Пояснительная записка Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. На изучение курса выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год из федерального компонента. Цели программы
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Программой предусмотрено проведение:
-
| 8 класс
| практические работы
| 12
| контрольные работы
| 3
| творческие работы
| 1
|
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 5-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
Методическое пособие «Информатика и ИКТ». 8-11 / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Методическое пособие «Информатика и ИКТ». 8-11 – CD – электронное приложение, 2012 г.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена. Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 14 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 22 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Практическая работа № 3 «Действия с папками и файлами»
Практическая работа № 4 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 5 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет. Определение разрешающей способности мыши. Установка даты и времени».
Практическая работа № 6 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 28 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 7 «Подключение компьютера к локальной и глобальной сетям».
Практическая работа № 8 «География Интернета».
Практическая работа № 9 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 10 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 11 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 12 «Поиск информации в Интернете».
4.Творческая работа учащихся
Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта. Разработка сайта с использованием
языка разметки текста HTML
Защита творческой работы – 2 часа
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока
| Тема урока
| Учебное оборудование, ИКТ, применяемая форма
| Задания
| Информация и информационные процессы – 14 часов
| 1
| Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности
| Компьютер. Презентация
| повторение
| 2
| Понятие информации. Свойства информации.
| Компьютер. Презентация
| тетрадь
| 3
| Информация в живой и неживой природе
| Компьютер. Презентация
| 1.1.1, 1.1.2 +вопросы
| 4
| Человек. Информация и информационные процессы.
| Компьютер. Презентация
| 1.1.3. +вопросы
| 5
| Информация и информационные процессы в технике
| Компьютер. Презентация
| 1.1.4+вопросы
| 6
| Знаки: форма и значение. Знаковые системы
| Компьютер. Презентация
| 1.2.1, 1.2.2+ вопросы + задания
| 7
| Кодирование информации
| Компьютер. Презентация
| 1.2.3+ вопросы + задания
| 8
| Количество информации, как мера уменьшения информации
| Компьютер. Презентация
| 1.3.1+вопросы + задания
| 9
| Определение количества информации
| Компьютер. Презентация
| 1.3.2 + задания
| 10
| Алфавитный подход к определению количества информации
| Компьютер. Презентация
| 1.3.3 + задания
| 11
| Решение задач на определение количества информации
| Компьютер. Презентация
| тетрадь
| 12
| Решение задач на определение количества информации
| Компьютер. Презентация
| 1.3.2,1.3.3 + задания
| 13
| Практическая работа № 1 Вычисление количества информации с помощью калькулятора
| Компьютер. Презентация
| 1.3.2. 1.3.3 + задания
| 14
| Контрольная работа №1. Информация. Определение количества информации
| Компьютер. Тестирование
| Гл. 1 повторение
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 22 часа
| 15
| Программная обработка данных на компьютере
| Компьютер. Презентация
| 2.1 +вопросы
| 16
| Устройство компьютера. Процессор. Материнская плата
| Компьютер. Презентация
| 2.2.1+вопросы
| 17
| Устройства ввода
| Компьютер. Презентация
| 2.2.2.+вопросы
| 18
| Практическая работа № 2 Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
| Компьютер.
| повторение
| 19
| Устройства вывода
| Компьютер. Презентация
| 2.2.3 +вопросы
| 20
| Память. Виды памяти.
| Компьютер. Презентация
| 2.2.4, 2.2.5 +вопросы+ задания
| 21
| Контрольная работа №2. Состав компьютера
| Компьютер. Тестирование
| 2.1-2.2.5 повторение
| 22
| Файлы и файловая система
| Компьютер. Презентация
| 2.3.1– 2.3.2 +вопросы +задания
| 23
| Работа с файлами и папками
| Компьютер. Презентация
| 2.3.3 +вопросы
| 24
| Практическая работа № 3 Действия с папками и файлами
| Компьютер.
| 2.3.1-2.3.3 +задания
| 25
| Практическая работа № 4 Работа с файлами с использованием файлового менеджера
| Компьютер.
| 2.3.1-2.3.3 +задания
| 26
| Программное обеспечение компьютера. Операционная система
| Компьютер. Презентация
| 2.4.1+вопросы +задания
| 27
| Прикладное программное обеспечение
| Компьютер. Презентация
| 2.4.2+вопросы +задания
| 28
| Графический интерфейс операционных систем и приложений.
| Компьютер. Презентация
| 2.5+вопросы +задания
| 29
| Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
| Компьютер. Презентация
| 2.6+вопросы
| 30
| Практическая работа № 5 Форматирование диска, Определение разрешающей способности мыши. Установка даты и времени
| Компьютер.
| повторение
| 31
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| Компьютер. Презентация
| 2.7+вопросы +задания
| 32
| Практическая работа № 6 Защита от вирусов обнаружение и лечение.
| Компьютер.
| повторение
| 33
| Правовая охрана информации
| Компьютер. Презентация
| 2.8.1+вопросы +задания
| 34
| Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы
| Компьютер. Презентация
| 2.8.2+вопросы
| 35
| Защита информации
| Компьютер. Презентация
| 2.8.3+вопросы
| 36
| Контрольная работа №3. Файлы и файловая система
| Компьютер. Тестирование
| 2.3-2.6 повторение
| Коммуникационные технологии – 28 часов
| 37
| Передача информации
| Компьютер. Презентация
| 3.1+вопросы +задания
| 38
| Локальные компьютерные сети
| Компьютер. Презентация
| 3.2+вопросы +задания
| 39
| Глобальная компьютерная сеть. Состав Интернета
| Компьютер. Презентация
| 3.3.1+вопросы
| 40
| Практическая работа № 7 Подключение компьютера к локальной и глобальной сетям.
| Компьютер
| повторение
| 41
| Адресация в Интернете
| Компьютер. Презентация
| 3.3.2+вопросы +задания
| 42
| Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
| Компьютер. Презентация
| 3.3.2+вопросы
| 43
| Практическая работа № 8 «География» Интернета.
| Компьютер
| повторение
| 44
| Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 9 Путешествие по Всемирной паутине
| Компьютер. Презентация
| 3.4.1+вопросы +задания
| 45
| Электронная почта Практическая работа № 10 Работа с электронной Web - почтой
| Компьютер. Презентация
| 3.4.2+вопросы +задания
| 46
| Файловые архивы Практическая работа № 11 Загрузка файлов из Интернета
| Компьютер. Презентация
| 3.4.3+вопросы +задания
| 47
| Общения в Интернете
| Компьютер. Презентация
| 3.4.4+вопросы
| 48
| Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете
| Компьютер. Презентация
| 3.4.5, 3.4.6 +вопросы
| 49
| Поиск информации в Интернете Практическая работа № 12 Поиск информации в Интернете
| Компьютер. Презентация
| 3.5+вопросы
| 50
| Электронная коммерция в Интернете
| Компьютер. Презентация
| 3.6+вопросы
| 51
| Web – страницы и Web - сайты
| Компьютер. Презентация
| 3.7.1+вопросы
| 52
| Структура Web-страницы
| Компьютер. Презентация
| 3.7.2+вопросы
| 53
| Форматирование текста на Web – странице
| Компьютер. Презентация
| 3.7.3+вопросы
| 54
| Вставка изображений в Web -страницы
| Компьютер. Презентация
| 3.7.4+вопросы
| 55
| Гиперссылки на Web-страницах
| Компьютер. Презентация
| 3.7.5+вопросы
| 56
| Списки на Web-страницах
| Компьютер. Презентация
| 3.7.6+вопросы
| 57
| Интерактивные формы на Web-страницах
| Компьютер. Презентация
| 3.7.7+вопросы
| 58
| Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| Компьютер
| повторение
| 59
| Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| Компьютер
| повторение
| 60
| Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| Компьютер
| повторение
| 61
| Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| Компьютер
| повторение
| 62
| Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| Компьютер
| повторение
| 63
| Защита сайтов
| Компьютер
| повторение
| 64
| Защита сайтов
| Компьютер
| повторение
|
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; вебкамера; микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
|