Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 257.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации11.12.2013
Размер257.67 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2
Обобщение опытом
Технология обучения рисованию с натуры

Учитель ИЗО

Высшая квалификационная

категория

МБОУ «СОШ № 8
МО «Ахтубинский район»

Пак Н.М.

г. Ахтубинск – 2012 год
Фамилия ПАК

Имя НИНА

Отчество МИХАЙЛОВНА

Номинация Изобразительное искусство


Название работы «Технология обучения рисованию с натуры

(Рисунок. Живопись.) в начальной школе.»

Предмет преподавания Изобразительное искусство

Должность Учитель изобразительного искусства
Квалификационная

категория Высшая категория
Наименование учреждения Муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 муниципального образования «Ахтубинский район»


Цель и краткое содержание реферата.
Тема реферата «Технология обучения рисованию с натуры. (Рисунок. Живопись.) в начальной школе» является актуальной и значимой в педагогической практике.

Цель работы – показать содержательную технику реализации основной, сквозной темы учебного предмета «Изобразительное искусство» «Рисунок с натуры» в начальной школе.

В ведении раскрывается вопрос о роли изобразительного искусства в развитии личности ребёнка. Здесь же со ссылкой на высказывания известных художников-педагогов обуславливается выбор темы.

Вторая часть посвящена психологии изобразительного творчества младших школьников.

В основной части описываются, методологические основы образовательной технологии, личный опыт учителя по теме: «Рисование с натуры простых по форме цветов», прилагается конспект урока, рисунки учащихся.

В заключении формулируется условия оптимальной реализации образовательной технологии.

В процессе работы над рефератом использовались книги учёных-методистов, художников-педагогов, учебники, программы, письма, документы, воспоминания.

Содержание

  1. Введение

    1. Изобразительное искусство – важнейшее

средство развития личности ребёнка

    1. Рисунок – основа изобразительного

искусства

2. Психология изобразительного творчества

младших школьников

3. Технология обучения рисованию с натуры

(Рисунок. Живопись.) в начальной школе

3.1. Особенности содержания раздела

«Рисование с натуры»

(по памяти и по представлению)

    1. Методологические основы технологии

обучения

Работа с карандашом

Работа с акварелью

4. Оптимальные условия реализации

образовательной технологии

  1. Список использованной литературы

  2. Конспект урока по теме «Рисование с натуры простых по форме цветов».

(2 класс)

  1. Приложение.

Непрестанно рисовать с натуры –

вот школа высшая и верная.

И.Е. Репин

Изобразительное искусство – важнейшее средство развития личности ребёнка.


    1. Изобразительное искусство – важнейшее средство развития личности ребёнка. Оно способствует расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

В изобразительной деятельности ярко обнаруживается

активность личности школьника, и прежде всего активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувств, и это является необходимым условием успешного формирования мировоззрения, идейной убеждённости.

Таким образом, актуальность и значимость изобразительного искусства как предмета в современной общеобразовательной школе неоспоримы.
1.2. Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится всё изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорили и писали великие мастера изобразительного искусства. К.Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли...»

Замечательный педагог-художник П.П.Чистяков, говоря о методах преподавания рисования в школах, писал: «Изучение рисования, строго говоря, должно… начинаться и оканчиваться с натуры…»

Исходя из специфики рисования, П.П. Чистяков рассматривал обучение рисованию как процесс, который должен быть направлен на разрешение зрительного восприятия учащихся и вооружение их умениями и навыками изображения.

На научную разработку метода обучения, основанного на рисовании с натуры, оказали определённое влияние труды выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.

«…Дитя, если можно так выразиться, - писал К. Д. Ушинский, - мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе.»

Неслучайно Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. «Изобразительное искусство» Под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.С. Кузина начинается с раздела « Рисование с натуры, по памяти и по представлению». Ведущее место принадлежит рисование с натуры.
Психология изобразительного творчества младших школьников.
Одним из условий эффективности обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства является знание учителем динамики формирования психических процессов и качеств личности ребёнка, направленных на эстетическое освоение окружающего мира.

Известно, что дети дошкольного и младшего школьного возраста охотно берутся за рисование, пользуются красками, с удовольствием лепят. Дети, конечно, ещё не могут передать объёмность, реальные пропорции предметов, расположение их в пространстве и цветовое отношение.

Однако их рисунки обладают искренностью, непосредственностью и убедительностью. Эти качества придают детскому творчеству необыкновенную прелесть и дают основания расценивать работы детей как своеобразное произведения искусства.

Рисовать дети начинают раньше, чем читать. Дошкольный процесс графической деятельности ребёнка сложен. Он заключает в себя, по крайней мере, два разных начала: ознакомление с графическими возможностями закрепления информации на плоскости и ознакомление с особенностями изобразительной деятельности.

В 1 класс дети приходят уже с пониманием особенностей изобразительных и графических приёмов кодирования информации на месте. И хотя в дальнейшем эти приёмы будут переплетаться, воздействовать один на другой, всё же дети чётко будут отличать рисование от других способов графического закрепления информации.

Рисунки младших школьников всегда несут смысловую нагрузку, поясняют что-то, часто они бывают схематичны. Наблюдательность у ребёнка в это время развита слабо, но он уже знает существенные признаки предметов и старается закрепить их в рисунках. Дети дают «открытый» цвет, т. е. пользуются чистой краской, которая обычно передаёт не конкретный оттенок, а цвет в принципе. При рисовании по памяти и по представлению могут легко переходить от одного сюжета к другому, изменить замысел. Все эти особенности изобразительных работ объясняются недостаточными знаниями ребёнка, неустойчивым его вниманием, неумением целенаправленно наблюдать, а также быстрой утомляемостью.


___________________________________________________________________________________________

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953 г.

Брюллов К. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. М., 1959 г.

Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х т. М., 1974 г.

Одна из общеобразовательных задач изобразительного искусства – научить детей наблюдать окружающую действительность, осознавать зрительные впечатления и развивать наблюдательность. Всё это очень важно и для общего умст-венного развития. Особое значение имеет для ребёнка развитие зрительной системы, поскольку согласно данным науки, свыше 90% информации об окружающем мире он получает именно через неё.

Согласно экспериментальным данным, всех детей по их способностям к рисованию можно разделить на три группы:

К I группе относятся дети с ярко выраженной графической одарённостью. Они выполняют рисунки контурными линиями, чётко передают формы, ровным пятном заливают изображение по контуру.

Ко II группе относятся дети с преобладанием живописного начала над графическим. Они рисуют неуверенными путанными линиями, пишут пятнами, хорошо чувствуют цветовые отношения.

Дети III группы имеют в равной степени выраженные графические и живописные способности и довольно успешно справляются с теми и другими работами.

Каждый учитель должен знать, что один ребёнок с трудом выполнит чёткий контурный рисунок или вообще не сможет его сделать. Для другого же это простое задание. И на основе этого многие торопятся сделать вывод, что один ребёнок способен к изобразительному искусству, а другой – нет. Дело здесь не в общей одарённости, а в разной её структуре. Ребёнок, не выполнивший чёткого конкретного рисунка, может, например, отлично подобрать цвет, решить сложную колористическую задачу, которая труднее для первого.

Итак, учитель изобразительного искусства при оценке знаний и умений учащихся должен задуматься над структурой способностей ребёнка.
Рисунок. Живопись.

Технология обучения рисованию с натуры в начальных классах.
Рисование с натуры является одним из основных видов

учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

Раздел «Рисование с натуры» включает в себе несколько подразделов:

─ Рисование с натуры «плоских» предметов

─ Рисование с натуры геометрических тел и гипсовых

орнаментов

─ Рисование с натуры бытовых предметов

─ Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов

─ Рисование с натуры пейзажа

─ Рисование с натуры интерьера и архитектурных

сооружений

─ Рисование с натуры животных

─ Рисование с натуры человека

С первого же занятия по «Рисование с натуры» (Рисунок и живопись.) важно усвоить такие понятия как «натура» и «рисунок с натуры».

Предмет, который находится перед рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс рассматривания его и изображения, сравнения натуры с изображением и доведения до соответствия натуре называется рисо-ванием с натуры.

3.1 Рисование с натуры, по памяти и по представлению занимает важное место в преподавании изобразительного искусства в начальных классах. На уроках рисования с натуры дети учатся наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей

( конструктивное строение ), цвет предметов. У детей формируется умение свободно, без напряжения, не поворачивая листа бумаги, проводить линии в разных направлениях.

Учащиеся усваивают различные приемы работы акварельными красками, получают начальные сведения о композиции, учатся различать и передавать в рисунках цвета. При рисовании отдельных предметов дети учатся правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

На уроках рисования с натуры, так же как и на других уроках, дети учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть, правильно держать бумагу и карандаш, работать с акварельными красками при рисовании.

Рисование с натуры следует начинать с организации наблюдения учащимися изображаемых объектов, чтобы научить их видеть натуру, анализировать форму, величину, строение и другие характерные признаки изображаемого предмета.

Умение анализировать предмет органично связывается с усвоением главного правила рисования – построения рисунка начинают с изображения общей формы, затем прорабатывают детали и в самом конце работы снова уточняют общее.

При переходе к самостоятельной работе учащиеся должны постоянно сравнивать с натурой свой рисунок на всех этапах. Это помогает достичь наиболее лучшего результата. Правильно организованное наблюдение, показ последовательности выполнения рисунка и, наконец, систематический анализ детских работ – вот решение важной педагогической задачи.

Урок «рисование с натуры» в начальных классах можно проводить по следующему плану:


  1. Постановка натуры

  2. Организация наблюдения и анализ предметов постановки

  3. Показ последовательности выполнения рисунка

  4. Выполнение учащимися построения рисунка тонкими линиями

  5. Общие замечания учителя, относящиеся к этапам последовательного выполнения рисунка

  6. Проверка и исправление ошибок

  7. Продолжение работы, завершение рисунка

  8. Подведение итогов работы.

При выполнении этой же работы красками эта структура соответственно усложняется. Готовятся краски, объяснение последовательности работы с акварельными красками.

Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1–3 урока)

и кратковременные (5 – 15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей урока и содержания. В

3 классе им может быть посвящён урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры следует чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению.

Основные внимание учащихся 1 – 2 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в 1 – 2 классах рисуют во фронтальном (профильном) положении.

В 3 классе начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объёмных предметов, находящихся не только во фронтальном, но в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся в перспективе форм.

С 1 класса дети учатся определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятиями хроматические (красный, синий и т.д.) и ахроматические (черный, белый, серый), холодные и тёплые цвета, а также цветового тона.

В 3 классе у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают богатство окружающего мира. изображение 002.jpg

Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Рисунок и натура должны быть освещены так, чтобы на них не попадала тень от фигуры рисующего и от каких-либо предметов. Рекомендуется, чтобы источник света находился вверху, несколько впе6реди и слева от рисующего. Обзор натуры во время рисования должен быть хорошим.

3.2. Рисунок с натуры начинается едва заметными линия-ми, «лёгкими» линиями, а затем, когда правильно решена композиция рисунка, намечено общее расположение объектов, найдены их пропорции, постепенно уточняют линии и усиливают тон. Предварительно следует, глядя на чистый лист бумаги, мысленно представить себе общее расположение рисунка, его размеры, представить уже законченную работу. Проследить направление каждой формы, линии предмета в натуре и легко нанести их на бумагу. Постепенно происходит своеобразный отбор проведённых линий. К концу построения рисунка усиливаются и выделяются правильно проведённые линии, а неточные линии в дальнейшем поглощаются тоном. В зависимости от цели и характера выполняемого рисунка применяются различные линии – тонкие, еле видимые, постепенно переходящие в белый тон бумаги, то энергичные, резкие, широкие.

Для формирования умения свободно работать карандашом следует выполнять ряд графических упражнений.

Примерные упражнения (в карандаше):

─ проведение горизонтальных и вертикальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга;

─ начертание нескольких кругов на одинаковом расстоянии друг от друга;

─ проведение косых штриховых на равном расстоянии

друг от друга (слева направо и справа налево);

─ выполнение сразу, без предварительного построения линейного абриса различных по форме и величине объектов;

─ выполнение по памяти быстрого рисунка с натуры.

Карандашу подвластно всё – передача едва уловимого контура высоко плывущего в небе облака или гибкие, изящные очертания женской фигуры, а можно нанести густое, чёрное пятно, за которым угадывается тёмный дремучий лес.

После выполнения линейного рисунка (в карандаше) следует приступить к работе с акварелью «по сухому». Первые сведения о цвете и технике, а также первые практические навыки приобретаются во время специальных упражнений с акварелью – заливки прямоугольников цветовым тоном (красным, жёлтым и т.д.), постепенного усиления и ослабления тона.

Примерные упражнения с акварелью:

  1. Нарисовать три прямоугольника размером 10 х 3 см. Развести жидко жёлтого цвета краску на палитре с углублениями. Подождать, когда краска отстоится, затем кистью взять краску сверху (не касаясь концом кисти самой палитры, в которой разведена краска) и покрыть все три прямоугольника слева направо и сверху вниз. После того как краска высохнет, снова покрыть вторым цветовым слоем второй и третий прямоугольники (первый остаётся не тронутым). И после высыхания и этого слоя, последний из прямоугольников покрыть третьим слоем – до полной насыщенности цвета. Аналогичные упражнения выполняются с красной и синей краской.

  2. Такие же, как и в первом упражнении, три прямоугольника покрывают не одной, а смесью двух красок. Для этого смешивается красная и жёлтая краски – получается оранжевый цвет светлого тона. Этим тоном покрываются все три прямоугольника. После высыхания повторно наносится цветовой тон на второй и третий прямоугольники. А после высыхания ещё раз – на третий прямоугольник, в нём цветовой тон достигает полной густоты, полного звучания. Аналогичные упражнения – жёлтый с голубым (получается зелёный цвет), и красный, смешанный с синим (получается фиолетовый цвет). изображение 003.jpgизображение 004.jpg

  3. Данное упражнение рассчитано на формирование умения передавать равномерный переход цвета от светлого к тёмному, и от тёмного к светлому.

Поверхность первого прямоугольника покрывается едва заметным тоном изумрудной зелени, затем, сгущая её

первоначальный светлый тон постепенным прибавлением краски, раскраска прямоугольника внизу доводится до полной насыщенности цвета. Разновидность этого упражнения является раскраска прямоугольника одной из красок набора от тёмного цвета к светлому и от середины прямоугольника снова – от светлого к тёмному.

4. Эта серия упражнений заключается в том, что, наложив краску одного цвета, путём прибавления к ней другой краски достигают перехода одного цвета в другой, начиная со светлого и кончая тёмным. Например, начать раскраску жёлтым, постепенно прибавлять к нему красный и закончить раскраску прямоугольника тёмно-красным цветом. Или начать раскраску с жёлтого, затем, постепенно прибавляя к ней синюю, закончить тёмно-синей краской.изображение 005.jpg

5. Пятое упражнение состоит в нанесении мазков различных направлений и различной протяжённости и в соединении двух (и более) мазков различных цветов. Важно при этом, чтобы мазки не растекались за пределы своих границ. Мазки проводятся различной толщены – необходимо упражняться в умелом владении как (кистью) всей её поверхностью, так и её тонким концом. Указанные упражнения выражают собой приём работы акварелью «по сухому». Этот приём особенно незаменим для начинающего рисовальщика, потому что учит сохранять прозрачность, чистоту и звучание цвета.

После перечисленных упражнений можно перейти к выполнению первых работ «рисование с натуры».

Более подробное описание «рисование с натуры» рассмотрим на теме «Рисование с натуры цветов».
Рисование с натуры (по памяти) цветов.
Перед тем как начать рисовать цветы, следует знать, что их форма чрезвычайно разнообразна. Некоторые из них имеют довольно простую форму, другие отличаются необычно сложной формой.

К простейшим цветам относятся такие, которые состоят из небольшого количества лепестков, растущих симметрично в стороны от центра цветка (из чашечки) таким образом, что форма всего цветка представляется своеобразным круглым диском с несколько выпуклой или вогнутой серединой. К такому типу цветов относится: ромашка, лютик, гвоздика, цвет яблони, вишни и др. похожи по строению с ними, но имеют свои отличия лепестки цветов типа анютиных глазок, ивана-да-марьи и др. Лепестки этих цветов симметричны только по одной оси.

Различную форму имеют цветы со сросшимися лепестками: трубчатую, колокольчатую, колесовидную и т.п. Это цветы типа львиного зева. Лепестки этих цветов разделяются небольшими разрезами. Большим разнообразием общей формы и формы лепестков отличаются многолепестковые цветы. В частности, клевер, розы, астры, георгины, имеют форму шара, полушария. Обобщённая форма цветов одуванчика, подсолнуха вместе с чашелистиком и лепестками напоминают усечённый конус и т. д. Невозможно описать всё разнообразие строения цветов. Главное для рисующего – с самого начала увидеть своеобразие формы цветка, определить, какую геометрическую форму он напоминает.

Так же различна у цветов и зелёная чашечка, она бывает и большой и маленькой, различных пропорций, разной формы, по-разному связана с венчиком, то есть лепестками. Различна форма и длина тычинок, которые могут быть скрыты под лепестками, а иногда им принадлежит не малая роль во внешнем облике цветка. Отличается разнообразием и форма лепестков, неодинаково их количество в цветах. Во время анализа цветка перед его изображением и в процессе рисования важно уяснить себе пропорции отдельных частей цветка, очертание чашелистиков, лепестков, тоновую и цветовую окраску венчика, их пространственное положение и степень перспективного сокращения по отношению к линии горизонта и в соответствии с конкретной точкой схода.

По-разному и группируются цветы. Некоторые из них располагаются на стебле по одному, другие попарно или по три, третьи – гроздьями. Цветы, растущие большими группами, могут образовывать вокруг стебля шар, полушарие, цилиндр, конус. Таковы флоксы, иван-чай, сирень, черёмуха и т. д. Некоторые цветы располагаются в ряд по стеблю и повёрнуты в одну сторону, например, ландыш, гладиолус.

Рисование любого цветка начинается с обобщенного наброска линиями всего цветка вместе со стеблем и листьями. Наметив на листе бумаги общее пространственное положение всей массы цветка, уточняют направление его стебля и самого цветка. На этом этапе важно правильно определить наклон, поворот стебля, цветка, расположение листьев, взаимоотношение их пропорций. Затем детально прорисовываются все листья, чашечка, лепестки цветка, почки на стебле. При построении линейного рисунка цветка следует пользоваться вспомогательными линиями, линиями построения, вертикалью и горизонталью.

В зависимости от цветовой тональности окраски цветов их изображают либо на светлом, либо на тёмном или сером фоне. Если лепестки цветка светлые, нежные по фактуре, его лучше рисовать на тёмном или светлом фоне

(ромашки, гладиолусы, светлый мак и т.п.). Насыщенные, тёмные по тону цветы (красные розы, малиновые георгины, гвоздики и др.) надо изображать на белом или бледно окрашенном фоне.

Работая акварельными красками, можно использовать различные приёмы работы акварелью, всё зависит от конкретной задачи, времени. Часто выбор приёмов («по сухому», «по влажному», «вливание цвета в цвет», смешанная техника) обуславливается самим цветком, его раскраской, формой, фактурой лепестков, листьев, условиями освящения.

В качестве упражнений следует выполнить как можно больше набросков и зарисовок цветов с натуры. Наброски и зарисовки выполняются карандашом и акварелью без предварительного рисунка. Учитывая, что в дальнейшем учащийся должен уметь быстро и выразительно рисовать различные цветы, следует потренироваться в рисовании цветов по памяти и по представлению (карандашом и акварелью).

Яркими примерами выразительного изображения цветов карандашом, акварелью, пером и тушью служат рисунки цветов Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И.И. Шишкина, Ф.П. Толстого, М.А. Врубеля и многих других замечательных художников.

Таким образом, значение методологических основ технологии обучения рисования с натуры позволяет правильно спроектировать уроки изобразительного искусства.
Оптимальные условия реализации образовательной технологии.
Оптимальные реализации образовательной технологии по предмету «Изобразительное искусство» зависит от следующих условий, которые необходимо учитывать при планировании и проведению занятий.

Это:

─ гуманно-личностный подход к ребёнку с целью разбудить, вызвать к жизни его внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности;

─ комплексное решение учебно-воспитательных задач;

─ соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей;

─ использование на уроках проблемных вопросов и ситуаций;

─ широкое использование на уроках наглядности и технических средств обучения;

─ соблюдения преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников;

─ интеграция школьных дисциплин;

─ использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми, включая элементы игры, сказки, с целью привлечения внимания, интереса детей, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников;

─ положительная стимуляция учения;

─ постоянное совершенствование форм уроков: уроков-упражнений; уроков-вариаций; уроков-импровизаций; уроков-праздников; уроков-экскурсий; реализации принципа педагогики сотрудничества и творческого участия школьников в учебном процессе;

─ вариативность и дифференциация обучения;

─ гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей.

Таким образом, применение и соблюдение данных принципов на уроках изобразительного искусства позволяют развить художественные способности детей, сформировать их эмоциональную отзывчивость, научить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Список использованной литературы


  1. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для

учащихся пед. уч-щ. – М., 2002 г.

  1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Близнюк А.Е. Рисунок. 1 – 11 кл. М., Просвещение, 1995.

  2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 2001 г.

  3. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю. Живопись. 1 – 11 кл. М., Просвещение, 1995.

  4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. М., 2001 г.

  5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство

5 – 6 классы. Учебник: В 2-ч. – М., 2002 г.

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство

7 – 8 классы. Учебник: В 2-ч. – М., 2002 г.

  1. Кузин В.С., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство. 1 – 9 кл. М., Просвещение, 1994.

  2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 кл. МДО, 1995.

  3. Полунина В.Н. Искусство и дети:

Из опыта работы учителя. – М ., 2001 г.

  1. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 2001 г.

  2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного

искусства в школе. 2-е издание. М., 2001 г.

  1. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях. Пособие для учителя. М., 2000 г.

  2. Сокольникова Н.М. Композиция. 1 – 11 кл. М., Просвещение, 1995.

  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.

Минск 1987 г.

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1991 г.

  2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5 – 8 кл. М., Просвещение, 1996.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск