Методические материалы по составлению технологической карты урока.
С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.
Темы , которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.
В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока .Что это такое? Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока:
Тема
|
| Цель
|
| Задачи
| Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
| УУД
| ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
| Планируемые результаты
| Предметные: Личностные: Метапредметные:
| Основные понятия
|
| Межпредметные связи
|
| Ресурсы: |
| Формы урока
| фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
| Технология
|
|
Дидактическая структура урока
| Деятельность учеников
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
| Предметные
| УУД
| Организационный момент Время: Основные этапы:
|
|
|
|
| (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД).
| Проверка домашнего задания Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Изучение нового материала Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Закрепление нового материала Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Контроль Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Рефлексия Время: Этапы:
| .
|
|
.
|
|
|
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока
.
Представленная форма технологической карты урока разработана и используется в ГБОУ СОШ № 1467 г Москвы.
Следующие формы технологических карт были предложены учителям биологии на занятиях курсов по ФГОС ООО в сентябре 2013 года в г. Похвистнево преподавателем ЦРО Тепловым А.А. Урок биологии, 6 класс (7 класс по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина)
Тема: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
Обучающие задачи
Рассмотреть особенности строения грибов.
Выделить характерные признаки этих организмов.
Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.
Развивающие задачи
Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
Продолжить формирования интереса к предмету.
Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
| Этапы урока
| Задачи
| ЭОР
| Учитель
| Ученики
| УУД
| 1.
| Организация начала занятия
| Подготовка учащихся к работе
|
| Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
| Настраиваются на работу.
| Сотрудничество с учителем
| 2.
| Подготовка к основному этапу
| Актуализация знаний.
|
| Вопросы классу:
Какие царства живых организмов мы знаем?
О представителях какого царства идет речь в следующих строках?
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
| Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель.
| -Самостоятельное формулирование темы и цели урока
| 3.
| Усвоение новых знаний
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов
| Грибы. Общая характеристика (Информационный модуль) (ФЦИОР)
| Рассказывает о грибах с использованием модуля:
Царство грибов;
Внешнее и внутреннее строении;
Типы питания грибов;
Разнообразие;
Съедобные и ядовитые грибы;
Интересные грибы и т.д.
| Воспринимают новый материал.
| -Умение слушать
| 4.
| Первичная проверка понимания
| Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5042f0fc-20b4-4ae1-84ee-eacb54586772/%5BBIO6_08-53%5D_%5BPT_02%5D.html – Таблица «Общая характеристика грибов». (ЕКЦОР)
| Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили).
Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками.
Проблемные вопросы:
Какие грибы любят расти под определенными деревьями? Приведите примеры таких пар (гриб и дерево).
С помощью учебника стр. 24 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин?
| Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.
Заносят таблицу в тетрадь.
Называют грибы и деревья, под которыми они растут. Объясняют образование микоризы.
| - Осознанное построение речевого высказывания.
- Умение сличать свою работу с заданным эталоном. - Обнаружение отклонений.
- Коррекция.
-Поиск и выделение необходимой информации.
| 5.
| Закрепление новых знаний
| Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF Строение шляпочного гриба. (ЕКЦОР)
http://fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html
Грибы. Общая характеристика.
(Модуль для контроля) (ФЦИОР)
| Задание 1:
Используя муляжи (на каждой парте) изучите строение грибов.
С помощью предложенного ЭОР перечислите основные части гриба.
Задание 2:
Из фотографий грибов на слайдах определите какие из них съедобные, а какие ядовитые. Задание 3:
Загадки о грибах. Учитель читает тексты загадок.
Задания в модуле:
Перетащите названия частей гриба (внешнее строение);
Перетащите названия плесневых грибов;
Перетащите названия частей гриба (внутреннее строение)
Перетащите споры шляпочных грибов;
Разделите на группы ядовитые и съедобные грибы; (перетаскивание)
Заполните таблицу «Функции частей гриба»;
Впишите термины.
|
Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба. Ученики работают с сигнальными карточками (красная –ядовитый, зеленая – съедобный гриб).
Фронтальная работа. Разгадывают загадки. Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно – поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку.
|
-Оценка, самооценка, взаимооценка.
-Умение находить эффективные способы решения заданий.
| 6.
| Подведение итогов урока
| Анализ и оценка успешности достижения цели
|
| Проблемный вопрос:
Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это.
| Отвечают на проблемный вопрос.
| Анализ,
построение логической цепи рассуждений
| 7.
| Информация о домашнем задании
| Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.
|
| Дает на выбор три уровня задания:
Учебник стр. 21-25 + выписать определения в тетрадь.
Подготовить презентацию об отделах грибов.
Сочинить сказку с участием грибов.
| Записывают варианты домашнего задания
|
| Предмет__биология__________________________
Класс______7_______________________________ Автор УМК __В.Б. Захаров, Н.И. Сонин_________ Тема урока: _Размножение и развитие насекомых_ Тип урока__комбинированный__________________
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
|
|
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Организация начала занятия
| Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку.
Приветствует детей. Создает позитивный настрой.
Задание «Верна ли схема?»
Направляет на уточнение текущей изучаемой темы.
Показывает слайд – шоу «Насекомые», читает стихотворение о насекомых.
Знакомит с «гостем» урока кузнечиком Кузей
| Определяют правильность схемы, дополняют ее.
Слушают стихи, музыку
| Анализ
Создают свои обобщенные образы класса насекомые
| Приветствуют учителя
Машут гостю, знакомятся с ним
| Сотрудничество с учителем
Планирование удачного сотрудничества на уроке
| Настраиваются на работу, на тему урока.
Озвучивают текущую тему
|
| Проверка выполнения домашнего задания
| Показывает интерактивный слайд с системами органов насекомых.
Проводит тестирование, организует взаимопроверку тестов самими учащимися и выставление ими оценок за работу.
| Узнают и называют по силуэтам системы органов насекомых
| Анализ, выделение признаков
| Работа в парах
| Учебное сотрудничество
| Контроль
| Умение самооценивания, взаимооценивания
| Актуализация знаний
| Акцентирует внимание на ромашку на доске ( на лепестках – знания о насекомых). Двух лепестков не хватает.
Направляет учащихся на формулирование темы, которую осталось изучить.
| Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о насекомых им пока не известно
| Устанавливают связи между частным и общим.
Синтез – составление из частного целого.
|
|
| Формулируют тему урока
| Предвосхищение уровня усвоения знаний.
| Усвоение новых знаний и способов действий
| Рассказывает о половом диморфизме (с помощью ЭОР), строении половой системы, типах развития насекомых, отрядах насекомых с полным и неполным превращением.
Организует сравнение типов развития насекомых с помощью проблемных вопросов.
Показывает флеш – анимацию «Рождение бабочки»
| Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдами, работают с учебником.
Сравнивают 2 типа развития насекомых с помощью проблемных вопросов учителя.
| Усвоение и поиск необходимой информации.
Сравнение с целью выявления черт сходства и различия
| Диалоги с учителем
Диалоги с учителем, мини - диспут
| Сотрудничество с учителем
Сотрудничество с учителем и со сверстниками
|
|
| Первичная проверка понимания
| Вопросы классу:
Как вы поняли, что такое половой диморфизм?
Какой тип развития на ваш взгляд прогрессивнее и почему?
| Отвечают на вопросы учителя
| Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента.
Анализ.
| Диалоги с учителем
| Сотрудничество с учителем
| Оценка и самооценка
| Осознание уровня и качества усвоения знаний
| Закрепление знаний и способов действий
| Игра: «Угадай насекомое» с сигнальными карточками. Задание: Карточка «Стадии развития животных» Задание: « Найди ошибку» Задание: Цикл развития бабочки
| Выполняют задания с помощью интерактивных ресурсов, карточек.
| Установление причинно – следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера.
|
|
| Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний.
| Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов.
| Обобщение и систематизация знаний
| Добавляет в ромашку знаний о насекомых последние лепестки.
Подводит к промежуточным итогам проекта, в рамках которого идет урок.
Организует предварительную защиту статьи в ПскоВики.
Направляет учащихся на формулировку вывода проекта.
| Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них.
Выступление руководителей исследовательских групп, показ статьи в Интернет.
| Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение анализировать результат и делать выводы.
Построение логической цепи рассуждения.
| Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении.
| Умение полно и точно выражать свои мысли. Владение монологической речью.
|
Формулируют вывод всего проекта
|
| Контроль и самопроверка знаний
| Предлагает заполнить листы самооценки работы в рамках проекта.
|
|
|
|
| Проводят самооценку работы на ПскоВики.
| Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки.
| Рефлексия
| Предлагает поместить на доску в «вазу» цветы розовые или синие (комфортность на уроке)
|
|
| Диалог с учителем.
|
|
|
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
| Информирует о подготовке к защите проектных исследовательских работ ( к следующему уроку).
| Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради.
|
|
|
|
|
|
Ресурсы:
Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
Презентация к уроку.
Интернет – ресурс ПскоВики. Проект «Кто над нами вверх ногами?»
Интернет ресурс YouTube. Слайд – шоу «Насекомые».
Источники:
Право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы. Подготовила Берлогина О.В. по материалам курсов повышения квалификации и интернет -ресурсов. |