Скачать 77.71 Kb.
|
Разработка урока информатики Тема "условный оператор", 8 класс учитель – Давыдова Елена Владимировна, средняя общеобразовательная школа № 444 с углубленным изучением математики, информатики, физики стр. из Тема урока Условный оператор Цель урока:
План урока. 1. Лекционная часть.
2. Практическая часть.
3. Экспериментальная часть. 4. Задание на дом. 1. Лекционная часть. Turbo Pascal предоставляет одно мощное средство, которое прекрасно согласуется со схемами алгоритмов. Прежде чем обсуждать, как использовать это новое средство, подумаем, как можно обойтись без него. Рассмотрим часть схемы алгоритма: Идея схемы такова: сначала выбрать, по какой ветви двигаться, а затем выполнить соответствующие выбранной ветви действия. Как же перевести ее на язык Turbo Pascal? Для этого существует условный оператор IF. Оператор условия IF Оператор предназначен для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия. Правила выполнения оператора условия IF
Полная форма условного оператора If If <Логическое выражение> Then <Оператор-1> Else <Оператор-2>;Блок – схемаTrue False ПримерIf A>0 Then C:=A Else C:= Abs(A); Сокращенная форма условного оператора If If <Логическое выражение> Then <Оператор-1>;Блок – схемаTrue False ПримерC:= A; If A <= 0 Then C:=Abs(A); 2. Практическая часть Задание 1Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи: Ввести число. Если это число положительное, то на экран вывести сообщение "Положительное число". Если это число отрицательное, то на экран вывести сообщение "Отрицательное число". Задачу решают два ученика у доски: один составляет алгоритм, а другой записывает текст программы. Решение задачи: Исходные данные: ХБлок-схемаДа НетProgram Trial_1; Var Х : Integer; Begin Write ('Введите число'); ReadLn (Х); If Х >= 0 Then WriteLn ('Положительное число') Else WriteLn ('Отрицательное число') End. Задание 2Р азработать алгоритм и написать программу для следующей задачи: Ввести х и вычислить значение у по формуле: Вопросы к учащимся: 1. Как изменится блок-схема Задания 1 применительно к условию Задания 2? Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 1. 2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных? Решение задачи: Исходные данные: X Блок-схемаДа Нет Program Trial_2; Var X : Integer; Y : Real; Begin Write ('Введите число'); ReadLn (X); If X > 5 Then Y:=1/(X-5) Else Y:= 5*X; WriteLn (Y) End. Задание 3Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи: Ввести х и вычислить значение у по формуле: Вопросы к учащимся: 1. Как изменится блок-схема Задания 2 применительно к условию Задания 3? Пояснения учителя. В качестве одного из операторов в условном операторе выступает еще один условный оператор. Такая структурная запись называется Вложенный условный операторIf Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 2. 2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных? Решение задачи: Исходные данные: X Блок-схемаДаНетДа НетProgram Trial_3; Var X : Integer; Y : Real; Begin Write ('Введите число'); ReadLn (X); If X = 5 Then Y:= 0 Else If X > 5 Then Y:=1/(X - 5) Else Y:= 5*X; WriteLn (Y) End. Задание 4Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи: В вести х и вычислить значение у по формуле: Вопросы к учащимся: 1. Как изменится блок-схема Задания 3 применительно к условию Задания 4? Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 3. 2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных? Решение задачи: Исходные данные: X Блок-схемаДаНетДа НетПояснения учителя. В качестве одного из операторов в условном операторе выступает не один оператор, а несколько. В данном случае после проверки условия на Х=5, при невыполнении условия необходимо еще раз выполнить проверку, а потом уже вывести результат. Но в условном операторе существует ограничение: после ключевых слов IF и ELSE можно записать (выполнить) только один оператор. Это можно избежать, воспользовавшись составным оператором Program Trial_4; Var X : Integer; Y : Real; Begin Write ('Введите число'); ReadLn (X); If X = 5 Then WriteLn('Значение не определено') Else begin If X > 5 Then Y:=1/(X - 5) Else Y:= 5*X; WriteLn (Y) end End. 3. Экспериментальная часть. Разбор оператора выполним на следующем простом примере: Program Trial_1; Var Х : Integer; Begin Write ('Введите число'); ReadLn (Х); If Х >= 0 Then WriteLn ('Положительное число') Else WriteLn ('Отрицательное число') End.
Задание 5. Поставьте ";" после оператора WriteLn ('Положительное число'). Что произошло? ПояснениеПоявилось сообщение об ошибки "Error 113: Error in statement". Конструкция оператора IF –THEN – ELSE неделима, поэтому разделитель ";" недопустим. В случае Х = 0 наша программа выводит сообщение 'Положительное число'. Измените программу так, чтобы в этом случае она выводила на экран сообщение 'Число равно 0'. 4. Подведение итогов.
5. Задание на дом. Написать и отладить программу, которая определяет, является ли введенное число однозначным, двухзначным или трехзначным. |