаных холмах, по сухим склонам.

История названия: народное название прострела - «сон – трава» трактовалось как растение несущее сон. Возможно, сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь, наводил на мысль о мягкой дремоте, покое и отдыхе.

Охотники утверждают, что медведи от этого весеннего цветка хмелеют.

Факторы, снижающие численность: освоение территории, сбор цветов на букеты.
Фото: Шатохиной П.Г. на опушке у соснового леса в районе автостоянки на ул. Северная г. Северска, апрель 2009 г.




Примула Палласа

Primula pallasii Lehm.

Семейство Примуловые




Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение с коротким корневищем, с розеткой прикорневых продолговатых слабоморщинистых листьев и несколькими цветочными стеблями, несущие на концах собранные зонтиком светло-желтые цветки. Плод – коробочка. Семена мелкие, шаровидные.

Экология: обитает примула на суходольных, реже субальпийских лугах, в разреженных лесах и на лесных опушках.

Название: примула – от греческого «primus» - ранний, первый дано за очень раннее цветение.

Факторы, снижающие численность: освоение территории, сбор цветов на букеты.

Охрана: относится к числу редких и исчезающих видов Сибири.
Фото: Шатохиной П.Г. на участке произрастания лиственных деревьев по ул. Калинина г. Северска, апрель 2008 г.




Мать-и-мачеха

Tusilago farfara L.

Семейство Cложноцветные




Ботаническое описание:

Многолетнее травянистое растение 5 – 15 см высотой с длинным корневищем, от которого ранней весной отходят стебли с корзинками желтых цветков на концах. Когда растение отцветает, появляется розетка прикорневых листьев округло-яйцевидной формы, сверху гладких зеленых, снизу белых пушистых. Цветет в апреле – мае.

В медицине мать-и-мачеха со средних веков используется как отхаркивающее и ранозаживляющее средство.

Название: название «мать-и-мачеха» дано растению за особенность листьев: с верхней стороны листья гладкие и блестящие («мачеха»), с нижней – мягкие опушенные («мать»).

Экология: произрастает по оврагам, насыпям, берегам ручьев и мелких речек, в затененных или увлажненных местах.
Фото: Шатохиной П.Г.на опушке у соснового леса в г. Северске, апрель 2008 г.




Фиалка волосистая

Viola hirta

Семейство Фиалковые




Ботаническое описание: многолетнее бесстебельное растение с коротким толстым корневищем и розетками листьев крупных, сердцевидных, густоопушенных с обеих сторон нежными белыми волосками. Из пазух этих листьев в мае появляются синевато-сиреневые цветки без запаха. Размножается по большей части семенами.

Экология: произрастает в смешанных лесах, на вырубках.
Фото: Шатохиной П.Г. в сосновом лесу район ул. Северной г. Северска, май 2009 г.




Фиалка одноцветковая

Viola uniflora L.

Семейство Фиалковые




Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение 10 - 20 см высотой; стебли прямостоячие слабоопушенные; прикорневые листья широкояйцевидные, почковидные, стеблевые листья по краю крупнозубчатые, собраны в верхней части стебля по три; цветки одиночные, расположены в пазухе листа на короткой цветоножке, крупные (до 3 см шириной), желтые с бурыми прожилками. Цветет в конце мая.

Экология: произрастает в сосновых, березовых лесах, по их опушкам, по берегам рек и ручьев.
Фото: Шатохиной П.Г. в сосновом лесу район ул. Северной г. Северска, май 2009 г.




Лютик однолистный

Ranunculus monophyllus Ovcz.

Семейство Лютиковые




Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение 10 - 20 см высотой; листья двух типов: прикорневые – округлые, рассеченные на три лопасти, стеблевые – расчленены почти до основания на ланцетовидные сегменты; цветки диаметром 5 – 8 мм, располагаются по 1 – 4 на соцветии. Цветет в конце мая.

Название: из-за ядовитых свойств в народе закрепилось название – «куриная слепота».

Экология: произрастает в лесах и на лесных опушках, на влажных лугах, по берегам рек.
Фото: Шатохиной П.Г. в сосновом лесу район ул. Северной г. Северска, май 2008 г.




Гусиный лук зернистый

Gagea granulose Turcz..

Семейство Лилейные



Ботаническое описание: многолетнее травянистое растение 15 - 28 см высотой; стебли прямостоячие неопушенные; лист единственный линейный; цветки немногочисленные до 18 мм длинной, с 6 лепестками; цветет в конце мая; требует охраны; успешно культивируется в Ботаническом саду ТГУ.

Экология: встречается среди кустарников, в разреженных боровых лесах и на лесных полянах.

Факторы, снижающие численность: интенсивный сбор цветов на букеты.
Фото: Шатохиной П.Г. на газоне под пологом берез по пр-ту Коммунистическому

в г. Северске, май 2009 г.


Список использованной литературы:

  1. В.Г. Рудский - «Неделя за неделей. Календарь природы города Томска» - 2004г.

  2. М.В. Олонова, Н.А. Олонов, И.Н. Ульянова – «Растения Томской области» - 2009г.

  3. А.Г. Еленовский – «Ботаника систематика высших растений» - 2001г.

  4. Г. Свиридонов – «Лесной огород» - 1987г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск