МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №__» г. ________
Согласовано
Зам.директора по УВР
__________ _____________
«____» _________ 20__г.
|
| Утверждено
Директор МБОУ СОШ №__
__________________________
«____» ________ 20__г.
|
Рабочая программа
учебного курса
по информатике и ИКТ
для 7 класса Учитель ___________
_______ уч.г.
Пояснительная записка
Название программы: «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы». Автор Л.Л. Босова.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса. Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ;
Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ;
Программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ.
Цели:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
1. Объекты и их имена (6 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». 2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа». 3. Алгоритмика (8 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика. Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Календарно-тематическое планирование учебного материала на _________ учебный год
Учитель: ____________
Предмет: Информатика и ИКТ
Классы: ________
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю по программе - 1, по учебному плану - 1
Количество практических работ: 12
Количество контрольных работ (в форме теста или проверочной работы): 4
Учебный комплект для учащихся:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Учебный комплект для учителя:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-10.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Номер урока
| Тематика урока, практические работы
| Параграф учебника, презентации
| Сроки
| I триместр (10 уроков)
|
|
| Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа №1.
| Введение, §1.1,§1.2
«Техника безопасности», «Объекты и их признаки»
| 03.09-07.09
|
| Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №2 (файл Описание.doc)
| §1.3, §1.4
Презентация «Отношения объектов»;
| 10.09-14.09
|
| Состав объектов.
Практическая работа №3. Задания 1-3 (файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc)
| §1.5
| 17.09-21.09
|
| Системы объектов.
Практическая работа №3. Задания 4-6 (файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc)
| §1.6
Презентация «Системы объектов»
| 24.09-28.09
|
| Система и окружающая среда.
Практическая работа №3. Задания 7-9 (файлы: Ал-Харезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc)
| §1.7
Презентация «Системы объектов»
| 01.10-05.10
|
| Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1 (Тест 1)
| §1.8
| 15.10-19.10
|
| Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4. Задания 1-3 (файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc)
| §2.1
Презентация «Модели объектов»
| 22.10-26.10
|
| Информационные модели.
Практическая работа №11
| §2.2
Презентация «Информационные модели»
| 29.10-01.11
|
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 4-5 (Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc)
| §2.3
| 05.11-09.11
|
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 6-7
| §2.3
| 12.11-16.11
| II триместр (11 уроков)
|
|
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 8-9 (файлы: Слова.doc, Текст.doc)
| §2.3
| 26.11-30.11
|
| Многоуровневые списки. Практическая работа №5 (файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc)
| §2.3
| 03.12-07.12
|
| Математические модели.
Контрольная работа №2 (Тест 2)
| §2.4
| 10.12-14.12
|
| Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа №6. Задания 1-2
| §2.5(1)
Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc
| 17.12-21.12
|
| Простые таблицы.
Практическая работа №6. Задания 3-4 (файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp)
| §2.5(2)
| 24.12-28.12
|
| Сложные таблицы.
Практическая работа №6. Задания 5-6
| §2.5(3)
| 08.01-11.01
|
| Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6. Задание 7
| §2.6
| 14.01-18.01
|
| Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7
| §2.7
| 21.01-25.01
|
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8. Задания 1-3 (файл Температура.xls)
| §2.8
| 28.01-01.02
|
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8. Задания 4-6
| §2.8
| 04.01-08.02
|
| Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа №9. Задания 5-7 (файл Температура.xls)
| §2.9 (1,2)
Презентация «Графики и диаграммы»
| 11.02-15.02
| III триместр (13 уроков)
|
|
| Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3.
| §2.9 (3)
Презентация «Графики и диаграммы»
| 25.02-01.03
|
| Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9. Задание 4
| §2.9 (4)
Презентация «Графики и диаграммы»
| 04.02-07.03
|
| Многообразие схем.
Практическая работа №10. Задания 1-2 (файл Солнечная система.doc)
| §2.10 (1)
Презентация «Схемы»
| 11.03-15.03
|
| Информационные модели на графах.
Практическая работа №10. Задания 3-5 (файл Поездка.doc)
| §2.10 (2)
Презентация «Графы»
| 18.03-22.03
|
| Деревья.
Практическая работа №10. Задания 6-7.
Контрольная работа №3 (Проверочная работа №13)
| §2.10 (2,3)
Презентация «Графы»
| 25.03-29.03
|
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.
| §3.1, §3.2(1, 2)
Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»
| 01.04-05.04
|
| Исполнитель Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде Алгоритмика
| §3.2(3)
| 15.04-19.04
|
| Исполнитель Чертежник.
Цикл повторить n раз.
Работа в среде Алгоритмика
| §3.2(4)
| 22.04-26.04
|
| Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
Работа в среде Алгоритмика
| §3.3(1)
| 29.04-03.05
|
| Исполнитель Робот.
Цикл «пока».
Работа в среде Алгоритмика
| §3.3(2, 4)
| 06.05-10.05
|
| Исполнитель Робот.
Ветвление.
Работа в среде Алгоритмика
| §3.3 (5)
| 13.05-17.05
|
| Контрольная работа №4 (Проверочная работа№2)
|
| 20.05-24.05
|
| Итоговый проект. Практическая работа №12
|
| 27.05-31.05
|
|