Покроева Елена Николаевна учитель информатики МОУ « Вязовская СОШ» Краснояружского района
План урока по информатике в 7 классе Тема: « Файл. Файловая система»
Класс: 7
Цели урока:
1.Обеспечить усвоение учащимися понятий файла, файловой системы, имени файла.
2.Отработать навыки работы учащихся по изученной теме
2. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, навыки работы с компьютером, умение излагать мысли, моделировать ситуацию.
3. Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, уважение к товарищам, умение работать в паре и группе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Структура урока:
I. Организационный момент. (2 мин) II. Повторение и проверка знаний для подготовки к новой теме (10 мин)
III. Постановка цели занятия перед учащимися (1 мин)
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации (10 мин).
V. Первичная проверка понимания (6 мин)
VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (3 мин)
VII. Творческое применение знаний (4 мин)
VIII.Обобщение изучаемого на уроки и введение его в систему усвоенных знаний и умений (5 мин)
IX. Контроль за результатами учебной деятельности. Оценка знаний.(2 мин.)
X.Домашнее задание к следующему уроку (1 мин) XI.Подведение итогов урока . Рефлексия (1 мин)
Оборудование урока: компьютерный класс в составе 8 компьютеров с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, презентация на первом этапе урока (разминка для ума), кроссворд по теме « Данные и программы», файлы «Шутка» на компьютере по теме «Данные и программы», презентация «Файлы и файловая система», наборы заготовок на этапе закрепления изученного материала, тест по теме «Файлы и файловая система».
Методические рекомендации:
Показатели выполнения образовательных задач этапа
| Условия выполнения образовательных задач этапа
| Методы и приёмы обучения
| 1 Организационный момент.
| Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность этапа; полная готовность класса к уроку; быстрое включение учащихся в деловой ритм; формулирование целевых установок урока
| Собранность учителя; последовательность предъявления требований; спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия
| Приветствие учеников
Рапортичка
| 2.Повторение и проверка знаний для подготовки к новой теме
| Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащимися
| Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания; использование различных форм контроля; создание содержательных и организационных условий; постановка требования перед учащимися знаний способов действий , связей между отдельными компонентами
| Разминка для ума
Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям
Разноуровневые самостоятельные работы
Кроссворд
| 3. Постановка цели занятия перед учащимися
| Формулирование целевых установок урока: актуализация субъектного опыта учащихся
| Формулировка целей урока вместе с учащимися; предварительное обдумывание учителем формулировки цели; отражение в целях урока развитие личностно-смысловой сферы учащихся
| Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы; сообщение цели в виде проблемного задания
| 4.Организация восприятия и осмысления новой информации
| Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий;
| Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; учёт индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала; реализация дифференцированного подхода; создание условий для освоения учащимися знаний , преимущественно в форме деятельности
| 1.Работа с определением вводимых понятий; использование обыденных аналогий , как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся; коллективное способы обучения
| 5.Первичная проверка понимания
| Правильность и осознанность основного содержания материала учащимися; привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся; устранение пробелов в понимании учащимися нового материала
| Постановка учителем вопросов репродуктивного характера; постоянное обращение учителя к классу.
| Опорный текст
«Мудрые совы»
| 6.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении
| Закрепление методики изучения нового материала; умение учащихся соотносить между собой факты , понятия; умения учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими
| Использование системы заданий на применение знаний; использование разнообразных методов и форм закрепления знаний; использование вопросов , требующих интеллектуальной активности; обеспечение дозированной помощи
| Вопросно-ответное общение
| 7. Творческое применение знаний
| Организация деятельности учащихся по применению знаний; правильность ,полнота, осознанность , действенность знаний учащихся, самостоятельность учащихся в выполнении заданий , углубление знаний и способов действий учащихся
| Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний
| Вопросно-ответное общение
Разноуровневые самостоятельные работы
Групповая работа
Задание на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач
| 8.Обобщение изучаемого на уроки и введение его в систему усвоенных знаний и умений
| Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий целостной системы знаний и умений, активная и продуктивная деятельность учащихся
| Использование обобщающих таблиц; обобщение и систематизация на различных уровнях.
| Вопросно-ответное общение
Метод кооперации
Моделирование
Мозговая атака в устной форме
| 9. Домашнее задание к следующему уроку
| Обеспечение понимание учащимися цели , содержания и способов выполнения домашнего задания; информация о домашнем задании
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития; наличие индивидуальных заданий по интересам; наличие возможности выбора домашнего задания.
| Разноуровневое домашнее задание
| 10.Подведение итогов урока . Рефлексия
| Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся, подведение итогов учебного занятия; чёткость и краткость этапа;
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
| Развитие способности учащихся к рефлексии; реализация рефлексивного алгоритма «Я», « Мы» и «Дело».
| Сообщение учителя
Подведение итогов самими учащимися
Незаконченное предложение
| Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| комментарии
| 1.Организационный момент ,приветствие
Здравствуйте, дорогие участники Клуба информатиков. Хотите ли вы сегодня подняться ещё на одну ступень в своих знаниях, научиться преодолевать сложности в получении новых знаний?
Тогда давайте вспомним девиз нашего клуба и отправимся в весёлое путешествие
| Да
« Если будешь любознательным, то будешь много знающим»
| Внешняя и внутренняя готовность учителя и учащихся к уроку
| 2.Повторение и проверка знаний для подготовки к новой теме.
1) Разминка для ума
( устно)
Логические задачи:
Продолжи фразу:
Названия городов-имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит….
Все ученики 7 класса любят компьютерные игры. Алёша учится в 7 классе. Значит…
Юля купила в магазине 4 шара красного и голубого цветов . Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько Юля купила красных шаров и сколько голубых?
Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только ложные высказывания:
самая высокая работоспособность в понедельник;
работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
работоспособность во вторник и четверг одинакова;
самый непродуктивный день — суббота;
работоспособность заметно снижается в пятницу;
самая высокая работоспособность в среду;
пик работоспособности – в пятницу;
всю неделю работоспособность одинаковая.
2)Одновременная работа несколько учащихся за компьютером, остальная часть учащихся разгадывают кроссворд. Работа на компьютере: задание шутка
1 вариант
( вставить вместо пропущенных слов ,предложенные картинки и сохранить исправленный текст в своей папке)
В начале освоения текстового процессора Word я боялся как … и был неповоротлив как …. Задания выполнял медленно как ….
На протяжении многих дней я был упрям как …
Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно как … в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word как …в воде. Я смел в выборе пунктов меню как ….Сегодня я спокоен как … и мудр как … .
2 вариант (приложение 1) В предложенной функциональной схеме компьютера найти ошибку и исправить её. 3 вариант
В предложенном тексте виды и формы представления информации отформатировать , используя следующие параметры : размер 16 пт., начертание - полужирный курсив. Скопировать данную информацию на весь лист. Для того чтобы числовая, текстовая, графическая и звуковая информация могла обрабатываться на компьютере , она должна быть представлена в форме данных. Данные хранятся и обрабатываются в компьютере в цифровой форме, то есть в виде последовательности нулей и единиц. -Ребята , на рабочем столе также находится файл Шутка1, открыв который вы сможете проверить правильность выполнения вашего задания.
кроссворд
Вопросы:
1.Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.
2.Персональный …
3.Информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на компьютере.
4.Место, по которому происходит обмен информацией в компьютере.
5.Устройство для обработки данных по программе Ребята, обмениваемся кроссвордами и проверяем правильность выполнения
| Названия городов пишут с большой буквы
Алёша любит компьютерные игры
3 красных,1-голубой
Ответ:
1.Самая высокая работоспособность в понедельник
2.Работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг
3.Пик работоспособности –в пятницу
4.всю неделю работоспособность одинаковая
Ответ:
В начале освоения текстового процессора Word я боялся как …
и был неповоротлив как
Задания выполнял медленно как ….
На протяжении многих дней я был упрям как …Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно как … в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word как
…в воде. Я смел в выборе пунктов меню как ….
Сегодня я спокоен как … и мудр как … .
Ответ:
1.программа
2.компьютер
3.данные
4.магистраль
5.процессор
| Организация деятельности учащихся по подготовке к восприятию нового материала
| 3. Постановка цели занятия перед учащимися
Алёша, Андрюша, Юля -ваши имена. А как можно и как нельзя называть файлы и папки? Известно ли вам?
Сегодня пойдёт об этом речь.
| нет
|
| 4.Организация восприятия и осмысления новой информации
Я предлагаю вам самостоятельно поработать и найти ответы на следующие вопросы:
1) что такое файл, как файлы отличаются друг от друга
2)форматирование дисков
3)одноуровневая файловая система
4)многоуровневая иерархическая файловая система
5)как указывается путь к файлу или его полное имя?
| Работа с учебником , поиск ответов на предложенные вопросы, самостоятельное добывание знаний
| Вычленение в познавательных объектах наиболее существенных признаков ,
направление на них внимания учащихся
| 5.Первичная проверка понимания
Презентация « Файлы. Файловая система»
|
| Систематизация основных понятий по изученной теме, выделение алгоритма сути изучаемого.
| 6.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении
Устно:
1) найди и исправь ошибки
Дано дерево каталогов. Заглавными буквами обозначены имена каталогов , строчными имена файлов.
Перечислите имена каталогов 1,2, 3 уровней.
Укажите путь к файлу letter.txt
letter 1.doc
2)Дано дерево иерархической файловой структуры на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными — имена файлов:
Найти ошибки в файловой структуре.
| Ответ:
1) каталоги первого уровня
COMPUTER,WORK,UROK
каталоги второго уровня
IBM,APPLE,DOCUMENT,PRINT
каталоги третьего уровня
DOC1,DOC2
2)корневой каталог/ WORK/ PRINT/ letter.txt
корневой каталог/ WORK/ DOCUMENT/ DOC2/ letter 1.doc
Ответ: в каталоге 2 уровня MARY находятся два файла с одинаковым именем (mikle.txt). Что невозможно
Ответ: в каталоге 1 уровня USERS находятся два каталога с одинаковым именем (PETER).Что невозможно.
| Закрепление основных признаков , определяющих суть изучаемого понятия
| 7. Творческое применение знаний
Ребята , я предлагаю вам найти файлы по именам и выполнить задания.
1)С:\Мои документы\учащиеся\7 класс \ новая \двузначные числа.doc
2)С:\Мои документы\учащиеся\7 класс\государство.doc
Задания:
Запишите всевозможные двузначные числа в записи которых встречаются цифры 1,7,4
2)Установите связь между государством и столицей, заполните правильно таблицу
Украина, Испания, Франция,Италия , Туркмения
Ашхабад, Париж, Киев, Мадрид,Рим
№
| государство
| столица
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
| А сейчас я предлагаю вам поработать в группе . У нас 2 группы.
Задание:
Объедините объекты в группы и отобразите файловую структуру , содержащую данные объекты
.( название файлам и папкам предложите самостоятельно)
1 группа
Кремлёвские курсанты
К. Брюлов « Всадница»
Э.Рязанов « Карнавальная ночь»
В. Суриков « Утро стрелецкой казни»
Е. Крылатов « Песенка о лете»
К. Малевич « Чёрный квадрат»
Папины дочки
Ирония судьбы , иль с лёгким паром
А. Пугачёва « Арлекино»
Н. Васнецов « Алёнушка»
В.Шаинский « Антошка»
2 группа
К. Брюллов « Последний день Помпеи»
Л.Гайдай « Иван Васильевич меняет профессию»
В. Суриков « Боярыня Морозова»
В.Шаинский «Чунга-Чанга»
А. Островский « Солнечный круг»
И.Шишкин « Утро в сосновом лесу»
В.Шаинский « Крейсер Аврора»
Э.Рязанов « Берегись автомобиля»
Д.Кабалевский « Наш край»
Властелин колец
| Открытие файлов по данному имени и выполнение заданий.
Ответ:
17,14,71,41,74,47
2)
№
| государство
| столица
| 1
| Украина
| Киев
| 2
| Франция
| Париж
| 3
| Туркмения
| Ашхабад
| 4
| Италия
| Рим
| 5
| Испания
| Мадрид
| Ответ:
1 группа
Каталог Фильмы:
Кремлёвские курсанты
Э.Рязанов « Карнавальная ночь»
Папины дочки
Ирония судьбы , иль с лёгким паром
Каталог Картины:
К. Брюлов « Всадница»
В. Суриков « Утро стрелецкой казни»
К. Малевич « Чёрный квадрат»
Н. Васнецов « Алёнушка» Каталог Песни:
Е. Крылатов « Песенка о лете»
А. Пугачёва « Арлекино»
В.Шаинский « Антошка» 2 группа
Каталог Фильмы:
Л.Гайдай « Иван Васильевич меняет профессию»
Э.Рязанов « Берегись автомобиля»
Властелин колец
Каталог Картины:
К. Брюллов « Последний день Помпеи»
В. Суриков « Боярыня Морозова»
И.Шишкин « Утро в сосновом лесу» Каталог Песни:
В.Шаинский «Чунга-Чанга»
А. Островский « Солнечный круг»
В.Шаинский « Крейсер Аврора»
Д.Кабалевский « Наш край»
| Формирование у учащихся первичного мнения по применению изученного
Проверка умения применять полученные знания в практической деятельности.
| 8.Обобщение изучаемого на уроки и введение его в систему усвоенных знаний и умений
А сейчас предлагаю вам составить пятистрочечник по изученной теме с использованием предложенной заготовки:
Синквейн (пятистрочечник)
№
| Форма
| Содержание
| 1.
| Одно слово — существительное
| Имя объекта
| 2.
| Два слова — прилагательные
| Свойства объекта
| 3.
| Три слова — глаголы
| Возможности объекта (активные и пассивные действия)
| 4.
| Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)
| Ваше личное отношение к объекту
| 5.
| Одно слово-синоним
| Вывод, заключение
|
| №
| Форма
| Содержание
| 1.
| Одно слово — существительное
| файл
| 2.
| Два слова — прилагательные
| Исполнимый,
текстовый
| 3.
| Три слова — глаголы
| Удалять ,
копировать,
сохранять
| 4.
| Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)
| Место на диске, у
которого есть имя
| 5.
| Одно слово-синоним
| информация
|
| Выявление знаний учащимися материала, уровня его осмысления и обобщения
| 9. Домашнее задание к следующему уроку
1)уровень знания: выучить словарь урока (Приложение 2) и выполнить тестовое задание
( приложение 3)
2)изобразить файловую систему вашего домашнего компьютера
3) Свойства файлов: указать свойства любых трёх файлов
свойство
| Имя файла
|
|
|
| Тип файла
|
|
|
| Приложение
|
|
|
| Размещение
|
|
|
| Размер
|
|
|
| На диске
|
|
|
| Создан
|
|
|
| Изменен
|
|
|
| Открыт
|
|
|
|
|
| Дальнейшее закрепление, осмысление и систематизация полученных знаний
| 10.Подведение итогов урока . Рефлексия
Ребята , оцените работу класса и назовите учащихся , отличившихся на уроке.
Я попрошу вас продолжить фразу Сегодня на уроке я…
Я думаю, что….
Сегодня на уроке мне… Спасибо за урок. До свидания
|
| Выявление степени включённости на уроке каждого учащегося
|
Приложение 1
Шутка
Приложение 2 Словарь урока
Файл-программа или данные , имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой Имя файла состоит из двух частей , разделённых точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла ( программа, данные и т.д.)
Тип файла( расширение)-последовательность символов, обычно задаётся программой автоматически при создании файла. Папка(каталог)-совокупность файлов по одной тематике Путь к файлу- последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той , в которой непосредственно хранится файл. Полное форматирование-включает разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранившееся на диске файлы уничтожаются. Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска.Информация, те есть сами файлы, сохраняются и существует возможность их восстановить.
Приложение 3 Тест по теме: « Файлы»
1.Файловая система-это:
А)системная программа в)вложенная структура папок
Б)вложенная структура файлов г)вложенная структура папок и файлов 2.Какие имена файлов составлены верно?
А) «пример».doc В)doc.пример
Б) пример.doc Г)пример:doc 3.Укажите тип файла Proba.bmp А) текстовый В)графический
Б) исполнимый Г)видео 4.Папка , в которой хранятся все папки и файлы, называется:
А) основной В)главной
Б)корневой Г)вложенной 5.Файл –это
А)единица измерения информации
б)программа в оперативной памяти
в)текст, напечатанный на принтере
г) программа или данные на диске, имеющие имя 6.на тип файла указывает : А) расширение В)путь к файлу
Б)имя файла Г)название файла 7. Какой путь к файлу 10а.txt из корневого каталога указан верно: А) c:\Мои документы\10а\10а.txt в) c:\Мои документы\10а\
В) Мои документы\10а\10а.txt г) c:Мои документы10а10а.txt
Памятка к уроку:
|