СЦЕНАРИЙ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЬЮТЕРА» Авторы: Агафонова Ирина Юрьевна, заместитель директора по УВР,
Родионова Елена Петровна, учитель информатики
Полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №268 Невского района Санкт-Петербурга
Предмет: информатика и ИКТ
Тема: Основные характеристики компьютера
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. учебник «Информатика-базовый курс», 8 класс;
авторская презентация «Основные характеристики компьютера»;
раздаточный материал для работы на уроке;
карточки с домашним заданием.
Время реализации занятия: 1 академический час.
Цель урока: Создать условия для формирования информационной компетенции учащихся средствами технологии проблемно-диалогического урока.
Задачи урока:
Образовательные – познакомить учащихся с возможностями современного компьютера через представление его характеристик;
Развивающие - продолжить формирование навыков осмысленной работы с получаемой информацией (анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, выдвигать предположения, переносить знания в новые ситуации, искать варианты решения), фиксации информации в таблице;
Воспитательные – содействовать формированию коммуникативной культуры и профориентации школьников, пробудить любознательность.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Форма урока: комбинированный урок с элементами поисковой деятельности (установление зависимости возможностей компьютера от его характеристик) и включением игрового момента (компьютеризация рабочих мест офиса фирмы).
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор (интерактивная доска). План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| Оргмомент
| 1 мин.
| I этап – постановка учебной проблемы, формулирование темы и цели урока
| 6 мин.
| II этап – поиск решения
| 24 мин.
| III этап – закрепление полученных знаний
| 10 мин.
| IV этап – подведение итогов и домашнее задание
| 4 мин.
| Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Организа-ционный момент
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает рабочий настрой на урок.
| Проверяют готовность рабочего места.
|
I этап – создание проблемной ситуации, формулирование темы и цели урока
| Учитель обращается к классу: На прошлых уроках мы познакомились с основными функциональными блоками (устройствами), входящими в состав компьютера. А знаете ли вы, сколько лет назад (в каком году) был создан первый персональный компьютер?
Предъявляет 1-й факт. Первый персональный компьютер был собран Стивом Возняком и Стивом Джобсом в Америке в 1975 году.
Вводит в тему урока. Как вы думаете, отличался ли этот компьютер от современных (с точки зрения пользователя)? Проблемная ситуация. Чем же они отличаются? Ведь основные функциональные блоки у них одинаковые?
Подсказка. Мог ли первый компьютер так же быстро и качественно работать с различной информацией, как современные ПК? Чем они отличаются с точки зрения работы с информацией? Постановка проблемы. Эти возможности называются характеристиками. (Функции любого устройства – это что оно делает, а характеристики – как оно это делает). Разные компьютеры обладают различными характеристиками. Вспомните, сколько разных компьютеров продается в компьютерных магазинах и стоимость у них разная. Чем характеристики лучше, тем дороже компьютер. Что нужно знать покупателю, чтобы выбрать подходящий компьютер, не переплачивая?
Объявляет тему урока «Основные характеристики компьютера» и выводит на формулировку цели урока.
Запускает презентацию и демонстрирует титульный слайд с темой урока.
|
Выдвигают предположения
Отвечают на вопрос. Формулируют 2-й факт: современные персональные компьютеры отличаются от первых. Выдвигают предположения.
Компьютеры отличаются своими возможностями.
Выдвигают гипотезу:
Чтобы выбрать подходящий компьютер, нужно знать характеристики компьютера и учесть свои финансовые возможности.
Предлагают формулировку цели: научиться выбирать компьютер по его характеристикам с учетом своих требований.
Записывают тему урока в тетрадь.
| II этап – поиск решения
| Актуализация знаний. Повторим, что вам известно о компьютере. Для чего он предназначен?
Вспомните, какие вы знаете информационные процессы? Демонстрация слайда 2.
Как работает с информацией человек, и какие устройства выполняют аналогичные функции в компьютере? Демонстрация слайдов 3-5. Как должен компьютер работать с информацией, чтобы быть помощником человека в этом виде деятельности?
Подсказка. Почему вы не хотели бы работать на старом компьютере?
Значит, главная характеристика компьютера – его производительность (скорость работы). От чего зависит производительность компьютера?
Подсказка. Вспомните, что компьютер состоит из различных функциональных блоков.
Все предложения записывает на доске. Использует прием «Сводная таблица».
Подготовьте, пожалуйста, в тетрадях таблицу, которую вы будете заполнять по ходу урока. Демонстрация слайда 6. Какое устройство компьютера является центральным, или, как говорят, его «мозгом»?
Знакомит с функциями процессора, ведет диалог.
Каково назначение процессора, т. е. что он делает в компьютере?
Демонстрация слайда 7.
Как процессор выполняет свои функции, т. е познакомимся с его характеристиками. Демонстрация слайда 8.
Процессор может выполнять элементарные операции: сложение чисел, сравнение чисел, пересылка данных от одного устройства к другому и т.д. От чего будет зависеть скорость работы процессора?
Подсказка. Вспомните из курса физики – что такое скорость? Проверка. Когда информация будет обрабатываться быстрее? Вводит новое знание. Эта характеристика – количество выполняемых операций в секунду – называется тактовой частотой процессора. Демонстрация слайда 9. Тактовые импульсы, по которым процессор выполняет элементарные операции, подает специальная микросхема – генератор тактовой частоты. Демонстрация слайда 10. Для современных компьютеров тактовая частота измеряется в гигагерцах (1ГГц = 1 000 000 000 Гц)
Интересное сравнение:
Если бы процессор работал в привычном для человека ритме, то :
Сигнал от клавиатуры он бы получал один раз в 10 лет;
Обработка слова «КОМПЬЮТЕР» занимала бы почти 10 лет;
Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие.
При одинаковой тактовой частоте, от чего еще может зависеть скорость работы процессора?
Подсказка 1. Разные процессоры за одну операцию могут «взять» разное количество информации. В каком случае скорость обработки информации будет быстрее?
Подсказка 2. При одинаковой скорости вращения педалей, какой велосипед поедет быстрее – с большими колесами или с маленькими? Проверка. Многие могут вспомнить, как развивались игровые приставки. Сначала процессоры этих приставок могли обрабатывать лишь по 8 бит информации за одну операцию, поэтому самые первые приставки были 8 битные, а потом появились… Подводит к выводу. От чего зависит скорость работы процессора?
Новое знание. Эта характеристика называется разрядностью процессора и означает, какой длины двоичный код процессор может обработать или переслать за одну операцию. Демонстрация слайда 11.
А сейчас – историческая справка о том, как менялась разрядность процессора. Демонстрация слайда 12.
Предлагает проверить заполненную часть сводной таблицы. Демонстрация слайда 13. Продолжает диалог. О характеристиках какого устройства компьютера, влияющего на качество его работы, мы еще должны сказать?
Как вы думаете, какое главное требование мы предъявляем к памяти?
Значит, главная характеристика памяти – ее объем. Какие виды памяти существуют в компьютере?
Для чего предназначена внутренняя память компьютера?
Демонстрация слайда 14. Объем этой памяти в современных компьютерах – сотни и тысячи Мбайт. Для чего нужна внешняя память?
Хранится эта информация на внешних носителях. Демонстрация слайдов 15-19.
Посмотрите, какие возможные значения может иметь внутренняя и внешняя память и проверьте правильность заполнения таблицы. Демонстрация слайда 20. Знакомит со способом определения характеристик конкретного работающего компьютера. Демонстрация слайда 21. Необходимо открыть контекстное меню на значке «Компьютер» и выбрать команду «Свойства». В открывшемся окне «Свойства системы» можно увидеть тактовую частоту процессора данного компьютера и объем его оперативной (внутренней) памяти.
| Отвечают на вопросы.
Перечисляют устройства компьютера и их назначение при работе с информацией. Предположительный ответ:
Старый компьютер работает медленно.
Компьютер должен быстро обрабатывать информацию. Перечисляют гипотезы.
Скорость работы компьютера зависит от возможностей устройств, входящих в его состав. Чертят в тетрадях таблицу.
Центральным устройством компьютера является процессор.
Участвуют в диалоге, заполняют таблицу.
Процессор занимается обработкой информации. Скорость работы процессора будет зависеть от количества операций, выполняемых в единицу времени (в секунду). (Решающая гипотеза). Чем больше операций в секунду выполняет процессор, тем быстрее он обрабатывает информацию.
Чем больше информации обрабатывается за одну операцию, тем скорость работы быстрее. (Решающая гипотеза).
Потом появились 16-битные, 32 битные 64 битные.
Формулируют вывод: скорость работы процесссора зависит от количества бит, т.е. от количества информации, обрабатываемой процессором за одну операцию.
Один из учеников дает историческую справку, комментируя информацию на слайде.
Ученики проверяют таблицу.
Продолжают участие в диалоге. Необходимо выяснить характеристики компьютерной памяти.
Она должна хранить большое количество информации.
В компьютере есть внутренняя и внешняя память. Она хранит всю информацию, необходимую для работы компьютера в данный момент.
Внешняя память нужна для хранения информации при выключенном компьютере. Ученики заполняют таблицу, сверяют её с образцом на слайде.
| III этап – закрепление полученных знаний
| Предлагает учебную задачу. Демонстрация слайда 22. Посмотрите, на данном слайде показаны окна «Свойства системы» трех различных компьютеров: ученического компьютера в нашем классе, учительского компьютера и школьного сервера. Определите, какое окно какому компьютеру принадлежит и почему?
Предлагает задание с элементами деловой игры «Выбираем компьютер». Демонстрация слайда 23.
Каждой группе выдает карточки с названиями и спецификой работы различных профессий и карточки с характеристиками различных компьютеров.
При выборе компьютера (например, менеджером фирмы) всегда оптимальным является баланс цены и качества. Чем больше ресурсов компьютера требует конкретная деятельность, тем более высокие характеристики процессора и памяти нужны. Но и компьютер при этом будет стоить дороже. Представьте, что вы – менеджер фирмы, которая проектирует коттеджные поселки. Вам нужно оснастить компьютерами различные рабочие места фирмы. Попробуйте выбрать компьютер для секретаря, бухгалтера, инженера и дизайнера. А также выберите домашний компьютер для себя. Ваша задача – обеспечение необходимых характеристик компьютера при максимальной экономии.
Подводит итог игры.
Правильные ответы:
секретарь – № 2, бухгалтер – № 4, инженер – № 1, дизайнер – № 3, универсальный – № 5. Знание основных характеристик компьютера позволит вам ориентироваться на рынке компьютерной техники, компетентно осуществлять выбор устройств при их приобретении.
| Объединяются в группы по 2-4 человека и решают учебную задачу: ученический компьютер – окно №2, учительский – окно №1, сервер – окно №3 (т.к. самые низкие характеристики в окне №2, самые высокие – в окне №3).
Работа в группах. К карточкам с профессиями подбирают карточки с информацией о компьютерах, которые для них оптимально подходят с точки зрения баланса цены и качества Записывают получившийся порядок номеров компьютеров. Группы презентуют свой вариант подбора. При несовпадении ответов, класс обсуждает ошибки и выбирает правильный ответ
| IV этап – подведение итогов и домашнее задание
| Завершает урок. Запишите домашнее задание. Демонстрация слайда 24. Инструктирует по выполнению домашнего задания, раздает карточки. Оценивает работу учащихся на уроке
| Записывают домашнее задание.
|
Список использованной литературы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Козлова С.А., Мельникова Е.Л., Чиндилова О.В. Образовательные технологии. Сборник материалов М.: Баласс, 2008. (Образовательная система «Школа 2100»)
Лапчик М.П. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Урок 10. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики] ] — URL:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75349/
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [www документ] — URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:OogquXs9sSkJ:www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf+%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+pdf&hl=ru&gl=ru&pid=bl&srcid=ADGEEShapJpSUF0J6lEXhkxiWcBJK7f_gQ-qf-BUtBnXd6vz8CchB_QYe4UmSH0fewwb5GAJtkdScG4oR4u5uaws9HFBRK7hXWqACr3Lg9qNGRaTyK57RlYbgFHuTp-gMlLbo0yBgfEv&sig=AHIEtbRnnTIzyObLBZcT-Oev5DThi4JaJg
Милютина Е.В. Проблемно-диалогический метод на уроках физики [фестиваль педагогических идей «Открытый урок»] — URL: http://festival.1september.ru/articles/516756/
Шикабиева Н.В. Проблемное обучение на уроках информатики и разработка урока к данной теме [фестиваль педагогических идей «Открытый урок»] — URL: http://festival.1september.ru/articles/210344/
|