Скачать 251.59 Kb.
|
Пояснительная записка Учебно-тематический план изучения курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 9А класса составлен на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования. Соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» в старшей школе. Изучение курса «Информатика и ИКТ» рассчитано на преподавание в объеме 68 учебных часов (2 недельных часа), которые вводятся в учебный план за счет школьного компонента.. Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники. Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [1]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [2]. Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией. Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности: - мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов; - пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий; - алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников Образовательные цели обучения информатике. 1.Ознакомление с основами информатики как науки, ее основными понятиями. 2.Формирование в сознании учащихся естественно-научной картины окружающего нас мира. 3.Овладение (или ознакомление) основными методами естественно-научного исследования. 4.Политехническое образование. 5.Создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана вуза. 6.Создание теоретической и психологической базы для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации производства. Воспитательные цели обучения информатике. 1.Формирование диалектико - материалистического мировоззрения. 2.Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. 3.Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей. Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и воспитания человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и его методами. Развивающие цели обучения информатике. 1.Развитие логического мышления учащихся, умения пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии. 2.Формирование понимания структуры информатики как науки. 3.Формирование знаний о моделях. 4.Развитие умений решать задачи, пользуясь известными теоретическими положениями , математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой и т.п. 5.Развитие умений экспериментировать, включая знание устройств и принципа действия ЭВМ, пользоваться ими, обрабатывать результаты измерений и определять погрешности измерений, делать выводы на основе полученных экспериментальных данных. 6.Развитие простейших технических умений. Раздел 1.«Программное управление работой компьютера» Основные цели изучения. Познакомить учащихся с разделом информатики «Программирование». Обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня (Паскале). Обучить начальным навыкам работы с системой программирования. Место данной темы в школьном курсе информатики. Программирование – одна из самых традиционных тем в курсе информатики. Место и вес этой темы в программе курса со временем изменялись. Наиболее существенный пересмотр этого вопроса произошел с переносом информатики из старших классов в базовую школу в 1993 году. В первых версиях обязательного минимума раздел программирования практически отсутствовал. В образовательном стандарте по информатике от 2004 года – снова занял значительное место. В базовом курсе информатики изучение программирование имеет два целевых аспектах, с которыми связано изучение программирования в школе. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики: раскрывается сущность программного управления работой компьютера. Ученикам дается представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования. Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах. В рамках данной темы изучаются следующие вопросы:
На практических занятиях ученики осваивают работу в среде системы программирования на Паскале Раздел 2. «Передача информации в компьютерных сетях» Основные цели. Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей. Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Интернета. Обучить способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса. Познакомить со способами поиска информации в Интернете. Место данной темы в школьном курсе информатики Компьютерные телекоммуникации – одна из наиболее динамично развивающихся областей информационных технологий. В современное понятие ИКТ-компетентности обязательной составляющей входит компетентность в области сетевых (коммуникационных) технологий. Поэтому данная тема включается в содержание общеобразовательного курса информатики. Изучаемые вопросы:
Раздел 3. «Информационное моделирование» Основные цели. Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей. Рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления информации. В углубленном варианте познакомиться с понятиями «система», «структура», «граф»; дать представление об объектно-информационном типе моделей. Место данной темы в школьном курсе информатики Линия информационного моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов является теоретической основой курса информатики. Она относится к научным основам предмета. Линия моделирования является базой многочисленных приложений ИКТ, связанных с компьютерным моделированием в самых различных областях науки и практики. Базовый курс информатики дает лишь начальные понятия о моделировании, систематизации данных, знакомит с компьютерными технологиями, применяемыми для информационного моделирования. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно быть связано с углублением этой содержательной линий. Изучаемые вопросы.
При углубленном изучении базового курса, рассматриваются следующие вопросы:
Раздел 4 «Хранение и обработка информации в базах данных» Основные цели. Дать представление о назначении информационных систем и баз данных. Познакомить с основами реляционных баз данных. Обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД. Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных. Место данной темы в школьном курсе информатики Тема «Базы данных и информационные системы» достаточно насыщена как теоретическими понятиями, так и прикладными возможностями. Теоретические вопросы пересекаются с другими содержательными линиями базового курса: информационное моделирование, представление информации (в частности, логической информации, структуры данных). Прикладная составляющая связана, во-первых, с приобретением учениками навыков поиска информации в справочных базах данных, во-вторых, с обучением приемам создания несложных информационных систем средствами реляционной СУБД. Изучаемые вопросы:
Раздел 5.«Табличные вычисления на компьютере» Основные цели. Познакомить учащихся с двоичным представлением чисел в компьютере. Раскрыть назначение электронной таблицы, ее структуру и свойства. Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц. Познакомить с примерами математического и имитационного моделирования на электронных таблицах. Место данной темы в школьном курсе информатики В данном разделе курса речь идет об организации числовых расчетов на компьютере с помощью электронных таблиц, т.е. о работе с числовой информацией. Поэтому естественно именно здесь раскрыть правила представления чисел в компьютерной памяти. Таким образом, данная тема продолжает линию представления информации. Технологическое содержание раздела связано с освоением учениками очень популярного вида ИКТ – электронных таблиц, имеющих огромное число приложений. Богатыми возможностями обладают электронные таблицы для применения в информационном моделировании, прежде всего – в математическом моделировании. Следовательно, содержание раздела связано с линией моделирования. Освоение графических средств табличных процессоров расширяет знания учеников в области компьютерной графики. Изучаемые вопросы.
Раздел 6. «Управление и алгоритмы»Основные цели изучения. Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления. Дать представление о применении ЭВМ для автоматизации процессов управления. Ввести понятие алгоритма управления, определить свойства алгоритма. Познакомить со способами описания алгоритмов; обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем. Место данной темы в школьном курсе информатики. Традиционной темой для любой версии школьного курса информатики является алгоритмизация. В некоторых учебниках эта тема составляет наибольшую часть содержания. Чаще всего алгоритмизация связывается с программированием для ЭВМ на каком либо языке. В базовом курсе применен иной подход к теме алгоритмизации. Его можно назвать кибернетическим подходом. Алгоритм рассматривается как информационный компонент системы управления. Такой подход дает возможность ввести в содержание базового курса новую содержательную линию – линию управления. Это многоплановая линия, которая позволяет затронуть следующие вопросы:
Раздел 7.«Информационные технологии и общество» Основные цели изучения. Познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период до появления компьютеров, так и в компьютерную эпоху. Дать начальные представления о вопросах социальной информатики: информационном обществе, информационных ресурсах, информационном праве, информационной безопасности. Место данной темы в школьном курсе информатики Данный раздел базового курса делится на две части: историческую и социально-информационную. Историческая часть рассматривает в хронологической последовательности эволюцию средств и методов работы с информацией. Социально-информационная рассматривает основные проблемы современной социальной информатики. Обе эти темы отражены в ФК ГОС. В любом общеобразовательном школьном предмете присутствует историческая линия. Нет и не должно быть учебной дисциплины без дат, событий, имен. Знание истории предмета помогает сформировать в сознании учеников целостное представление о его содержании. С недавнего времени в структуре предметной области информатики закрепился раздел «Социальная информатика». Социальная информатика стала привлекать внимание в связи с развивающимся процессом информатизации современного общества. Эти процессы все в большей степени оказывают влияние на многие стороны жизни людей: на производственную и учебную деятельность, быт, отдых, развлечения и пр. Распространение Интернета, сотовой телефонной связи стали наиболее значимыми событиями последнего времени, повлиявшими на образ жизни многих людей. Ключевыми понятиями раздела выступают: информационные ресурсы общества и их виды, информационное общество, информатизация, информационное право, информационные преступления, информационная безопасность, защита информации. С этими вопросами достаточно познакомить учеников в форме беседы. Такая беседа будет носить не только образовательное, но и воспитательное значение, готовить учеников к жизни в информационном обществе.
Раздел1.Программное управление работой компьютера» Урок 2 Тема. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. Изучаемые вопросы:
Урок 3 Тема (практика). Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Приобретаемые умения и навыки:
Урок 4 Тема. Оператор ветвления. Изучаемые вопросы:
Урок 5 Тема (практика). Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания . Приобретаемые умения и навыки:
Урок 6 Тема. Логические операции на Паскале (25 минут). Изучаемые вопросы:
Практика. Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Выполнение практического задания (20 минут). Приобретаемые умения и навыки:
Урок 7 - 9 Тема. Циклы на языке Паскаль. Изучаемые вопросы:
Урок 10 - 12 Тема (практика). Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Выполнение практического задания. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 13 - 15 Тема. Одномерные массивы в Паскале. Изучаемые вопросы:
Урок 16 - 18 Тема. (практика). Разработка программ обработки одномерных массивов. Выполнение практического задания . Приобретаемые умения и навыки:
Урок 19 - 21 Тема. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве (20 минут). Изучаемые вопросы:
Практика. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Выполнение практического задания (25 минут). Приобретаемые умения и навыки:
Урок 22 Тестирование. Тест №5 по теме «Программное управление работой компьютера». Раздел 2 Передача информации в компьютерных сетях Урок 1 Теория. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Изучаемые вопросы:
Урок 2 Теория. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Изучаемые вопросы:
Урок 3 Практика. Работа с электронной почтой. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 4 Теория. Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Изучаемые вопросы:
Урок 5 Практика. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 6 Практика. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 7- Урок 8 Практика. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 9 Практика. Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Урок 10. Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Раздел 3 Информационное моделирование Урок 1 Теория. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. Изучаемые вопросы:
Урок 2 Теория. Табличные модели. Изучаемые вопросы:
Урок 3 Теория. Информационное моделирование на компьютере. Изучаемые вопросы:
Урок 4 Практика. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. Урок 5 Тестирование. Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». Раздел 4. Хранение и обработка информации в базах данных Урок 1 Теория. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Изучаемые вопросы:
Урок 2 Теория. . Назначение СУБД.
Практика. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 3 Теория. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Изучаемые вопросы:
Урок 4 Практика. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 5 Теория. Условия поиска информации, простые логические выражения. Изучаемые вопросы:
Урок 6 Практика. Формирование простых запросов к готовой базе данных. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 7 Теория. Логические операции. Сложные условия поиска. Изучаемые вопросы:
Урок 8 Практика. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 9 Теория. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Изучаемые вопросы:
Урок 10 Практика. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 11 Практика. Итоговая работа по базам данных. Урок 12 Тестирование. Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». Раздел 5. Табличные вычисления на компьютере Урок 1 Теория. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Изучаемые вопросы:
Урок 2 Теория. Представление чисел в памяти компьютера. Изучаемые вопросы:
Урок 3 Теория. Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц . Изучаемые вопросы:
Урок 4 Практика. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 5 Теория. Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. Изучаемые вопросы:
Урок 6 Практика. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 7 Теория. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. Изучаемые вопросы:
Урок 8 Практика. Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Приобретаемые умения и навыки:
Урок 9 Теория. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. Изучаемые вопросы:
Урок 10 Тестирование. Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». Раздел 6. Управление и алгоритмы Урок 1 Тема. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления Изучаемые вопросы:
Урок 2. Тема История ЭВМ и ИКТ. Изучаемые вопросы:
Урок 3 Тема. Основы социальной информатики Изучаемые вопросы:
Урок 4 Тестирование. Тест №6 по теме «Информационные технологии и общество». Уроки 5 - 6 Итоговые тесты
|