Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) Город : Сызрань
ОУ ООШ №7
Учитель: Филина Галина Николаевна
Класс: 5
Тема учебного занятия: «Умножение и деление чисел».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Форма учебного занятия: обобщающий урок-сказка.
Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи учебного занятия:
Проверить умения учащихся выполнять устное и письменное умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число.
Развивать память и внимание учащихся.
Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; повышать интерес учащихся к математике.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): авторская презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ПО «Страна Фантазия» по курсу 1-3 год обучения, авт.С.Тур, Т.Бокучяаева – БХВ-Петербург, 2004
Ход учебного занятия:
Урок проводится в кабинете информатики, оснащенном 9 компьютерами (8 – ученических, 1 – учительский) с установленным
На партах лежат таблицы умножения и карточки с индивидуальными заданиями.
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 1. Организационный момент
| 2 минуты
| Сообщить тему и цели урока.
|
|
| Словесный
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| -Здравствуйте, ребята. -Сегодня у нас необычный урок. Мы сейчас не просто пожелали друг другу добра, мы попадём в сказку, где будем помогать ДОБРУ побеждать ЗЛО. А для этого вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. То есть вы будете умножать и делить числа на однозначное число. Я знаю, что у вас всё получится. И так, в СКАЗКУ!
| Класс встаёт.
Ребята разбиваются на пары и проводят тренинг «Пожелание добра»:
-Я желаю тебе сегодня добра.
-Ты желаешь мне сегодня добра.
-Мы желаем сегодня друг другу добра.
Ученики садятся, слушают учителя и настраиваются на работу.
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
Расшифровывание названия сказочной страны.
| 5 минут
| Проверить умения учащихся выполнять умножение чисел на однозначное число.
| Знать:
таблицу умножения, алгоритмы устного и письменного умножения многозначных чисел на однозначное число.
| Уметь:
применять знания к решению примеров.
| Словесно-наглядный.
| Индивидуально-фронтальная.
| Презентация, кадры №1, №2, №3
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
-На море-океане, на острове Буяне есть сказочная страна. Жители этой страны очень любят решать примеры, задачи, разгадывать ребусы и головоломки. Название этой страны вы узнаете, выполнив следующее задание:
у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета с примерами на умножение чисел на однозначное число. На доске вы видите 9 порядковых номеров и таблички с числами, которые являются решениями ваших примеров. Номер примера имеется и на ваших карточках. Вам нужно решить в рабочей тетради пример, а затем на доске около номера своего примера поставить карточку с полученным ответом.
После того, как все примеры решены, нужно перевернуть карточки. Получится название сказочной страны «ПРИМЕРНАЯ».
| Учащиеся решают примеры по индивидуальным карточкам жёлтого цвета:
Бичекгуев Г. (21 × 4 =) №1 (п)
Бабаева Н. (3232 × 3 =) №1 (п)
Батанов М. (700 × 5 =) №2 (р)
Валеева К. (46261 × 5 =) №2 (р)
Васильева Е. (123 × 3 =) №3 (и)
Жуков Р. (134 764 × 6 =) №4 (м)
Корецкий Д. (14 941 × 2 =) №5 (е)
Куркина А. (2122 × 4 =) №6 (р)
Мазитов А. (31 281 × 3 =) №6 (р)
Пирогов И. (23 127 × 4 =) №7 (н)
Федосеев И. (430 × 2 =) №8 (а)
Хохлова К. (42 × 2=) №8 (а)
Чивелёва Д. (136 × 3 =) №3 (и)
Якупов В. (157 × 4 =) №9 (я)
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 3.
Геометрическая пятиминутка.
| 5 минут
| Развивать внимание и память учащихся,
повторить понятие «ось симметрии».
| Учащиеся должны знать понятия:
-прямоугольник,
-круг,
-треугольник,
-ось симметрии.
| Уметь:
находить симметричные фигуры.
| Наглядный.
| Фронтальная.
| Презентация,
кадры №4, №5, №6.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| -В стране Примерная жители часто играют в игры на развитие памяти и внимания. Давайте и мы с вами поиграем в такую игру.
Учащимся предлагается за 20 секунд запомнить содержание кадра, на котором изображены синий треугольник, зелёный круг и красный прямоугольник. Затем изображение убирается, а учащимся предлагается по памяти ответить на вопросы:
Какие фигуры изображены на рисунке?
Какого цвета треугольник?
Какого цвета круг?
Какого цвета прямоугольник?
Какие из изображённых фигур имеют ось симметрии?
| Учащиеся запоминают изображение на экране и по памяти отвечают на вопросы учителя.
За каждый правильный ответ на уроке ребята получают жетоны, по которым в конце урока будет подведён итог и выставлены оценки.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 4.
Встреча с Соловьём-разбойником.
| 4 минуты
| Продолжить работу по формированию умения решать задачи на движение.
| Учащиеся должны знать формулу для нахождения расстояния, таблицу умножения.
| Уметь применять формулу для нахождения расстояния при решении задач.
| Словесно-наглядный.
| Фронтально-индивидуальная.
| Презентация, кадры №7, №8, №9.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся.
| Жили жители сказочной страны, не тужили, но случилась беда. Напал на страну Кащей Бессмертный и похитил Солнце. Сразу стало темно в стране Примерная, условий задач и примеров не стало видно. Заскучали жители, стали болеть… А тут Солдат домой возвращался и вызвался помочь и вернуть жителям страны Солнце. Пошёл Солдат искать замок Кащея. А мы, ребята, будем ему помогать.
Долго ли, коротко ли шёл Солдат, видит, Соловей-разбойник сидит. Спросил его Солдат, как дойти до замка Кащея. Ответил Соловей-разбойник, что не знает, но может быть Кикимора болотная подскажет. А чтобы до болота дойти, нужно задачу решить.
| Учащиеся решают задачу в рабочей тетради, один из них комментирует. Задача №1
Скорость – 5 км в час.
Время – 3 часа.
Расстояние - ? км.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 5
Встреча с Кикиморой болотной.
| 5 минут
| Проверка умения учащихся решать текстовые задачи.
| Знать алгоритм решения текстовых задач; понятия «всего» и «в несколько раз больше».
| Уметь находить число, которое в несколько раз больше данного;
применять понятие «всего» при решении текстовых задач.
| Словесно-наглядный
| Фронтально-индивидуальная.
| Презентация, кадр №10.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
-Как и сказал Соловей-разбойник, дошел Солдат до болота, а там Кикимора сидит. Рассказал Солдат о том, что его к ней привело, на что Кикимора ответила, будто Лесовик что-то слышал о Кащеевом царстве. А дорогу к Лесовику она укажет после того, как Солдат поможет посчитать журавлей и уток на болоте. А вот и условие задачи. Итак, ребята, за работу!
| Учащиеся решают задачу в тетрадях, один из них работает у доски. Условие задачи:
Журавлей – 210.
Уток-?, в 3 раза больше.
Всего птиц -?
| Время
| Цель этапа
| Знания
| Умения
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| 6.
Физминутка.
| 3 минуты
| Повторить таблицу умножения, развивать внимание.
| Знать таблицу умножения.
| Уметь применить знания в изменившихся условиях.
| Словесно-наглядный.
| Фронтальная.
| Презентация, кадр №11.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
-Не обманула Кикимора болотная, указала дорогу к Лесовику. Пошёл Солдат по лесу. Послушайте, ребята, как птицы в лесу поют. А чтобы не скучно было идти, решил Солдат зарядку сделать. Давайте и мы ему поможем.
| Учащиеся устно решает пример, который показывает учитель, проговаривает вслух упражнение зарядки и повторяет его столько раз, сколько получилось в примере. Текст зарядки:
-Столько раз ногами топнем.
-Столько раз руками хлопнем.
-Мы подпрыгнем столько раз.
-Мы наклонимся сейчас.
-Мы присядем ровно столько.
-Ай, да счёт! Игра и только!
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 7.
Встреча с Лесовиком.
| 5 минут
| Проверить умение учащихся находить несколько частей от числа.
| Знать алгоритм нахождения нескольких частей от числа.
| Уметь применять знания для нахождения частей от числа.
| Словесно-наглядный.
| Фронтально-индивидуальная.
| Презентация,
кадр №12.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
-Так за зарядкой Солдат и не заметил, как дошёл до домика Лесовика.
Расспросил Лесовик Солдата о том, что привело его в такую даль, и обещал проводить до избушки Бабы-Яги. Но сначала попросил помочь посчитать берёзки в его лесу. А Солдат, в свою очередь, за помощью обратился к вам, ребята. Давайте поможем.
| Учащиеся решают задачу в тетрадях, один из них работает у доски. Условие задачи:
Всего-4 840 деревьев.
Берёз-?, ¾ от
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 8.
Встреча с Бабой-Ягой.
| 7 минут
| Продолжить формирование умения учащихся работать на компьютере; повторить названия компонентов деления и умножения.
| Учащиеся должны знать названия компонентов деления и умножения; правила работы на компьютере.
| Уметь работать на компьютере с данным ЦОР.
| Практический.
| Индивидуальная.
| Презентация, кадры №13, №14, №15, №16.
ПО «Страна Фантазия»
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся.
| -Поблагодарил Лесовик Солдата за помощь и повел его к Бабе-Яге. Долго ли, коротко ли шли они, видят, стоит избушка на курьих ножках. Только и избушка в нашей сказке умная. Чтобы она повернулась к гостям, нужно сказать, как называются числа при умножении и при делении.
-Вошли Лесовик с солдатом в избушку, а там Баба-Яга сидит за компьютером и какую-то задачу решает, а решить не может. Нужно ей лесных зверушек в теремок заселить, а для этого таблицу умножения знать нужно, что ей неведомо. Предложил ей Солдат помощь, а взамен попросил волшебный клубок, который приведет его к замку Кащея Бессмертного. Ну, а вам, ребята, не привыкать работать на компьютерах.
Поможем и Бабе-Яге.
| Учащиеся работают на компьютерах.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 9.
Офтальмологическая пауза.
| 1 минута.
|
|
|
|
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| -После работы за компьютером нужно дать нашим глазам отдохнуть.
Выполним несколько упражнений для глаз.
| Учащиеся работают по тренажеру.
| Время
| Цель этапа
| Знания
| Умения
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| 10.
Освобождение Солнца.
| 5 минут.
| Проверить умение учащихся выполнять деление многозначных чисел на однозначное число.
| Знать алгоритмы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число.
| Уметь применять знания при решении примеров.
| Словесно-наглядный.
| Индивидуальная.
| Презентация, кадры №17, №18.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
-Пока, ребята, мы отдыхали, волшебный клубок привёл Солдата к замку Кащея Бессмертного. Там в темнице заперто Солнце, а на двери – 8 замков. Чтобы замки открыть, нужно решить примеры на деление чисел на однозначное число. Для этого возьмите карточки зелёного цвета. Ребята, Солдат и все жители Примерной страны только на вас и надеятся.
| Учащиеся решают примеры по индивидуальным карточкам зелёного цвета.
Бичекгуев Г. (35 : 7 =)
Бабаева Н. (2 468 : 2 =)
Батанов М. (100 : 2 =)
Валеева К. (2 712 : 2 =)
Васильева Е. (396 :3 =)
Жуков Р. (8 536 : 4 =)
Корецкий Д. (625 : 5 =)
Куркина А. (8 024 : 2 =)
Мазитов А. (7 839 : 3 =)
Пирогов И. (528 : 4 =)
Федосеев И. (480 : 2 =)
Хохлова К. (18 : 3 =)
Чивелёва Д. (288 : 3 =)
Якупов В. (8 024 : 2 =).
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 11.
Подведение итогов.
| 3 минуты.
| Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом.
|
|
| Словесно-наглядный.
| Фронтальная.
| Презентация, кадры
№19, №20.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| -Итак, все примеры решены правильно. Рассыпались замки на темнице, и засияло снова Солнце над Примерной страной. Вернулся Солдат домой и рассказал жителям сказочной страны, как он Солнце освобождал. Давайте и мы вспомним, как это происходило.
-А теперь посмотрим, кто сколько жетонов набрал. (Выставляются оценки).
Обрадовались жители сказочной страны, что всё хорошо закончилось, что снова они смогут заниматься любимыми делами и устроили в честь Солдата-освободителя пир на весь мир!
А на этом пиру конкурс объявили на лучшую творческую работу. И вас, ребята, пригласили принять участие. Для этого вам нужно выполнить рисунок к сказке, но не простой, а состоящий из цифр и геометрических фигур. Это и будет вашим домашним заданием.
Спасибо за урок, дети!
| Учащиеся слушают учителя, вспоминают и называют этапы урока, записывают домашнее задание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |