Скачать 172.44 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» МОУ общеобразовательная школа Белозерского района ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Проектирование занятий в объединении «Народные ремесла» Разработала: Шаршина Т.В., педагог дополнительного образования, высшая категория Проверила: Воробьева Татьяна Петровна, зав. кафедры педагогики и профессионального образования, доцент, кандидат педагогических наук Курган, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передовая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. План-конспект занятия № 1 Тема программы: Народные ремесла (8 час.) Тема занятия: Выпуклая аппликация из соломки (2 час.) Тип занятия: Комбинированный Цели занятия. Сформировать у обучающихся знания о технологии выпуклой аппликации из соломки; выполнить образец в данной технике. Задачи занятия: Обучающая: познакомиться с выпуклой аппликации из соломки; повторить технологию изготовления аппликации из соломки; освоить приемы изготовления полотка из соломки на образце. Воспитывающая: воспитывать терпение, аккуратность, самостоятельность. Развивающая: развивать эстетический вкус, глазомер и мелкую моторику рук. Вид занятия. Смешанный (беседа, рассказ – объяснения, самостоятельная работа) Форма ОПД: Индивидуально-групповая Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный. Учебно-методическое обеспечение занятия: слайды, образцы работ в технике аппликации из соломки «Бабочка», комплект выкроек, картон, соломенные ленточки двух цветов, калька, мягкий карандаш, клей ПВА, кисточка для клея. Фальцовка, ножницы, булавки с колечками, гофрированный картон. Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор, утюг Информационная карта занятия
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Структура занятия (или хронокарта занятия)
Ход занятий I Вводная часть
II Основная часть
Педагог. Посмотрите на аппликацию «Бабочка», сделанную из соломки разных цветов. Так и кажется, что она сейчас замашет крыльями и улетит. Почему создается такое впечатление? Обучающиеся. Аппликация «Бабочка» не плоская, а выпуклая, поэтому бабочка и кажется живой. Педагог. Аппликация представлена бабочкой, наклеенной на основу. Сама бабочка состоит из 5 деталей: туловище с усиками и по 2 нижних и верхних крыла. Туловище и верхние крылья сделаны из светлой соломки, нижние крылья – из тёмной соломки. И верхние и нижние крылья выгнуты на фальцовке и приклеены за кончики. Технология изготовления аппликации Переведем каждую часть бабочки на кальку отдельно. Разберем соломку по цвету. Заклеим все переведенные на кальку части ленточками их соломки (в соответствии с направлением и цветом), положим сушить под пресс. Вырежем по контуру детали. Сложим из деталей бабочку. Изогнем слегка крылья на фальцовке. Приклеим тельце и головку. Приклеим за кончики нижние крылья. Внахлест приклеим нижние крылья за кончики Приклеим аппликацию к гофрированному картону для просушки. III Практическая работа. Выполняйте аппликации. Самостоятельно, только изгибание крыльев на фальцовке будем делать вместе. IV Рефлексия Педагог. Вот и готовы взлететь ваши бабочки. А почему мы изгибали крылья из соломки при изгибании. Обучающиеся. Потому что у непросохших деталей от соломки при изгибании. Педагог. Зачем нужны стрелки на рисунке деталей на кальке? Обучающиеся. Они показывают направление наклеивания соломки. Педагог. Как вы наклеивали изогнутые крылья? Обучающиеся. Клеили только за кончики. Педагог. Почему? Обучающиеся. Чтобы аппликация была выпуклой. Педагог. Как сушили готовую аппликацию. Обучающиеся. Чтобы она не покоробилась и основа была ровной, а бабочка выпуклой. Педагог. Приведите в порядок рабочее место. Занятие окончено. План-конспект занятия № 2 Тема программы: Народные ремесла (8 час.) Тема занятия: Аппликация из картонного кружева. «Солнышко»(2 час.) Тип занятия: Закрепления знаний и умений. Вид занятия. Смешанный (беседа, рассказ – объяснения, самостоятельная работа) Цели занятия: Закрепить навыки изготовления подтелок из гофрированного картона; выполнить разметку на просвет. Обучающая: повторить последовательность изготовления подтелок из гофрированного картона; закрепить навыки работы с картоном на образце; выполнить разметку для аппликации из картонного кружева. «Солнышко» Воспитывающая: воспитывать терпение, аккуратность, самостоятельность. Развивающая: развивать эстетический вкус, глазомер и мелкую моторику рук. Методы обучения: практический, упражнения. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуально-коллективная. Оснащение занятия: гофрированный картон, соломенные ленточки двух цветов, калька, мягкий карандаш, линейка, клей ПВА, кисточка для клея, фальцовка, ножницы, булавки с колечками, гофрированный картон, образец аппликации «Солнышко», комплект выкроек, макетный нож. Информационная карта занятия
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Структура занятия (или хронокарта занятия)
Ход занятия: I Вводная часть
II Основная часть План работы
Педагог. Эта красивая аппликация сделана из узких полосок гофрированного картона. Фон – прямоугольник из гофрированного картона. Рамочка и лучи солнышка – полоски из гофрированного картона. Рамочка и лучи солнышка – полоски из гофрированного картона, у которых отклеен верхний слой бумаги. Волны и ободок солнышка – это полоски гофрированного картона, у которых согнуты и верхний, и нижний слой бумаги, и эти полоски наклеены торцом. Технология изготовления аппликации:
III Практическая работа По выкройке разметим на просвет аппликацию. Переводим на кальку мягким карандашом, переворачиваем и накладываем на картон. Переводим твердым карандашом с контрольного рисунка на картон. Вырезаем прямоугольник из картона на контур. Из оставшихся обрезков нарезаем полоски поперек гофра. Размечаем по месту и отрезаем 4 полоски для рамки. Потихоньку, не торопясь, снимаем верхний слой бумаги с полосок для рамки и полосок для лучей солнышка. С остальных волн и контура солнышка снимаем и верхний и нижний слой бумаги. Аккуратно проколем верхний слой бумаги по контуру солнышка и снимем бумагу. Примерим полоску по контуру и приклеим на ребро вокруг солнышка. Мажем клеем контур. Приклеим лучи солнышка и волны. Намазывайте клеем не торец полоски, а контур волн на картонке и прижимайте потихоньку по одной полоске. Разметим срезы уголков у полос рамки. Примерим рамку. Намажем клеем каждую полоску, уложим на место. Уголки подгоним встык. Примажем детали и оставим сохнуть. IV Рефлексия Педагог. Трудно вам было выполнять эту аппликацию? Понравилось работать в технике картонного кружева. Убирайте рабочее место. Урок окончен. План-конспект занятия № 3 Тема программы: Народные ремесла (8 час.) Тема занятия: Учимся делать помпоны. Колобок. (2 час.) Тип занятия: Выполнение комплексных работ. Вид занятия: Смешанный: самостоятельная практическая работа. Цели занятия: Закрепить правила разметки на глаз, выполнить сувенир «Колобок» из помпонов. Обучающая: повторить и закрепить правила разметки; совершенствовать навыки разметки на образце; научиться делать помпоны изготовить из помпонов сувенир «Колобок». Воспитывающая: воспитывать терпение, аккуратность, самостоятельность. Развивающая: развивать эстетический вкус, глазомер и мелкую моторику рук. Методы обучения: инструктирования, практический. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуально-коллективная. Оснащение занятия: Для педагога: педагогический образец колобка, комплект шаблонов кольца, пампон, 2 кольца, толстые шерстяные нитки, ножницы, челночок. Для обучающиеся: толстые шерстяные нитки, обрезанные цветной бумаги, картон, клей ПВА, швейная нитка, простой карандаш, фломастер, ножницы, кисточки для клея, штопальная игла. Информационная карта занятия
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Структура занятия (или хронокарта занятия)
Ход занятия I Вступительная часть.
II Основная часть. План работы
Педагог. Посмотрите на колобка. Как вы думаете, из чего он сделан? Обучающиеся. Из ниток. Педагог. Если мы раскроем руками бочек колобка, то что увидим? Обучающиеся. Это пучок ниток. Педагог Правильно, это пучок ниток, который перевязали в середине. Так делают помпоны на шапках. Сегодня мы с вами будем делать помпон, из которого можно получить колобка. Колобок- пушистая игрушка. Её сделали из ниток, как помпон на шапке. К помпону приклеили детали из бумаги – глаза, нос, рот. Последовательность выполнения:
III Практическая работа 1. Обведем на картоне два раза шаблон кольца. Вырежем из картона кольца, затем длинный прямоугольник такой ширины, что бы он хорошо подходил в кольца. Сделаем на прямоугольнике треугольные вырезы – получился челночок. Намотаем на него нитки. 2. Сложим картонные кольца вместе и начнем обматывать ниткой. Каждый виток уложим близко к соседнему. Намотаем один слой, далее будем наматывать нитку до тех пор, пока челночок не сможет проскакивать в отверстие. Вдернем нитку в штопальную иглу, продолжим наматывать, пока отверстие на закроется совсем. 3. Разрежем по ребрышку нитки, будто хотим достать кольца. Получается такая заготовка. Протянем прочную нитку и туго свяжем середину заготовки. Осторожно снимем кольца, распушим шарик. 4. Разметим на глаз на обрезках цветной бумаги детали лица. Вырежем все детали лица, нарисуем на глазах зрачки. Приклеим все детали на помпон. Красивый колобок лежит у каждого из вас на парте. IV Рефлексия Педагог. Из чего вы сделали колобок? Обучающиеся. Из ниток. Педагог. Что сначала сделали из ниток? Обучающиеся. Помпон. Педагог. С чего начали изготовление помпона. Обучающиеся Вырезали 2 кольца и челночок. Педагог. Почему 2 кольца вырезали? Обучающиеся. Потому что связывали помпон между кольцами. Педагог. Для чего нужен челночок? Можно ли наматывать прямо с клубка? Обучающиеся. Челночок узкий и легко проходит в отверстие колец. Педагог. Можно ли сделать помпон разноцветным? Как? Обучающиеся. Наматывать нитки разных цветов. Педагог. Приведите в порядок рабочее место. Занятие окончено. ЛИТЕРАТУРА: Литература для руководителя кружка:
Литература для обучающихся:
Приложение 1 Инструкция по охране труда при работе ножницами, иголками, булавками
|