Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 110.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.12.2013
Размер110.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»

Интегрированный подход

как

средство развития личности.

учитель физики

Гончаров Василий Иванович

с.Васильевка

2012


Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

И.Г. Песталоцци

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». (Л.Н. Толстой.) Современное развитие общества, системы образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся. При этом под компетенцией понимается совокупность того, чем человек располагает, а под компетентностью – совокупность того, чем он владеет. Образование в наше время требует от учебного процесса искать новые формы уроков. Одним из таких типов уроков можно считать интегрированные уроки. Интеграция создает возможность для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные предметы, что безусловно, повышает познавательный интерес. Интеграция в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х - 90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия . Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования . С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования. При том или другом подходе можно утверждать, что в образовании накоплен достаточный опыт, позволяющий педагогике подняться до системного, концептуального, мыслящего рассмотрения интегративных процессов. С другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об интегрированных уроках, необходимо остановиться на понятии «интеграция». На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные учёные пытаются дать определение феномену педагогическая интеграция: «Понятие «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей и употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности, отсутствующие ранее, когда не было связей. Нарастание связей ведёт к новой качественной форме интеграции, когда получается хорошо организованное (органическое) множество, образующее целостное единство, которое называется системой и выступает наиболее своевременной формой синтеза объединяемых компонентов» (А.Д. Урсул).

«Интеграция – система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром» (О.Т. Гилязова).

«Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С. Сердюкова).

«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Интеграция – процесс, в ходе которого разобщенные знания по одному или нескольким разным учебным предметам объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Соединение разобщённых знаний в единое целое для детей крайне необходимо, если учесть познавательный потенциал учащихся (неумение анализировать, обобщать).

Понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

Это создание у школьников целостного представления об изучаемом объекте (здесь интеграция рассматривается как цель обучения).

Это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

На основе этого можно сформулировать основные цели интегрированных уроков:

Формирование у учащихся мировоззренческих понятий об окружающем мире.

Формирование целостного представления об изучаемом объекте с видением взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в интеграционном процессе.

Есть три уровня интеграции:

1. Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов; 2. межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин,    что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;

3. транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются  школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть. 

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

 Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока. 

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок. 

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя  должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя. На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое.

Интегрированные занятия проводятся разными учителями-предметниками, что требует от учителей умения сотрудничать, корректности оценок, строгого разграничения компетенций. На интегрированном занятии могут присутствовать учащиеся из одного класса, из разных классов (4-6, 7-9 классы и т. д.).

Интегрированные уроки являются одним из условий организации продуктивного обучения.

  • во–первых, систематизация содержания способствует развитию познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения.

  • во-вторых, при проведении традиционного урока использование межпредметных связей предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов. На интегрированном уроке в центре - многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах.

  • в-третьих, интегрированный урок позволяет более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат. На интегрированном уроке решаются одновременно дидактические задачи двух и более учебных предметов.

  • в-четвёртых, интегрированные уроки обеспечивают совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создают новые условия деятельности учителей и учащихся.

  • в-пятых, структура интегрированного урока отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной сжатостью, компактностью и чётким структурированием учебного материала;

логической взаимосвязью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют:

- коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий)

- формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний (учащиеся хорошо усваивают теоретический материал, качественно выполняют практические работы, успешно сдают экзамены)

- воспитанию положительной мотивации к учению (в интегрированном уроке сложный для детей предмет математика становится более привлекательным, практически значимым для учащихся, т.к. интереснее составлять задачи из собственной практики, чем про пешехода и велосипедиста)

- интегрированные уроки являются для детей личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в жизни. Дети видят ценность изучаемого материала, начинают осознавать необходимость полученных знаний после окончания школы, что способствует успешной адаптации выпускников в жизни в обществе.

В чём преимущества интегрированных уроков?


- Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. - Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. - Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. - Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Особенности проведения интегрированного урока


- Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией. - Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. - Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим. - Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей, за исключением начальной школы. Хоть и в начальных классах могут сотрудничать учителя-предметники.

Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в интеграции с информатикой. В частности, такой комплекс часто используется в начальной школе. Математика и языки чаще всего интегрируются с информатикой. Дети закрепляют новые знания с помощью персонального компьютера. Современным детям доставляет большое удовольствие работа с компьютером и учёба для них становится более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания стандартного урока, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере.

Современное образование предполагает такие уроки сделать обязательными и отрегулировать их регулярность (например, раз в четверть). Это не означает, что компьютеризация постепенно лишает человека почерка, но образование преследует цели социализации. Школа выполняет общественный запрос и готовит детей к требованиям производства.

Литература:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2003.- с.216.

  2. Мельников Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. Санкт-Петербург: «КАРО», 2003.- с. 9-14.

  3. Фоминых Ю.В. Интегрированный подход к формированию мировоззрения. – М.: «Педагогика», 1993.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск