Скачать 0.5 Mb.
|
Методическое пособие «В помощь учителю технологии» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сейкинская средняя общеобразовательная школа» Чойский район Республика Алтай В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ТЕХНОЛОГИИ Методическое пособие Сёйка, 2011 Одобрено решением районного методического объединения учителей технологии Чойского района В помощь учителю технологии: методическое пособие (для учителей технологии и педагогов дополнительного образования) Сёйка: МОУ «Сёйкинская СОШ», 2011.- 41 с. Рецензенты: Темербекова А.А., доктор педагогических наук, профессор каф. алгебры, геометрии и МПМ Горно-Алтайского госуниверситета Долгова Е.Ф., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Сейкинская СОШ» Составитель: Фролкова О.П., учитель технологии МОУ «Сейкинская СОШ» Данное пособие содержит рекомендации по организации проектной деятельности на уроках технологии в 5-8 классах. Представленные материалы могут быть полезны учителям технологии, а также педагогам дополнительного образования. СОДЕРЖАНИЕ
От автора О проектах сказано много, но дискуссия на эту тему продолжается. Учащимся полезнее вместо одного, работа над которым занимает целый год, выполнить 2-3 проекта. Это позволяет им приобрести больше навыков. Причём, чем младше обучающиеся, тем быстрее они должны видеть результат. Остаётся спорным вопрос о количестве проектов, выполняемых учениками одного класса. Гораздо эффективнее фронтальный проект, когда тема для всех одинакова. Конечно, могут быть некоторые различия в конструкции, отделке, но в целом все изготавливают одинаковые изделия. Это касается кулинарных, швейных и изделий декоративно-прикладного назначения. Учителю легче спланировать и организовать выполнение фронтального проекта на каждом этапе, а ученикам полезно видеть, как продвигается работа у одноклассниц. Они могут сравнивать качество своей работы с работой других учащихся. В соответствии с предлагаемой В.Д. Симоненко методикой работа над проектом организуется в три этапа. На первом этапе сообщается тема по программе, например: «Изготовление фартука», происходит знакомство с историей изделия, моделями, назначением, определяется цель изготовления (в подарок, для украшения дома и т. п.). Далее предлагается подумать о конструкции будущего изделия, изучить журналы мод. Далеко не все выполнят это задание, но в каждом классе есть ответственные, исполнительные девочки, которые приходят со своими предложениями. Они получают дополнительные оценки и устную похвалу. На втором этапе работы над проектом рассматриваются уже существующие варианты моделей фартука, из каких деталей состоит, а также ткань и фурнитура, из которых они изготавливаются. Учитель предлагает поработать модельером-художником, т.е. нарисовать модель своей мечты. Далее обсуждается и уточняется конструкция изделия, исходя из выбранной ткани, сложности фасона, уровня подготовленности учащихся и т.д. В процессе изготовления изделия обращается внимание учащихся на соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенические требования, самоконтроль. Ученицы должны, прежде всего, оценить свою работу сами, это важный воспитательный момент. У них вырабатывается способность не только к объективной самооценке, но и оценке со стороны одноклассниц. Выставляется оценка за изготовление каждой детали и за всё изделие в целом. Для защиты проекта ученицы придумывают рекламу своих изделий, делают расчёт себестоимости изделия. Есть труднооценимая, в денежном выражении, но очень важная категория – трудовой навык, который обучающиеся получают при изготовлении любого изделия. В магазине его не купить, его можно приобрести лишь со временем своим собственным трудом. Раздел I. Проектная деятельность на уроках технологии С 2005 года для обеспечения нового качества обучения на уроках технологии стала использовать метод проектов. Начали работу с мини-проектов по кулинарии, обсчитывали их себестоимость. Хочется отметить, что уже первые проекты выполнялись в компьютерной обработке. Затем стали выполнять проекты по вязанию, вышивке крестом, технике макраме, битое стекло, швейному делу, оформлению кабинета кулинарии и школьных коридоров. Применение современных технологий позволяет сформировать социальные компетенции обучающихся: умение использовать средства и материалы в целях создания потребительского продукта в условиях ограниченности ресурсов; развитие самостоятельности и способности решать жизненные задачи. Проектной деятельностью девочки занимаются на уроках, кружке «Хозяюшка» и дома. Свои проекты они представляют не только на уроках, но и на олимпиаде, выставке «Золотые россыпи Алтая», конкурсе «Наследие предков сохраним и приумножим» на различных уровнях. Учебный проект выполняется по следующему плану:
Рассуждение о том, для чего, для какого события нужно изготовить изделие.
Постановка цели и задач проекта. Выбор предполагаемого изделия.
Составление схемы последовательности выполнения проекта.
Нахождение различных вариантов выбранного изделия, его назначение.
Просмотр и обсуждение вариантов, выбор лучшего.
Разработка технологической карты по изготовлению выбранного изделия.
Расчёт себестоимости изделия.
Изготовление изделия по технологической карте, самооценка и оценка окружающих.
Окончательное (эстетическое) оформление проекта, создание презентации.
Представление презентации, реклама готового изделия. Модель совместной деятельности учителя и учащихся при выполнении проекта 1. Организационно-подготовительный этап
2. Технологический этап
3. Заключительный этап
План-конспект урока по технологии Уроки 1-2 по теме «Молоко и кисломолочные продукты» В программе курса «Технология» (7 класс) раздел «Кулинария» знакомит обучающихся с молоком, кисломолочными продуктами и блюдами из них. На данную тему отводится два занятия, первое включает теоретическую часть, это объяснение нового материала, информация познавательного характера по теме урока, знакомство с ассортиментом блюд из кисломолочных продуктов, выбор темы учебного проекта (блюда), обсуждение плана его реализации и частичное оформление, подготовку к выполнению практической части, которая проходит на втором занятии. Основное место отводится практической работе - изготовлению творожного торта «Белоснежка», экономическое обоснование, оценка, окончательное оформление проекта и защита. Для удобства предлагаю учащимся карту учебного проекта, где дан план работы и деятельность учащихся. Цель: Оформление проекта по блюду из кисломолочных продуктов. Задачи:
3. Воспитательные - воспитывать потребность ведения здорового образа жизни. Оборудование: Таблицы:
Плакаты:
Готовые учебные проекты по изготовлению блюд из кисломолочных продуктов. Карта учебного проекта
|