Очирова Александра Александровна,
учитель компьютерной графики ГБОУ «РЦПМСС»
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Организация учебного процесса и внеурочной деятельности по программам индивидуального обучения детей с ОВЗ
«Основы Дизайна» и «Компьютерная графика»
В настоящее время одной из важнейших целей педагогики становится воспитание и развитие в молодежи новых качеств и способностей. Владение современными компьютерными технологиями встало наряду со знанием обязательных дисциплин, а умение человека креативно мыслить, творчески подходить к любой ситуации очень ценится во всех областях современной индустрии.
Новейшее оборудование нашего центра дистанционного обучения позволяет учащимся получать не только качественное общее образование, но и дополнительное, профессиональное. Учитывая ограниченные возможности здоровья ребят можно предположить, что в дальнейшем эти навыки позволят им найти себя в обществе, самореализоваться, а возможно, и найти свою профессию.
Надомная (или удаленная) работа в сети интернет в последние годы стала распространенным видом заработка. Спросом пользуется большое количество видов удаленной работы – от копирайтинга до администрирования сайтов. Выше всего в сети интернет ценятся плоды интеллектуального труда. Дизайнер компьютерной графики – одна из наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий современного рынка удаленной работы.
Среди учащихся дистанционной школы– детей с сохранным интеллектом (и среди учащихся коррекционных классов с незначительными нарушениями интеллекта), существует множество ребят с творческими способностями и интересом к компьютерным программам. Для данной категории учащихся мной были разработаны программы индивидуального обучения по предметам «Основы дизайна» и «Компьютерная графика».
Дизайн — это проектирование, разработка эстетичной и удобной для человека предметной среды. В первую очередь - это творческий процесс, в котором играют важную роль понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, знание законов композиции, цветоведения и формообразования.
Предмет «Основы дизайна» направлен на развитие у учащегося дизайнерского мышления посредством художественной деятельности и рассчитан на 34 учебных часа. Программа курса ориентирована на то, чтобы у школьника сложились представления о специфике дизайна и его роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде. [3, с. 5]
Предмет «Основы дизайна», рассчитанный на год обучения, является подготовительным этапом к курсу «Компьютерная графика», который опирается на фундаментальные знания художественного цикла. В совокупности предметы «Основы дизайна» и «Компьютерная графика» дают ребятам общие знания и специальные практические умения, составляющие суть профессии дизайнера компьютерной графики.
Программа «Компьютерная графика» создана для учащихся старшего школьного возраста, позволяет углубить его знания по информационным технологиям, решает одну из главных задач воспитания - формирование социально-активной личности в современном мире. Программа рассчитана на 34-35 учебных часа и включает в себя как теоретические занятия, так и практические работы. Целью данной программы является формирование теоретических знаний и практических навыков при создании рекламной и художественной̆ продукции с использованием компьютерных технологий (в программе Adobe Photoshop)
Основной акцент в работе по предметам был поставлен на заинтересованность и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, так как ограниченное количество времени, отведенное на урок, не позволяет в полной мере «отработать» теорию и практику художественного проектирования.
В ходе создания данных программ я столкнулась с рядом проблем: отсутствием соответствующих программ (существующая программа по Основам дизайна, разработанная В.С. Кузиным рассчитана на пять лет обучения), отсутствием учебников. Кроме того, проведя входную диагностику среди учеников, я пришла к выводу, что для своего возраста (14-18 лет) многие учащиеся не имеют необходимого образного мышления и пространственного воображения, многие не имеют элементарных изобразительных навыков. В силу своего состояния здоровья учащиеся либо пропускали занятия рисования и черчения, либо вообще не были знакомы с этими дисциплинами. Еще одной трудностью стало использование на уроках метода показа — перебои связи интернет затрудняли демонстрацию тех или иных практических упражнений.
Решение проблем было найдено мной в программном обеспечении и техническом оснащении, предоставляемых нашим центром. Программы по предметам я решила сделать краткими и емкими, затрагивающими только самые важные теоретические знания и аспекты художественной деятельности. Отсутствие разработанных учебников в полной мере заменимо богатством ресурсов интернета. Большие возможности в организации и осуществлении учебного процесса по предметам я открыла в использовании предметных курсов обучающего сайта Moodle.
Moodle - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания он-лайн курсов преподавателями. Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Сайт нашей школы на базе Moodle – cdo.rcpmss.ru позволяет учителям самостоятельно разрабатывать предметные курсы для учащихся и использовать их в процессе обучения. [1, с. 4]
По каждой теме мной были разработаны различные лекционные материалы, видеоуроки, пошаговые иллюстрированные уроки, тестовые задания, задания для загрузки на сайт и задания в виде ответов. Для тех, кто не знает самых элементарных законов рисования (перспективы, смешения красок) также были созданы презентации, файлы Перволого и видеозаписи. Использование он-лайн курса на сайте Moodle решило проблему демонстрации практической части. Кроме того, подача информации в электронном виде дала возможность детям самостоятельно заниматься по предмету: возвращаться к забытому, получать дополнительные, углубленные и расширенные знания.
Каждый курс на сайте разделен на 34-35 раздела (темы). Названия тем соответствуют названиям уроков календарно-тематического плана. Нулевая (вводная) тема посвящена общей информации о курсе, новостному форуму и опросу. Также нулевая тема содержит список основных источников материалов, инструкцию – как работать на курсе, словарь основных терминов.
35 тема (находящаяся в самом низу страницы курса, так называемый «подвал») использована мной для ссылок на различные дополнительные материалы, видео уроки и пошаговые уроки, сайты, посвященные дизайну и компьютерной графике.
Каждый раздел-тема с №1 по №34 соответствует одному уроку, и содержит: теоретический материал (лекцию, страницу с лекционным материалом, видео лекцию или презентацию) по теме, практическую работу (пошаговое иллюстрированное выполнение, видео урок или инструкцию), задание для прикрепления файла или задание с ответами; наиболее важные темы содержат тестовые задания или задания с ответами вне сайта (ответы вне сайта означают устные ответы на вопросы или графический диктант). Кроме теории и практики, заданий для самостоятельной домашней работы, некоторые разделы содержат форумы – выставки со взаимным оцениванием и обсуждением работ, ссылки на дополнительную информацию по данной теме. В начале учебного года каждый учащийся заводит папку с 40 файлами, в которую, в течение года, собирает материалы по урокам – таблицы и схемы, основные термины, распечатанные и заполненные от руки тесты. Данная папка в дальнейшем послужит подсказкой для ребят, поможет вспомнить основные понятия, теорию основ дизайна и компьютерной графики.
Я работаю по программе «Основы дизайна» второй год, по программе «Компьютерная графика» - первый год. Курсы на сайте ГБОУ РЦПМСС разработаны мною в начале 2012 года. До настоящего времени я дорабатываю и дополняю материалы по темам, делаю перестановки в планировании последовательности тем, занимаюсь тщательным анализом полученных результатов и достижений учащихся.
На данный момент многие учащиеся помнят и используют на практике полученные знания по предмету. Несколько человек оставили обучение по предметам «Основы дизайна» и «Компьютерная графика» по разным причинам (потеряли интерес, оставили школу, выбрали для изучения другой курс) Некоторые изъявили желание продолжить обучение в следующем году, несколько ребят мечтают продолжить обучение специальности дизайнера компьютерной графики в средних и высших учебных заведениях, и я очень надеюсь, что их мечты осуществятся.
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Полученные учащимися теоретические знания и практические навыки могут быть полезны им как в последующей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Тоглохинова Саша, 8 класс «Осень» Дамбаева Дари, 11 класс
«Стилизация портрета»
Плотников Витя, 9 класс
«Визитная карточка»
Лутошкин Коля, 9 класс
«Школьная виньетка»
Библиография:
1) Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие.2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2009.-292 с.
2) С.Ф. Сопрунов, А.С. Ушакова, Е.И. Яковлева. ПервоЛого3.0: Справочное пособие. - М.: Институт новых технологий. - 136 с.
3) В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.
4) Николаева, Е.И. Психология детского творчества. Учебник. – СПб, Речь, 2006. - 220 c.
5) Финицкая, З. Люди и вещи. - Москва, Искусство, 2008. - 134 c. |