Учитель начальных классов
ГБОУ ЦО «Школа здоровья» № 449
ВОУО ДО города Москвы
Янгель Галина Александровна. Конспект урока по предмету «Основы светской этики» на тему: «Свобода и ответственность»
(для учащихся 4 классов).
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями « свобода» и «ответственность»;
- показать взаимосвязь данных понятий с моральным выбором человека;
- познакомить учащихся с условиями, при которых возможно ответственное поведение личности.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, устную речь;
- развивать умения самостоятельно пользоваться различными источниками информации и правильно формулировать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
Виды деятельности:
беседа;
комментированное чтение;
устный рассказ на тему;
самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Основные термины и понятия:
свободный выбор личности;
ответственное поведение;
отношения ответственности.
Оборудование урока:
- мультимедиа проектор, компьютер, экран, доска;
- раздаточный материал для учащихся.
Свобода и ответственность.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: свободный выбор личности, ответственное поведение, отношения ответственности.
Ход урока. 1.Организационный момент. Мотивация.
1.Взаимное приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
- «Два смысла в жизни – внутренний и внешний.
У внешнего – семья, дела, успех.
А внутренний – неясный и нездешний –
Ответственности каждого за всех!»
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- Какое отношение они имеют к нашему уроку?
- Попробуйте сформулировать тему и определить задачи урока самостоятельно.
- Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем:
что такое свобода;
в чем состоит свободный выбор личности;
что такое ответственность;
при каких условиях возможно ответственное поведение.
2. Актуализация.
Беседа:
Учитель:
- «Птицу можно поймать, но можно ли сделать так, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?»
Ответы учащихся:
- Нет, ведь мы лишаем птицу свободы.
Учитель:
- А что вообще есть свобода? Почему люди так стремятся к ней? Может это ощущение полёта, что воспевают поэты?
(уч-ся обсуждают варианты ответов)
Свобода – это возможность открыто выражать свои эмоции, мысли и чувства, не боясь показаться смешным или слабым.
Ответственность – обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
(Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся на стр. 24)
Учитель:
Как вы понимаете фразу: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения»?
человек создаёт вокруг себя условия для того, чтобы быть свободным;
человек трудится, зарабатывает деньги, чтобы откупиться от ответственности за свои проступки;
человек трудится над собой, чтобы при любых обстоятельствах следовать нормам ответственного поведения;
эта фраза неверна: свобода и ответственность человека не зависят друг от друга;
я не понимаю эту фразу.
Ответы учащихся:
- Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной человеческой деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Учитель:
- Отличная работа! Молодцы! 3. Первичное закрепление знаний.
Учитель:
- Чтобы убедиться в правильности наших рассуждений предлагаю вам прочитать и проанализировать одну очень поучительную притчу. Что важнее?
Юн-су любил учиться и гордился тем, что знает тысячи иероглифов. Он получил хорошую должность, но часто забывал о делах, так как все время учился. — Дорогой Юн-су, твои знания велики для этой должности, поищи себе другую, — сказал однажды начальник. Юн-су легко нашел новую должность, но через год начальник снова предложил ему уйти. В конце концов, Юн-су решил не работать, а только учиться. У знания нет дна. Юн-су состарился, но продолжал учиться каждый день. Когда-то у старика были дети и жена, но они ушли от него. — Ты не видишь ничего вокруг себя, кроме иероглифов, — сказала жена на прощание. Юн-су не слышал ее слов, потому что учил иероглифы. Юн-су был глубоким старцем, когда его пригласили во дворец на состязание в учености. Он быстро обогнал всех соперников. Вскоре остались только Юн-су и еще один ученый старик.
В последний день состязания второй старик не явился во дворец. Он прислал слугу с извинениями и письмом. Старик писал, что его внучка смертельно больна. Только он знает, как вылечить ее, поэтому он срочно покинул столицу. — Глупец, — пробормотал Юн-су. — Почему Вы так думаете? — спросил император. — Болезнь и даже смерть маленькой девчонки — песчинка по сравнению с океаном знаний. — У Вас есть семья или друзья? — спросил император. — Были когда-то, но я не знаю, где они. Люди для меня ничто по сравнению со знаниями, — объяснил Юн-су, почтительно склонившись. Император задумался, а потом объявил: — Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей. Юн-су не может быть достоин звания победителя. Обсуждение прочитанного материала:
-Почему император не дал ученому Юн-су первое место, несмотря на то, что он знал больше всех?
-Как ученый Юн-су мог применить свои знания в жизни?
-Какие свои знания вы применяете в жизни? 4. Физкультурная минутка. 5. Самостоятельная работа в группах.
Учитель:
- Ребята, вы отлично работаете в коллективе.
- Теперь предлагаю разделиться на группы по 5 человек.
Получив задание, вам следует обсудить с одноклассниками его выполнение и грамотно аргументировать свой ответ. Цель данной работы – составить устный портрет свободного и ответственного человека. Группа № 1.
Прочитайте притчу. Всё в твоих руках. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Объясните выбор ответа Мастера.
О чем бы вы хотели спросить человека, который всё знает? Выберите одно из важных качеств, характеризующих свободного и ответственного человека для составления устного портрета.
1.Духовно сильная личность.
2.Способность самостоятельно принимать решения.
Группа № 2.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные по смыслу слова. Подчеркните то определение, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает смысл свободы человека.
1. _________________ - самодостаточность. Самодостаточность это свойство _________________ личности. Только сильная личность может находить удовольствие в уединении и не бояться одиночества. Только сильная _____________ может принимать решения, не оглядываясь на других людей, не страшась осуждения, непонимания, вражды. Сильная личность строит свою ___________ в соответствии со своими идеалами и принципами, и никто не сможет заставить ее свернуть с заданного курса.
2.Свобода это возможность ____________ выражать свои эмоции и чувства, не боясь показаться смешным и слабым. Свобода это желание любить и дарить счастье близкому человеку. Свобода – это ______________. Ответственность за свою жизнь, свои поступки, слова и даже мысли. Никто не может тебя осуждать, у тебя есть только один цензор – ты сам. Только _______________ человек умеет любить по-настоящему, не сковывая, не перекрывая кислород своей любовью другому человеку. Он никогда не будет навязывать собственные идеалы кому бы то ни было, даже самому близкому другу, но он ищет человека, который имел бы схожие с ним идеалы.
Выберите одно из важных качеств, характеризующих свободного и ответственного человека для составления устного портрета. 1.Умение вести диалоги на разные темы.
2.Способность открыто выражать свои эмоции, мысли, чувства. Группа № 3.
Прочитайте историю.
На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.
А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке увидел удивительно знакомый автомобильчик.
Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.
Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….
Вопросы:
Перед каким выбором оказался Вадим?
Какой выбор есть у Кости?
Чем могла закончиться эта история?
Выберите одно из важных качеств, характеризующих свободного и ответственного человека для составления устного портрета.
1.Ответственное отношение к своей жизни, поступкам, словам.
2.Способность жить в гармонии с самим собой.
Группа № 4.
В произведении А. Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова:
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Подумай:
- А за кого в ответе ты?
- В чём проявляется эта ответственность?
- Ограничивает ли эта ответственность твою свободу? К какому философскому понятию больше подходит такой выбор:
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудно!» - заметил опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй!» - шепнула Мечта.
Выберите одно из важных качеств, характеризующих свободного и ответственного человека для составления устного портрета.
1.Способность жить в гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром.
2.Способность самостоятельно принимать решения, не боясь осуждения и непонимания со стороны окружающих людей. (Обсуждение результатов самостоятельной работы и ответы учащихся) 6. Систематизация знаний учащихся.
Учитель:
- Что же значит быть свободным?
Ответы учащихся:
«Вы знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за всё в ответе! »
- Какой портрет у нас получился?
Свободный человек – ответственный человек!
1.Духовно сильная личность.
2. Открыто выражает свои эмоции, мысли, чувства.
3.Ответственно относится к своей жизни, поступкам, словам.
4. Живёт в гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром.
5.Самостоятельно принимает решения, не боясь осуждения и непонимания со стороны окружающих людей.
|