Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 169.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.01.2014
Размер169.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
План-конспект открытого урока

Тема: «Деепричастие как особая форма глагола».

1. Преподаватель: Шлапунова Н.В.

2. Группа: Д 1 социально-педагогического отделения.

3. Специальность: 050144 Дошкольное образование.

4. Дата: 04.03.13г.

5. Предмет: русский язык.

6. № урока по расписанию: 5-6 урок (ауд.139)

7. Тип урока: комбинированный

8. Цели урока (для учителя)

образовательные: активизировать знания студентов об особой форме глагола – деепричастии; совершенствовать умение делать морфологический разбор;

развивающие: развивать языковую компетенцию студентов, развивать умение самостоятельного поиска информации и умение делать выводы;

воспитательные: воспитывать языковую культуру общения; воспитывать внимание к слову как носителю информации.

9. Планируемые метапредметные результаты (для студентов)

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста с целью выявления общих законов; анализ умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10. Личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

11. Планируемые предметные результаты: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли деепричастий; закрепление умения находить и использовать деепричастие в тексте; развивать творческие способности студентов; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи деепричастий; воспитание интереса к изучению предмета.

12. Ресурсы (оборудование): компьютер, проектор, учебники (Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 класс. М. «Русское слово» 2009г.; «Русский язык под редак. Н.А. Герасименко, М., Издат.центр «Академия» 2012г.), раздаточный материал.

13. Используемые технологии: элементы технологии модульного обучения, элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) (прием кластера).

14. Характеристика этапов урока:


Этап урока

Время (мин)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный этап. Эмоциональный настрой.

2 м.

Психологический настрой студентов на урок.

- Здравствуйте! Присаживайтесь. Я рада встрече с вами. Сегодня наше занятие я хотела бы начать словами поэта Е. Евтушенко. (Слайд 1).

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет похожих на неё.

- Как вы можете интерпретировать эти строки?

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

/ Все люди разные и каждый интересен и неповторим по-своему.

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на сегодняшнем занятии.

- А еще я произношу и вспоминаю о частях речи, столь не похожих друг на друга. Вот и сегодня мы поговорим об одной из них, о … А вот о какой вы сейчас сами отгадаете!

Слово учителя с элементами беседы

фронтальная

Приветствие студентов, настрой на занятие



Ответы студентов

2. Сообщение темы и целей урока.

3 м.

Создание проблемной ситуации;

определение темы и целей урока

Слайд 2.

- Прочитайте тексты и сравните их.

1. С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.

2. С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

- Какая тема объединяет эти тексты? / Тема лебеди.

- Каким предложением отличаются эти тексты? (Распрямив…)

- Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие / опустились и поплыли.

- К какой части речи относятся эти слова? / к глаголу

- Что обозначает глагол? / действие

- А еще какие слова позволяют увидеть картину движения? / распрямив, не шевеля, поглядывая

- Это глаголы? / нет

- А чем эти слова похожи на глагол? / заключают в себе действие.

- А как называется это форма, в которой стоят слова? / деепричастие.

- Итак, тема нашего занятия: «Деепричастие как особая форма глагола». Сегодня вы повторите, какими признаками обладает эта глагольная форма? Как образуется деепричастие сов. и несов. вида? Вспомним знаки препинания при деепричастных оборотах и порядок разбора деепричастия. Слайд 3

- Откройте тетради, запишите число Четвертое марта. Классная работа. И тему Деепричастие как особая форма глагола.

сравнительный,

фронтальная

Создает проблемную ситуацию

Чтение текстов студентами; ответы на вопросы, самостоятельное определение темы урока

3. Работа по теме урока

1) сообщение студента

«Этимологический комментарий к термину деепричастие»

2 м.

Обращение к этимологии

- Начнем с сообщения студента.

Анжела получила индивидуальное задание: подготовить справку о деепричастии и провести этимологический анализ этого слова.

Сообщение студента:

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

Деепричастие… Что это за слово такое странное? Давайте заглянем в его этимологию. Может, ситуация прояснится? Слово деепричастие состоит из двух частей: «дее» (например, «дееспособность», «деятель») + «причастие». Деепричастие можно объяснить как «причастность к действию». Термин был введен в грамматику М. Смотрицкого в начале 18 века. До 18 века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот её место и заняли деепричастия.

В предложении деепричастие – это как бы добавочное действие глагола. А по форме оно похоже на наречие, так как не изменяется. Деепричастие, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, «дорисовывают» движение.

Деепричастие соотносится в предложении с подлежащим и подчиняется сказуемому.

- Спасибо, Анжела.

- Когда же появился этот термин? / 18 в.

- Кем был введен? / Смотрицким

- Что было прообразом? / действительные причастия наст.вр.

Верно. Деепричастие возникло в 18 веке в грамматике М. Смотрицкого и обозначает добавочное действие к глаголу.

Мелетий Смотрицкий - основатель памятника славянской грамматической мысли. Грамматика выдержала много изданий. Она состояла из нескольких частей: орфографии, этимологии, синтаксиса, просодии. В работе установлена система падежей, два спряжения, определением видов глагола, отмечены лишние буквы славянской письменности, есть раздел о стихосложении.

самостоятельная работа с источниками, поиск нужной информации

индивидуальная

Опережающее задание для студента

поиск, отбор информации (опережающее задание)

сообщение студента

2) орфоэпическая минутка

2 м

формирование навыков орфоэпических норм

Теперь проведем орфоэпическую разминку. Для формирования навыков орфоэпических норм выполним следующие действия: Слайд 4 запишите слова, расставьте ударение, потом проверим, как правильно произносятся слова.

Бормоча, идя, клевеща, кроя, моя, ненавидя, отрёкшись, отчаявшись, поняв, приняв.

(бормотать, идти, клеветать, крыть, мыть, ненавидеть, отречься, отчаяться, понять, принять.)

Проверка орфоэпической разминки.

Слайд 5 (слова с ударением)

Ребята, на полях поставить «галочку», это значит, дома слова выучить и правильно использовать в речи.

словесный,










3) составление кластера

5 м.

Обобщить знание о деепричастии

Для того, чтобы вспомнить все признаки деепричастия, нам нужно составить кластер.

- Перед вами вопросы на слайде 6. Ответы на эти вопросы, я буду записывать, т.о., у нас получится кластер, который будет вам опорой на сегодняшнем уроке.

Вопросы:

1) Что называется деепричастием? / особая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом сказуемым.

2) На какие вопросы отвечает деепричастие? / Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?

3) Как образуется деепричастие несовершенного вида? / от основы н.в. глагола при помощи суффиксов –а, -я.

4) Как образуется деепричастие совершенного вида? / от основы инфинитива глагола при помощи суффикса –в, -вши, -ши

5) Признаки каких частей речи содержит в себе деепричастие? / Признаки глагола и наречия. (глагола: вид, возвратность; наречия: неизменяемость, в предложении - обстоятельство)

6) Изменяется ли деепричастие? / не изменяется

7) Какую синтаксическую функцию выполняют деепричастия?

8) Вспомните правило не с деепричастием.

9) Что называется деепричастным оборотом?

10) Как оформляется деепричастный оборот на письме?


составление кластера

Коллективная

Оформление кластера

Ответы студентов




4) оставление связного лингвистического текста о деепричастии

2 м.

Обобщение сведений о деепричастии

- А теперь я попрошу рассказать всё о деепричастии с опорой на кластер.

- Спасибо, ребята за ваши ответы. Вы все молодцы.


словесный

фронтальная

Проверка ответов

Рассказ о деепричастии студентами

5) Работа с модулем

25м.

формирование навыков употребления деепричастий

Итак, переходим к практической части нашего занятия. Вы будете выполнять работу по модулю. Вы будете сами формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будьте внимательны, честны, справедливы в оценке своих знаний, умений и навыков.

Настройтесь на серьезную работу, внимательно читайте задания и выполняйте их по определенному алгоритму. Помните о времени!

Проверка заданий 3, 4, 6. Слайды 7, 8, 9. Ребята подсчитайте общее количество баллов. Работайте до конца занятия и получите еще дополнительные баллы.

Технология модульного обучения

коллективная

Проверка заданий 3, 4, 6

самостоятельная работа студентов

6) выполнение задания по развитию речи

3м.

формирование навыков правильного употребления деепричастных оборотов в речи

Слайд 10. Выполним задание на развитие речи. На слайде перед вами предложения. Вам нужно найти ошибку.

-Можно ли так сказать? Исправьте предложения./ нет, потому что у деепричастия и глагола должен быть один действующий предмет

1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. (Кто подъезжал? Что слетело?)

2) Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне… (Кто прощался? Кто сказал?)

3) Читая строки романа, создается впечатление… (Кто читает? Что создается?)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Деепричастие обозначает добавочное действие к основному выраженному глаголу, а действующий предмет у них один.

У меня слетела шляпа, когда я подъезжал к станции.

Один из друзей сказал мне, когда я с ним прощался…

Создается впечатление, когда я читаю строки романа…

Используя деепричастные обороты в устной речи, будьте внимательны и помните, что действующий предмет у деепричастия и глагола один.

использование в устной речи деепричастных оборотов

фронтальная

Создание проблемной ситуации

Ответы студентов

7) Самостоятельная работа

5 м

формирование синтаксических норм

Выполним упражнение на закрепление синтаксических норм: правильное использование деепричастных оборотов в речи. Записать номер правильного ответа. Слайды 11, 12, 13, 14, 15.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь толковым словарём,

1) сначала читается вступительная статья.

2) меня поразило богатство нашего языка.

3) обратите внимание на иллюстративный материал.

4) многие слова окажутся вам неизвестными.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обдумав план сочинения,

1) я стал подбирать эпиграф.

2) композиция не должна быть нарушена.

3) мною было распределено время.

4) требуется знание художественного произведения.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу.

2) была дана оценка тексту.

3) определите сначала главную мысль текста.

4) анализируются языковые средства выразительности текста.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) нас направили в колледж.

2) нам выдали аттестат.

3) многие поступают в институт.

4) учителя советовали учиться дальше.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к экзаменам,

1) выучите сначала теорию.

2) проводятся консультации.

3) требуется много времени.

4) у вас должны быть конспекты.

Слайд 16.

Ответы к тесту:

1-3, 2-1, 3-3, 4-3, 5-1.

Выполнение теста

индивидуальная

Показывает

Слайды с тестами

Выполняют тест

8) графический диктант «Правописание не с деепричастием»

5 м

формирование орфографических навыков

Еще одно правило, которое мы должны с вами отработать - это правописание не с деепричастием. Для этого напишем графический диктант. Слитно + раздельно -.

Не понимая (-), несдобровать (+), не мудрствуя лукаво (-), не отталкивая (-), недоумевая (+), не покладая рук (-), не шутя (-), не смотря по сторонам (-), не преодолев препятствий (-). Проверка по слайду 17.

-, +, -, -, +, -, -, -, -.

Вывод к этому заданию.

- Как пишется не с деепричастиями? / раздельно, кроме тех слов, которые без не употребляются.

- А написание выражений не мудрствуя лукаво, не покладая рук мы должны запомнить. Почему? / фразеологизмы.

- Вспомните, что означает выражение не мудрствуя лукаво? / просто без лишних раздумий. Мудрствовать – глубокомысленно размышлять, философствовать. Это выражение из трагедии Пушкина А.С. «Борис Годунов»:

Описывать, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь.

- А выражение не покладая рук? / очень старательно, без перерывов выполнять какую-либо работу.

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. МАХ – 9 б.

Графическое осмысление орфограммы

индивидуальная

Диктует слова

записывают графически орфограмму

9) минутка отдыха



Познакомить со стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад»

Слайд 18. А сейчас я хотела бы познакомить вас с красивым стихотворением Роберта Саути – английского поэта-романтика «Лодорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, и обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре-

Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

- На что похож этот текст? / гора, склон.

- Посчитайте, сколько в этом тексте деепричастий? / 48 и 1 деепричастный оборот.

- Объясните, на что указывают дополнительные действия? / на глагол падают

- Какой эффект достигается использованием такого количества деепричастий? / Картина водопада становится зримой, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Действие характеризуется с разных сторон по цвету, звуку, движению.

Вывод: Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством.

беседа

фронтальная




Ответы студентов

10) лингвистический анализ текста

20 м.

Вспомнить стиль и тип речи, расширение кругозора студентов; сформировать навыки нахождения деепричастий

Выполним лингвистический анализ текста.

Я читаю текст, вы, ребята, следите за моим чтением и отмечаете в тексте карандашом деепричастия. (7 м.)



1. Беседа по содержанию текста.

- Какие ордена упомянуты в рассказе? / орден Святого Станислава, орден Святой Анны, орден Святого Владимира

Слайды 19, 20, 21

Орден Святого Станислава – орден Российской империи с 1831 до 1917г. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, орденом награждали главным образом чиновников за их отличия.

Орден Святой Анны - награда за служение Родине, вручавшаяся непривилегированным слоям населения. Давался в качестве отличия за государственную службу.
Орден имел четыре степени. Орден первой степени надевали на шею, а ордена 2, 3, 4-й степеней носили в петлице.

Орден Святого Владимира.

Учрежден для «статских»
(т. е. невоенных) служащих Екатериной II в 1872 году. Орден имел четыре степени. Государственный чиновник, награжденный знаком четвертой степени, получал потомственное дворянство. Эта награда давалась и за военные заслуги.

- Какой орден был у Пустякова? / орден Святого Станислава.

- Почему Пустякову срочно нужен был орден? / хотел похвастаться перед другими на балу у Спичкина.

- Почему Пустяков испугался, когда увидел за обеденным столом у купца Спичкина учителя французского языка Трамбляна? / ему стало стыдно, поскольку он работал вместе с учителем; а Трамблян знал, что Пустякова не награждали никаким орденом.

- В произведениях Чехова всегда присутствуют говорящие фамилии. Назовите в рассказе «Орден» говорящую фамилию. / Пустяков.

- Почему Чехов дал именно эту фамилию? / Пустяков нацепил на себя чужой орден, чтобы идти на бал к купцу. Тем самым он оказался мелким и жадным, не имеющим собственного достоинства, то есть «пустым местом». Поэтому и фамилия у него Пустяков.

- Какие проблемы затрагивает Чехов? / жадность, лживость, ничтожество человека.

2. Определите стиль речи. / художественный.

3. Определите тип речи / повествование

4. Выпишите деепричастия на две колонки сов.в и несов.в.

А) заикаясь, краснея, оглядываясь, покрякивая, снимая, потирая, не подавая, подавая, поглядывая;

Б) распахнувши, подъехав, увидев, прикрыв, выпивши, вспомнив, поглядев, поглядев, увидев.

Проверка по слайду 22.

За каждое правильное деепричастие поставьте 1 балл. МАХ – 18б.

Анализ текста (беседа, словесный)

индивидуальная

Чтение текста

Слушают текст, выделяют в тексте деепричастия

11) Творческая работа

10м

формирование навыков письменного оформления мысли

Проведем небольшую творческую работу. Нам нужно высказать своё мнение о прочитанном тексте используя деепричастия и деепричастные обороты. А в помощь я вам даю ключевые слова. Слайд 23.

Например, Мелкость души и низость побуждений он презирал и в «маленьком человеке», угнетенном чиновнике. Обратив взор к тому дурному, что в «маленьком человеке» пробуждало жестокое время, молодой Чехов смеялся над ним.

Чехов, подчеркивая ничтожность человека, показывал огромное значение в его жизни мелочей, пустяков. Пустяков на балу встречает сослуживца, что дает повод для мук нравственных (стыд) и физических (как прикрыть правой рукой орден, сидя за столом?). Но, когда обнаруживается, что и тот его боится – по той же причине! – герой перестает мучиться, а авторский голос становится резче, как, в сущности, жалки эти добродушные, никому не делающие вреда люди! Я использовала деепричастия обратив, подчеркивая, сидя.

Приступайте к работе.

Проверка эссе.













4. Итог урока.

Рефлексия



Подведение итогов урока

- Что сегодня изучали?

- Каким стилям свойственно деепричастие? / Художественному, публицистическому, научному.

- Что вам известно о деепричастии?

Заполните таблицу баллами и выставите себе оценку.

Слайд 24

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Мне захотелось…

6. Урок дал мне для жизни!







Спросить нескольких студентов

Ответы студентов

Задание на дом.

2 м.




Прочитать рассказ Чехова (по выбору) и выписать деепричастия, распределяя их на две колонки.

Слайд 25

Я попрошу всех встать.

Русский язык создавался веками,

На нём говорили не только мы с вами.

Он обновлялся и стал современнее-

Но засоряют его поколения.

Самый великий язык и могучий,

Надо учить его больше и лучше.

Только тогда, после долгих стараний,

Волшебная дверь открывается знаний.

- Спасибо за урок! Всем хорошего настроения!













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск