Скачать 161.53 Kb.
|
Петрозаводский государственный университет Кафедра горного дела УТВЕРЖДАЮ Декан горно-геологического факультета ______________В.Н.Аминов «____»_____________2009 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Направление подготовки 130400 Горное дело Специальность подготовки 130403 Открытые горные работы Квалификация выпускника горный инженер
2009 г. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы». Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры горного дела «_____»_____________2009г. Заведующий кафедрой В.Н.Аминов 1 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» является овладение будущими специалистами системой знаний по повышению качества и снижению себестоимости всех видов продукции горно-добывающих и обогатительных предприятий на базе обязательного знания свойств используемых материалов для правильного выбора технических средств, их эксплуатации и восстановления, а также ведения добычных, обогатительных, строительных и ремонтно-восстановительных работ. Достаточные знания, полученные в области материаловедения, должны обеспечивать в производственных процессах рациональное и эффективное использование материалов при соблюдении требований экономии, экологии и безопасности труда. 2 Место дисциплины в структуре ООП специалиста Дисциплина «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» (ОПД.Ф.3) относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины направления». 2.1 Перечень разделов дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Материаловедение Технология конструкционных материалов»: Иностранный язык: словарный запас (термины и определения) в области структуры, свойств материалов и методах воздействия на них. История: роль российских ученых в развитии представлений о структуре и свойствах материалов, в том числе в разработке технологий их получения и создании новых материалов. Экономика и менеджмент горного или нефтегазового производства: материалы (вещества) в экономической деятельности и эффективность их использования. Математика: дифференцирование, интегрирование, статистические методы, обработка эмпирических данных, моделирование физических процессов. Физика: строение, в том числе электронное, веществ и материалов во взаимосвязи с их свойствами. Информатика: понятия о базах данных по свойствам веществ и материалов и информационных с темах как cals-технологиях получения и использования материалов. Химия: Взаимодействие веществ и материалов, а также количественные характеристики этого взаимодействия. Начертательная геометрия, инженерная графика: графическое представление и интерпретация эмпирически полученных зависимостей и многокомпонентных структур. Теоретическая и прикладная механика: понятия о поведении твердых тел при механическом воздействии, характеристики механических свойств и методы их определения. Термодинамика: характеристика фаз и фазовых превращений. Метрология, стандартизация и сертификация: стандартизация требований к качеству веществ и материалов, терминов и определений, методов испытаний; обеспечение единства измерений; виды нормативной документации (НД). Геология: основы кристаллографии; оптические методы изучения микроструктур, их графическая интерпретация. 2.2 Минимальные требования к «входным» знаниям, необходимым для успешного усвоении данной дисциплины: Удовлетворительное усвоение программ по разделам указанных выше дисциплин, владение персональным компьютером на уровне уверенного пользователя. 2.3 Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: Электротехника и электроника: электротехнические материалы. Безопасность жизнедеятельности: требования к безопасности веществ и материалов при их применении/использовании и утилизации. Технология и безопасность взрывных работ: требования к безопасности веществ и материалов при их применении/использовании. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: требования к безопасности веществ и материалов при их применении/использовании и утилизации и эффективность их применения/использования. Защита в чрезвычайных ситуациях: требования к безопасности веществ и материалов при их применении/использовании и утилизации и эффективность их применения/использования. Обогащения полезных ископаемых: эффективность применения/использования веществ и материалов. Горные машины и оборудование: механические характеристики горных машин, конструирование горных и транспортных машин. 3 Конечные результаты изучения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4 Структура содержания дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 100 часов. 4.1 Структура и содержание дисциплины приведены в таблице 1. Таблица 1 Структура дисциплины
4.2 Тематика практических занятий 1. Макроструктура и поверхности разрушения материалов ( 4 час.) 2. Микроструктура сталей и чугунов (4 час.) 3. Влияние условий термической обработки на свойства стали (6 час.) 4. Микроструктура стали после термической обработки 5 Образовательные технологии Формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусматривает использование при освоении дисциплины «Материаловедение»: – компьютерные симуляции в виде мультимедийных презентаций по отдельным разделам дисциплины; – деловая игра, предусматривающая представление выполненных практических, лабораторных и самостоятельных работ в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания, тесты и кроссворды по всем разделам дисциплины для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации представлены в Учебно-методическом комплексе дисциплины, имеющемся на кафедре. Контроль самостоятельной работы студентов по дисциплине «Материаловедение» осуществляется по следующему графику: Контроль самостоятельной работы студентов
Для выполнения самостоятельной практической работы студентов по дисциплине «Материаловедение» предлагается примерный перечень тем:
Формами представления результатов самостоятельной практической работы могут быть: подготовка информационного сообщения, написание реферата, конспекта первоисточника, рецензии, аннотации, изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, составление сводной (обобщающей) таблицы по теме, опорного конспекта, глоссария, тестов и эталонов ответов к ним, схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм, кроссвордов по теме и ответов к ним, научно-исследовательская деятельность, формирование информационного блока, создание материалов-презентаций. 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Дисциплина «Материаловедение» обеспечивается: а) основная литература: 1) Ржевская С.В. Материаловедение: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Логос», 2004. – 422 с. (26,5 п.ч.); 2) Материаловедение: Практикум. /В.И. Городниченко, Б.Ю. Давиденко, В.А. Исаев и др.; Под ред. С.В. Ржевской. – М.: Логос, 2006 – 272 с. (17,0 п.л.) 3) Методические указания по самостоятельной работе студентов специальности «Физические процессы горного или нефтегазового производства». – М., РИО МГГУ, 2007 – 98 с. (6,5 п.л) б) дополнительная литература: 4) Технология конструкционных материалов: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов. 6-е изд., испр. и доп./ А.М. Дальский, Т.М. Барсукова, А.Ф. Вязов и др. – М.: Машиностроение, 2005. – 592 с. 5). Материаловедение: Учебник для вузов/ Б.Н. Арзамасов, В.И. Макарова, Г.Г. Мухин и др.; Под общ. ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. – 5-е изд. стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – 648 с. 6). Оленева О.А. Диаграмма состояния системы железо-углерод: учебное пособие/ О.А. Оленева, О.В. Селиванова, С.В. Беликов. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. – 56 с. 7). Новые материалы. Колл. авторов. Под научной редакцией Ю.С. Карабасова. – М.: МИСиС, 2002. – 736 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 8). портал УМО «Горное» rmpi@mail.ru; 9). сайт кафедры ФГПиП www.fgpip@mail.ru. 10) http://www.twipx.com/file/10195/ (Третьяков Н.В. Материаловедение. Электронный конспект лекций) 11). http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/EKON_S/MATERIALOV/METOD/STROITELEVA/frame/2_1.htm (Типовые диаграммы состояния двойных сплавов)
Лекционные занятия проводятся в аудитории с применением мультимедийного проектора. Самостоятельная работа студентов обеспечивается: – библиотекой, включающий фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях; - техническими средствами, обеспечивающими доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет. Преподаватель: Доцент, канд. техн. наук Малинен П.В. Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ) рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ Название дисциплины – Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Факультет, на котором преподается дисциплина – горно-геологический Специальность / направление подготовки – 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы». В рабочую программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год внесены следующие изменения:
- Колесов С.Н., Колесов И.С. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Учебник для ВУЗов, изд. 2-е. М.: Высшая школа, 2009, 504 с. Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании Методической комиссии ГГФ _______________________, протокол №_______. Зав. кафедрой ____________________ /д.т.н. Аминов В.Н../ |