№
| Раздел, тема урока. Тип урока. Домашнее задание
| Сроки
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Измерители
| Элементы дополнительного (необязательного)
содержания
|
Введение (1час)
|
1.
| Предмет экологии. Ее разделы.
Вводный урок.
Д/з: стр.4-8. Ответить на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, выражается связь экологии с другими науками?
| 1-я
неделя
сентября
| Экология как наука. Разделы экологии. Методы исследования. Взаимосвязь с другими науками.
|
| Задание со свободным ответом по выбору учителя
|
|
Раздел 1. Организм и среда (9ч)
|
2.
| Потенциальные возможности размножения организмов.
Комбинированный урок
Д/з: §1; вспомнить экологические факторы.
| 2-я
неделя
сентября
| Способности организмов к беспредельному росту численности. Главные ограничители на пути к беспредельному размножению
| Знать о зависимости видов от окружающей среды.
| Вопросы №1,2 на стр. 14 учебника.
Задание№1,3 на стр.15
| Биотический потенциал вида
|
3.
| Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Комбинированный урок.
Д/з: : § 2; выбрать тему для дискуссии.
| 3-я
неделя
сентября
| Экологические факторы. Закон оптимума и ограничивающего фактора
| Знать механизм действия закона оптимума и практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека.
| Вопросы №2,3,4 на стр. 21.
Задание №2 стр. 21
| Закон толерантности В. Шелфорда.
|
4.
| Основные пути приспособления организмов к среде.
Комбинированный урок.
Д/з:§3
| 4-я
неделя
сентября
| Основные пути адаптации организмов к среде: анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, избегание неблагоприятных условий.
| Знать физиолого-физические основы адаптации организмов к среде.
| Вопросы№3,4,5 на стр. 30
|
|
5.
| Основные среды жизни.
Комбинированный урок.
Д/з:§4; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания и адаптации к ним живых организмов»
| 1-я
неделя
октября
| Среды жизни: назмно-воздушная , водная, почвенная, организменная.
| Знать, что условия среды обитания «диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов ее населяющих.
| Вопросы №2, 3, 4, 5. стр.39
|
|
6.
| Пути воздействия организмов на среду обитания.
Комбинированный урок.
Д/з:§5, вопросы после параграфа(1-4)
| 2-я
неделя
октября
| Изменение организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений жизнедеятельности.
| Знать пути воздействия на среду обитания живыми организмами.
| Вопросы №5-7 на стр. 45
|
|
7.
| Приспособительные формы организмов.
Комбинированный урок.
Д/з:§6
| 3-я
неделя
октября
| Приспособительные формы организмов: конвергенция, жизненная форма
| Знать приспособительные особенности тела и его внешних органов
| Вопросы №2-6 на стр.52-53.
| Классификация жизненных форм растений К.Раункиера
|
8.
| Приспособительные ритмы жизни.
Комбинированный урок.
Д/з:§7, задание к §7, подготовиться к семинару по Ι главе
| 4-я
неделя
октября
| Приспособительные ритмы жизни: суточные, сезонные. Биологические часы. Фотопериодизм.
| Уметь объяснить отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер от множество других биологических ритмов.
| Задание№2 на стр. 58
|
|
9.
| Урок повторения материала первой главы.
Д/з: подготовиться к контрольной работе. Повторить §1-7
| 1-я
неделя
ноября
| Повторить материалы 1 главы.
| Уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать
| Вопросы по материалам первой главы из сборника задач и упражнений
|
|
10.
| Обобщающий урок по главе 1.
| 2-я
неделя
ноября
| Тестовый контроль. Тип. А, В, С.
|
|
|
|
Раздел 2. Сообщества и популяции (10ч)
|
11.
| Типы взаимодействия организмов.
Изучение нового материала.
Д/з: §8
| 3-я
неделя
ноября
| Биотические факторы среды, трофические и топические связи
| Знать типы взаимодействия организмов
| Вопросы №2 и 3 ситр.65
|
|
12.
| Законы и следствия пищевых отношений.
Комбинированный урок.
Д/з: §9, задание 1, дополнительная информация.
| 4-я
неделя
ноября
| Законы и следствия пищевых отношений. Экологический бумеранг.
| Знать, что пищевые связи объединяют все живые организмы в единую систему и являются одним из важнейших факторов естественного отбора.
| Вопросы № 1-3 на стр.73
|
|
13.
| Законы конкурентных отношений в природе.
Комбинированный урок.
Д/з: §10,вопросы 1,5. Темы для дискуссий 1-4.
| 1-я
неделя декабря
| Законы конкурентных отношений в природе
| Знать, что такое конкуренция, и какова ее роль в природе.
| Вопросы № 2, 3, 4, 6. на стр. 79
|
|
14.
| Популяции.
Комбинированный урок.
Д/з: §11. повторить§10
| 2-я неделя
декабря
| Популяция, ареал, внутривидовые отношения особей.
| Знать, что популяция – это не просто сумма особей вида на определенной территории, а достаточно закономерно организованная система, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.
| Вопросы № 2,4. Задание № 1 на стр. 84-85
|
|
15.
| Демографическая структура популяций.
Комбинированный урок.
Д/з: §12 Задание 1-4
| 3-я
неделя
декабря
| Демография, возрастная структура популяций
| Знать, что такое демографическая структура популяции. Уметь прогнозировать изменение ее численности.
| Вопросы № 2 и 3 на стр.90
|
|
16.
| Рост численности и плотность популяций.
Комбинированный урок.
Д/з §13, вопросы 2,3, задание1,2
| 4-я
неделя
декабря
| Емкость среды, саморегуляция численности популяций, отрицательная обратная связь.
| Изучить рост численности и плотности популяций и уметь применять свои знания на практике.
| Задание со свободным ответом по выбору учителя
| Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции»
|
17.
| Численность популяции и ее регуляция в природе.
Комбинированный урок.
Д/з:§14, повторит § 8-14
| 2-я
неделя
января
| Абиотические факторы, биотические факторы, гомеостаз популяции
| Знать, как регулируется численность популяций в природе. Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего
| Вопросы №2 и 4. Задание №1 и 2 на стр.106
|
|
18.
| Урок повторения и закрепления знаний. Решение задач.
| 3-я
неделя
января
| Закрепление материала
| Научить решать экологические задачи по определению численности и плотности отдельных популяций.
|
|
|
19.
| Биоценоз и его устойчивость.
Комбинированный урок.
Д/з: §15,повторить § 8-15 (для проверочной работы); подготовить рефераты.
| 4-я
неделя
января
| Биоценоз, структура биоценоза, устойчивость биоценоза. Экологическая ниша.
| Знать структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь объяснить значение видового разнообразия.
| Задание со свободным ответом по выбору учителя
|
|
20.
| Обобщающий урок по главе «Сообщества и популяции»
Семинар в форме «мозгового штурма»
| 1-я
неделя февраля
| Вопросы вывешиваются заранее, за два урока до семинара.
| Учащиеся выбирают по 3 вопроса (любых), и в зависимости от выбранных тем формируются группы. Обсуждение идет по методу «мозгового штурма»
|
|
|
Раздел 3. Экосистемы (10ч)
|
21.
| Законы организации экосистем.
Изучение нового материала.
Д/з: §16, вопросы 1, 2, 4.
| 2-я
неделя
февраля
| Экосистема. Биологический круговорот веществ. Продуценты, консументы, редуценты.
| Знать, почему круговорот веществ необходим для поддержания жизни и что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот.
| Вопросы № 3 на стр. 120
|
|
22.
| Законы биологической продуктивности.
Комбинированный урок.
Д/з: §17, вопросы 3-4
| 3-я
неделя
февраля
| Продуктивность экологической системы. Первичная продукция, вторичная продукция. Пирамида чисел, пирамида биомассы
| Знать законы биологической продуктивности. Уметь объяснить причины быстрой потери энергии в цепях питания и связать это явление с практическими вопросами жизни.
| Тестовый контроль
| Биомасса разных типов экосистем (Н.Ф. Реймерс, 1990)
|
23.
| Агроценозы и агроэкосистемы.
Комбинированный урок.
Д/з: §18; вопросы1, 2; задание 3.
| 4-я
неделя
февраля
| Агроценоз, агроэкосистема, химический и биологический методы борьбы с вредителями и болезнями с\х культур.
| Знать особенности агроценозов и агросистем. Знать, что несмотря на специфику агроценозов, они функционируют по природным законам.
| Тестовый контроль
|
|
24.
| Урок повторения и промежуточного контроля знаний
| 1-я
неделя
марта
| Повторить пройденный материал по §16-18
|
|
|
|
25.
| Саморазвитие экосистем.
Изучение нового материала.
Д/з: §19
| 2-я
неделя
марта
| Причины нарушения экосистем. Сукцессия
| Знать закономерности формирования устойчивых экосистем в природе
| Вопросы № 2, 4, 5 на стр.142
|
|
26.
| Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
Комбинированный урок
Д/з: §20 ответить на вопросы письменно
| 3-я
неделя
марта
| Биологическое разнообразие, сопряженная эволюция, групповой отбор.
| Знать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие; проблемы влияния человека на биологическое разнообразие. Уметь сформулировать представление о необходимости разработки экологической и экономической стратегии сохранения жизни в биосфере.
| Вопросы №2, 3 на стр.147
|
|
27.
| Биосфера
Комбинированный урок
Д/з: §21; вопросы 1-5
| 4-я
неделя
марта
| Биосфера. Состав биосферы. Круговорот веществ в биосфере
| Знать о роли живого вещества в преобразовании Земли.
| Тестовый контроль
|
|
28.
| Экология как научная основа природопользования.
Комбинированный урок
Д/з: §22; повторить главу 3 «Экосистемы»
| 1-я
неделя
апреля
| История взаимоотношений человека и биосферы; рост народонаселения; изменение состава атмосферы и климата.
| Знать особенности и причины сложности экологизации производств
| Задание со свободным ответом по выбору учителя
|
|
29.
| Обобщающий урок по главе «Экосистемы»
| 2-я
неделя
апреля
| Обобщить знания учащихся по теме «экосистема»
| Тестовый контроль. Тип. А, В, С
|
|
|
30.
| Урок контроля и коррекции знаний по главе «Экосистема»
| 3-я
неделя
апреля
| Контроль и коррекция знаний
| Анализ тестирование. Дискуссия.
|
|
|
31-34.
| Резерв.
|
|
|
|
|
|