Скачать 198.46 Kb.
|
Сценарий деловой игры «Новый ФГОС – новые возможности». (слайд 1) « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи (слайд 2) Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи: - изменяя процесс, изменить себя; - согласованность действий, требований при организации урока; - взаимодействие между ступенями обучения. Для этого необходим детальный анализ- выявление дефицитов и имеющихся заделов, которые мы можем использовать при внедрении ФГОС. Поэтому сегодня мы освежим свои знания новых стандартов в форме деловой игры. И для начала мы проведем блиц-опрос. На экране вы увидите вопросы, команда которая знает правильный ответ – поднимает руку. Отвечает та команда, которая раньше подняла руку. За правильный ответ получаете «5». Вопросы для блиц-опроса: 1.Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО. 2.В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.) 3.Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход). 4.Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги) 5.Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия 6.Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные). 7.Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). 8.Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика). 9.Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельность состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность). 10.Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов) 11.Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут) 12. Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране. (Закон об образовании) Команда, набравшая больше «5» получает название «НОО - первоклашки», вторая команда – «ООО-пятиклассники». Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель. Я предлагаю определить уровень своей креативности с помощью теста «Стандартный - нестандартный учитель» (слайд 3). 1.Разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель». Приложение 1. Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится: 1. Дисциплинированный. 2. Организованный. 3. Неровно успевающий. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддерживать общее дело. 8. Стабильно успевающий. 9. Занятый своими делами. 10. Быстро, «на лету» схватывающий. 11. Не умеющий общаться, конфликтный. 12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями. 13. Приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству. Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (слайд 4) Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. 2. «Колесо деятельности». (слайд 5) Давайте оценим деятельность стандартного ученика 5 класса, где мы только планируем введение ФГОС. Перед вами солнышко и восемь лучиков (Приложение 2). На каждом лучике вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. (выполнение задания) Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе. Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности (слайд 6). Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Мы озвучим эти изменения с помощью следующего задания. 3. «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС». Вы получили пустой бланк «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС», где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны вставить в окошко (Приложение 3). Затем команда «Пятиклассники» озвучивает традиционную деятельность учителя, «Первоклассники» – по ФГОС: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Команды зачитывают изменения в деятельности учителя, на экране дублируются ответы. Слайды 7-15. Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих по ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – методы, подходы, технологии и т.д. Для планирования учебных занятий в рамках ФГОС на основе принципов построения урока, его структуры, попытаемся смоделировать один урок. 4.Моделирование урока. Перед вами основные этапы урока и цель каждого. Ваша задача – продумать тему урока, деятельность учащихся, применение современных образовательных технологий на каждом из этапов. Команда «Первоклассники» берет любую тему из программы «Музыка» 1-4 классы, команда «Пятиклассники» - любую темы из программы «Музыка» 5 класс. Тема урока: ________________________________________________________ 1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 4. «Открытие нового знания» Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 8. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ Команды выступают с презентацией урока. Спасибо вам за работу. Сегодня вы продемонстрировали активность, творчество, интерес, знание основных положений, понятий и принципов новыхстандартов, словом те качества, которые необходимы учителю, готовому работать по ФГОС. В заключении предлагаю вашему вниманию притчу. Притча «О переменах». Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды. -«Что изменилось?» — спросил Учитель. -«Ничего...» — ответил Ученик. Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял. -«Что изменилось?» — опять спросил Учитель. -«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик. -«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель. — Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат». «Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному. ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели. ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая. ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства». «А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик. «О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки. Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих». - Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему. Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его! Приложение 1. Тест «Стандартный – нестандартный учитель». Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится: 1. Дисциплинированный. 2. Организованный. 3. Неровно успевающий. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддерживать общее дело. 8. Стабильно успевающий. 9. Занятый своими делами. 10. Быстро, «на лету» схватывающий. 11. Не умеющий общаться, конфликтный. 12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями. 13. Приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству. Приложение 2. Приложение 3. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Приложение 4. Моделирование урока. Перед вами основные этапы урока и цель каждого. Ваша задача – продумать тему урока, деятельность учащихся, применение современных образовательных технологий на каждом из этапов. Тема урока: ________________________________________________________ 1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 4. «Открытие нового знания» Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ 8. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Деятельность: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Технологии:_________________________________________________________________________ Приложение 5. Технологии: •развивающее обучение; •проблемное обучение; •разноуровневое обучение; •коллективная система обучения (КСО); •технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); •исследовательские методы обучения; •проектные методы обучения; •технология « дебаты»; •технологию модульного и блочно- модульного обучения; •лекционно – семинарско - зачетная система обучения; •технология развития «критического мышления»; •технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов игр; •обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа); •информационно – коммуникационные технологии; •здоровьесберегающие технологии; • систему инновационной оценки « портфолио»; •технологию дистанционного обучения •технология мастерских •групповое обучение |