Скачать 97.72 Kb.
|
Муниципальная общеобразовательная школа отрытая (сменная) общеобразовательная школа № 1 пос. Парковый муниципального образования Тихорецкий район МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТАКАоткрытого урока по информатике Тема: «Использование электронных таблиц для обработки числовых данных» (на примере задач из различных предметных областей). Разработал учитель информатики Легашов К.В. 2008 Парковый 2008г. Учебное заведение О(С)ОШ № 1 Класс 10 класс Место проведения кабинет информатики Дата проведения 08.04.08 года Тема урока: «Использование электронных таблиц для обработки числовых данных» (на примере задач из различных предметных областей)Тип урока: комбинированный Цель:а) обучающая: научить практически применять формулы с различными видами ссылок в табличном процессоре Excel б) воспитательная: воспитать интерес к предмету, продолжить воспитание самостоятельности, ответственности и организованности при выполнении заданий в) развивающая: продолжить формирование у учащихся логического мышления по применению различных видов формул. Методы обучения:
Методические принципы:
Межпредметные связи: - математика: темы «Проценты», «Арифметические действия», «Формулы и функции» Оборудование:
ХОД УРОКА
- проверка списка учащихся по журналу
Тема урока: «Использование электронных таблиц для обработки числовых данных» – вам уже знакома, так как это завершающий урок по данной теме. Назовите мне основное назначение табличного процессора Excel Прежде чем приступить к проверке ваших знаний по этой и другим темам, я хочу представить вам мою помощницу, которая будет помогать мне подсчитывать баллы, которые вы можете заработать за каждый ваш ответ и работу в течение всего урока. От суммы этих баллов будет зависеть ваша оценка. Итак, для того, чтобы получить оценку «пять» вам нужно набрать свыше 15 баллов, от 10 до 15 баллов – оценка «4», меньше 10 баллов – оценка «3».
- устройство ПК - текстовый процессор Word - функции клавиш Количество баллов – 5
Т С Р А К О – строка – часть рабочего поля табличного процессора Excel Ч А Й Я К Е – ячейка – пересечение строк и столбцов на рабочем поле Excel образуют ячейку С Е Д А Р – адрес – буква столбца и номер строки образуют адрес ячейки В О Р А Н – равно – с него начинается ввод формулы Л Ы С К А С – ссылка – элемент формулы, используется когда нужно сослаться на какую-нибудь ячейку. Количество баллов – 5
Учащемуся предлагается расставить последовательно карточки, для выполнения следующей операции: Заполнение блока ячеек при копировании с помощью мыши
Количество баллов – 4
Выбираются 4 игрока – им предлагается вытянуть карточку с названием «масти», в этой роли выступают панели инструментов, а карты – это карточки с изображением кнопок панелей инструментов. Учащиеся должны разобрать карточки, лежащие на столе согласно той панели инструментов, «мастью» которой они играют. И затем по очереди называют функцию каждой кнопки. Количество баллов – 5
Кому-нибудь из преподавателей предлагается загадать четное число, затем его утроить, полученное произведение разделить на 2 и частное опять утроить. Полученный результат вводится в ячейку табличного процессора Excel, ссылка в формуле на которую находится в другой ячейке (она должна отобразить задуманное число – в ней введена формула =В3/9*2). Учащимся предлагается разгадать фокус. Количество баллов – 3.
- Какие существуют виды ссылок Ответ: относительные, абсолютные, смешанные - Какая ссылка называется относительной и как она записывается? Ответ: Относительная ссылка – автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Пример: Относительная ссылка записывается в обычной форме, например F3 или E7. Во всех ячейках, куда она будет помещена после ее копирования, изменятся и буква столбца и номер строки. - Какая ссылка называется абсолютной и как она записывается? Ответ: Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки. Пример: Абсолютная ссылка: $А$6. При копировании формулы =4+$A$6 во всех ячейках, куда она будет скопирована, появятся точно такие же формулы. - Какая ссылка называется смешанной и как она записывается? Ответ: Смешанная ссылка используется, когда при копировании формулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки – либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной. Пример: Смешанные ссылки с неизменяемой буквой столбца: $C8, $F12; смешанные ссылки с неизменяемым номером строки: A$5, F$9. - С помощью какой клавиши мы можем изменить ссылку с относительной на абсолютную или смешанную? Ответ: с помощью нажатия клавиши F4. Ответы на 1-5 вопросы оцениваются в 1 балл, на 2,3,4 вопросы – в 2 балла
Ответ: Правильная работая поза • позволяет избегать перенапряжения мышц: • способствует лучшему кровотоку и дыханию. Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед. Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности. Необходимо найти такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи. Рекомендуемый угол наклона головы - до 20°. 2. Назовите требования к положению рук? Ответ: Руки вовремя работы необходимо расслабить руки, держать предплечья параллельно полу, на подлокотниках кресла. Кисти рук - на уровне локтей или немного ниже, запястья - на опорной планке. Тогда пальцы получают наибольшую свободу передвижения. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев. Можно надевать легкие перчатки без пальцев, если стынут руки. 3. Назовите требования к положению ног? Ответ: Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или на полу. Необходимо сохранять прямой угол (90°) в области локтевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Во время опроса помощник фиксирует правильные ответы учащихся, суммирует количество баллов, набранные каждым учащимся и вносит их в таблицу рейтинга. Результаты рейтинга с помощью мультимедийного проектора выводятся на экран в виде диаграммы.
Сейчас мы с вами повторили основные вопросы, которые могли бы возникнуть в ходе сегодняшнего урока, а цель нашего урока – это формирование навыков по практическому применению формул с различными типами ссылок. Вы уже знаете, что основное назначение табличного процессора состоит в автоматизации вычислений над данными. Сегодня мы с вами автоматизируем вычисления в ведомости начисления и выплаты стипендии, которую получают учащиеся, обучаясь в профессиональных училищах. И многие из вас после окончания школы получат свою профессию именно в училище. У меня уже есть заготовка данной ведомости, а вам нужно будет напечатать ведомость начисления и выплаты стипендии согласно образца. В верхней части ведомости указывается наименование учебного заведения, далее следует наименование документа: Ведомость № начисления и выплаты стипендии за определенный месяц учащимся группы (указывается номер группы). Сама ведомость представлена в виде таблице, состоящей из 9 колонок: № п/п, Ф.И.О., № по поименной книге, уменьшить стипендию на …%, стипендия за …месяц, соц.поддержка, премирование, сумма к выдаче, роспись в получении. Первые три колонки заполняются постоянными данными, которые не изменяются, если нет выбывших учащихся. Пятая колонка заполняется суммой стипендии, установленной Правительством РФ. В настоящее время она составляет 140 рублей, хотя с 1 апреля обещают повысить на сто рублей. По итогам успеваемости и посещаемости за месяц по решению мастера п/о и классного руководителя, учащийся может быть лишен стипендии до 95% - это сумма указывается в 4 колонке. Также учащиеся могут быть премированы за хорошую учебу. Эта сумма отражается напротив фамилии соответствующего учащегося в 7 колонке. Учащиеся из малоимущих, многодетных семей и дети-сироты получают дополнительно к стипендии социальную поддержку, сумма которой указывается в 6 колонке. Восьмая колонка «Сумма к выдаче» формируется следующим образом: от суммы стипендии отнимается сумма уменьшения стипендии и прибавляются суммы социальной поддержки и сумма премирования. Последняя колонка «Роспись в получении» заполняется уже при получении стипендии. В конце таблице необходимо подсчитать итоговые суммы по каждой колонке. Под таблицей в строке «Сумма к выдаче» число рублей печатается прописью, а число копеек печатается цифрами. В первую очередь введем в ячейку Е8 период за который выплачивается стипендия, для этого введем формулу с ссылкой на ячейку А4. Далее нужно задать сумму стипендии. Для этого в колонке стипендия учащийся Алексеенко необходимо ввести сумму стипендии 140 рублей и заполнить весь столбец стипендия. Для этого учащейся Амеличевой в колонке стипендия необходимо задать абсолютную ссылку на ячейку Е9. Данную ссылку необходимо скопировать всем остальным учащимся. Это делается для того, чтобы в случае изменения размера стипендии ее нужно поменять только у первого учащегося. Затем заполняем столбец Уменьшить стипендию: - В ячейку D8 вводим число, указывающее на процент уменьшения стипендии - напротив фамилий учащихся в столбце уменьшить стипендию необходимо ввести формулу нахождения процента от суммы стипендии: =(адрес ячейки, содержащей сумму стипендии данного ученика)/100*D8 Заполняем столбец Сумма к выдаче: для этого необходимо в ячейку Н9 ввести следующую формулу =E9-D9+F9+G9 Затем скопировать эту формулу всем остальным учащимся. В строке итого необходимо сложить все цифры, находящиеся над данной строкой по всем колонкам. Для этого в ячейку D36 вводится функция автосуммы блока ячеек, а затем копируется в ячейки, расположенные справа. Напротив соответствующих фамилий в колонках социальная поддержка и премирование проставьте соответствующие суммы. Затем необходимо проверить правильность вычисления итоговой суммы в колонке сумма к выдаче: для этого необходимо выделить блок ячеек Н9:Н35 и сверить результат вычисления по формуле с результатом в области встроенного калькулятора Excel. В ячейку С38 введем прописью итоговую сумму к выдаче. При вводе формул у вас могут возникнуть следующие ошибки:
5. Закрепление Задание: Рассчитайте ведомость начисления стипендии при следующих условиях: - стипендия – 170 рублей - Козлова, Лобода, Зикеева, Письменный – премия по 35 рублей 50 копеек - Кочубей, Литвинова – стипендия уменьшена на 15% - Сибилева, Медведева – социальная поддержка в размере 70 рублей
|