Скачать 170.68 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Методическое пособие: «Весенние экологические экскурсии в Северске» Автор работы: Шатохина Полина Георгиевна - педагог дополнительного образования руководитель объединения «Росток» эколого-краеведческого направления 2010 год Пояснительная записка Цель: обеспечение вклада в формирование экологического сознания у подрастающего поколения северчан через углубление знаний о видовом составе дикорастущих растений города Северска. Задачи: оказать помощь педагогам с иллюстративно-демонстрационным материалом по флоре Родного края через выпуск плаката эколого-краеведческого содержания посвященного первоцветам; информационных карточек о первоцветах Северска; конспектов проведения весенней экологической экскурсии в марте, апреле и мае в городе Северске. Адресат: данное методическое пособие может быть использовано учителями биологии, начальных классов, педагогами дополнительного образования работающих по экологическому направлению, воспитателями старшей и подготовительной групп детского сада. Структура методического пособия:
Все представленные фотографии в данном методическом пособии сделаны автором пособия в городе Северска в 2008, 2009 годах. Актуальность В условиях экологического кризиса, когда «наступление» человека на природу идет грандиозными шагами роль экологического образования и воспитания растущего поколения особенно возросла. Формировать неравнодушный взгляд на Родную природу возможно, обращая внимание детей на объекты экологических систем находящихся вблизи, доступные ежедневному наблюдению. Данное пособие частично решает вопрос нехватки иллюстративно-демонстрационного материла эколого-краеведческого характера. В информационных карточках пособия рассказывается о первоцветах города Северска (фотографии первоцветов , их биологические особенности, факторы, снижающие численность данных растений). Плакат «Северские первоцветы» - является призывом к сохранению первоцветов в нашем городе. Описание весенних экологических экскурсий отражает ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание педагогу, при проведении наблюдений в природе в условиях города. «Знаем, любим, сохраним» - природу Родного города! Весенние экологические экскурсии в городе Северске. Конспект №1 Тема экскурсии: «Работа мартовского солнца» Цель: формировать внимательное отношение к состоянию родной природы в весеннее время, способствовать установлению личного контакта учащихся с объектами природы ближайшего окружения; учить наблюдать изменение в состоянии экологических систем города Северска. Задачи: закрепить понятия – фенологическая и календарная весна, солнечная активность, наст, проталины, лиственные, хвойные деревья, почки, сокодвижение. Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся группы хвойных и лиственных деревьев, проталины. Ход экскурсии:
Учащимся предлагается рассмотреть состояние снежного покрова его цвет, структуру; вблизи крупных деревьев отмечается образование проталин; вблизи деревьев рассматриваются следы птиц на снегу; в процессе наблюдения обсуждается роль снега в жизни животных и растений;
Педагог уточняет название хвойных деревьев, их отличительные особенности (строение хвои, шишек, форма кроны, окрас коры). Предлагается воспитанникам аккуратно потрогать веточки деревьев, ощутить их аромат, погладить кору, ощутить, какая она на ощупь (гладкая, шершавая). Отмечают фитонцидные свойства хвойных деревьев – неоценимую роль для жителей нашего города. Доступные для наблюдения хвойные деревья города (ель, пихта, кедр, сосна). При рассматривании лиственных деревьев и кустарников, также определяются их названия, уточняется наличие двух типов почек на ветвях (лиственных - вегетативных и цветочных - генеративных). Педагог задает вопрос учащимся: «Когда наступит пробуждение деревьев?» Уточняется, что пробуждение деревьев и кустарников наступает с постепенным прогреванием их стволов и началом сокодвижения.
В ходе наблюдения за состоянием деревьев, педагог совместно с воспитанниками отмечает наличие животных в данной экосистеме (птицы: синица обыкновенная, домовый воробей, снегирь, поползень, свиристель, дятел, серая ворона, голубь, сорока; обыкновенная белка). Предлагается рассмотреть лиственный опад на проталинах; закрепляется информация о преобразовании органического вещества в неорганическое при помощи микроорганизмов. Определяют связи данных деревьев и животных, их взаимопомощь. Пример пищевых цепочек экосистем города: Ранет сибирский – дрозд рябинник, свиристель, снегирь, голубь; Сирень, лопух (семена) – снегирь; сосна обыкновенная (шишки) – белка; сосна обыкновенная - жуки-короеды – поползень, дятел. Тепло мартовского солнышка. Белые и мягкие почки у ивы. Проталины около сосны обыкновенной. Сосновые шишки, обработанные дятлом. Весенние экологические экскурсии Конспект №2 Тема экскурсии: «Пробуждение апреля» Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников через углубление знаний о жизни животных и растений в весенний период в экосистемах Родного города. Задачи: закрепить понятия – перелетные птицы, первоцветы, эфемероиды, цветок – плод – семя, гнездостоение, птицы зимующие и птицы перелетные. Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся раннецветущие растения (мать-и-мачеха, прострел, ветреница, кандык, примула), растущие многолетние травы (полынь, крапива, пырей), деревья – клен ясенелистный, ива, береза; гнезда сорок на деревьях. Ход экскурсии:
В начале экскурсии педагог предлагает воспитанникам глубоко вдохнуть весенний воздух – ощутить ароматы весны: талого снега, пробуждающихся растений, понаблюдать за поведением поющей птицы, послушать ее весеннюю песню. Педагог задает вопрос: какие птицы зимовали в городе? Ребята перечисляют (большая синица, домовый воробей, сорока, ворона, голубь, снегирь, поползень, дятел; свиристели, дрозды кочуют - в город прилетают в поисках корма – ягоды рябины, ранета сибирского ). Педагог отмечает, что такие птицы как снегирь, свиристель,большая часть синиц – весной отлетают севернее к местам гнездования. Уточняет у учащихся – какие птицы возвращаются в наши края к местам гнездовий (скворец, галка, трясогузка, коршун, горихвостка и др. ) Предлагается учащимся определить, чем питаются прилетевшие первыми - трясогузки. Педагог совместно с учащимися осматривает деревья – отмечает наличие крупных гнезд (сорочьи гнезда). Обсуждают правила поведения вблизи гнезд с птицей, насиживающей яйца.
При осматривании исследуемой территории педагог обращает внимание воспитанников на землю, освободившуюся из-под снега и многолетние растения, такие как: крапива, полынь, лапчатка. Задается вопрос: какие растения первыми цветут после зимы?Педагог поясняет: эфемероиды – группа раннецветущих многолетних растений. В период, когда земля только успела освободиться из-под снега – достаточно света и тепла для цветения мать-и-мачехи, ветреницы, кандыка, прострела. Позднее появляются медуница, лютик едкий, гусиный лук. Далее с увеличением тепла другие многолетние травы трогаются в рост, а эфемероиды – уже успели отцвести, им хватило этого недолгого времени, и в зелени травы уже с трудом можно рассмотреть их листву. За лето – питательные вещества, откладываются в клубни, корневища – стратегический запас для следующего весеннего цветения. Педагог обращает внимание воспитанников на то, что в нашем городе Северске – можно наблюдать большое количество многолетних трав, которые жителям больших городов вряд ли удастся наблюдать у себя в городе. Это наше богатство, но из-за вытаптывания и сбора цветущих растений на букеты их количество сокращается. Наша задача – разъяснять людям о вреде такого поведения. При встрече цветущих первоцветов предлагается схематично зарисовать цветущее растение, отметить, в каком растительном сообществе произрастает данный первоцвет. Кандык «Альбинос» Первая бабочка. Сосеночка. Весенние экологические экскурсии в городе Северске. Конспект №3 Тема экскурсии: «Цветущий май» Цель: формировать представление о жизни растений и животных в мае, воспитывать чувство любви к Родной природе, через наблюдение за жизнью животных и растений природных экосистем города. Задачи: закрепить понятия – опыление, пыльца, пестик, тычинка; фотосинтез, хлоропласты; экосистема; пищевая цепь. Предшествующая работа педагога: определение места проведения будущей экскурсии, где будут представлены наблюдению учащихся цветущая яблоня, кротовины, первоцветы. Ход экскурсии: 1) Листва Предлагается осмотреть молодые листья деревьев; ощутить аромат распускающегося листа; уточнить роль листьев в жизни растения (образование питательных веществ в процессе фотосинтеза); отметить яркую блестящую зелень молодой листвы. 2) Экологические связи Отметить, какие пищевые цепочки можно наблюдать в мае месяце: Черемуха (цветы) – шмель – птица Зеленый лист – тля – муравей – птица – хищная птица Почвенные беспозовночные – дождевой червь – крот Трава – гусеница – муравей - птица Уточнить, что началом в любой пищевой цепочке является растение. 3) Цветок Осмотреть цветок (например, цветок яблони) – рассмотреть в нем пестик, тычинки, лепестки, цветоножку; уточнить, что семя образуется в пестике при успешном опылении (насекомыми или ветром или при самоопылении растения). Схематично зарисовать строение цветка. Взять образец с пыльцой, для последующего рассматривания пыльцы в микроскоп. Первое цветение деревьев. Среди деревьев первыми зацветают - ива, клен ясенелистного, позднее зацветает осина, береза, тополь, черемуха и липа. Педагог дает задание: рассмотреть цветы на деревьях – отмечает отличие в строении цветов деревьев от цветов трав (первоцветов). Такие деревья как ива, осина, тополь – раздельнополые деревья, т.е. есть мужские и женские деревья, и цветы на них соответственно – женские – пестичные, мужские – тычиночные. Последующая работа: предлагается записать виды растений и животных, наблюдаемых на экскурсии, и сделать зарисовки (гнезда, птицы, первоцвета, цветущей веточки дерева. Цветение клена ясенелистного. Кротовина – земляной ком, свидетельствующий о жизнедеятельности крота. Шмель и примула. «Муравьиный пень» Информационные карточки «Первоцветы города Северска»
Список использованной литературы:
|