№
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Количество
часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Вид контроля. Измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Д/З
| Дата проведения -
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
1
| Информация и информационные процессы
| Информация и ее свойства. Обмен информацией
| 1
| изучение нового материала
| Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации
| Знать основные подходы к определению информации.
Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами.
Уметь распознавать дискретные и непрерывные сигналы.
Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации
|
|
|
|
|
|
2
| Подходы к определению количества информации
| 1
| изучение нового материала
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
| Иметь представление о количестве информации.
Знать принципы алфавитного подхода к определению количества информации.
Уметь определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода
|
|
|
|
|
|
3
|
| Измерение информации (практическая работа № 1).
Кодирование информации (практическая работа № 3)
| 1
| изучение нового материала
| Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам
| Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах;
кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам
|
|
|
|
|
|
4
| Языки и способы кодирования информации
| 1
| изучение нового материала
| Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора
| Знать виды информационных процессов; основные классы и виды языков программирования.
Иметь представление о становлении языков программирования (исторический аспект).
Знать принципы и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Уметь организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи
|
|
|
|
|
|
5
| Информационные процессы: хранение и передача
| 1
| изучение нового материала
| Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах
| Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения и передачи информации; определение понятия «канал связи».
Уметь давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах
|
|
|
|
|
|
6
| Поиск информации (практическая работа № 4)
| 1
| изучение нового материала
| Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации
| Уметь формировать запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет)
|
|
|
|
|
|
7
| Информационные процессы: обработка, защита, представление информации.
Поиск информации (практическая работа № 4)
| 1
| изучение нового материала
| Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации
| Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.
Иметь представление об изменяемости формы представления информации.
Уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил.
Иметь представление о возможностях, преимуществах и недостатках автоматизированной обработки данных.
Знать методы защиты информации
|
|
|
|
|
|
8
| Информационные процессы в различных системах.
Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»
(20 мин)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды
| Знать закономерности протекания информационных процессов в различных системах; особенности и возможности использования основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике; сущностные характеристики и особенности протекания управления, как информационного процесса.
Уметь организовать личную информационную среду, обладающую наперед заданными условиями
| контрольная работа
|
|
|
|
|
9
| Защита информации (практическая работа № 5).
Информационные процессы (практическая работа № 2)
| 1
| изучение нового материала
| Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
| Уметь обеспечивать защиту информации, используя паролирование и архивирование; выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
|
|
|
|
|
|
10
| Информационные модели
| Информационное моделирование как метод познания
| 1
| изучение нового материала
| Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования
| Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей.
Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования.
Уметь формулировать цель моделирования
|
|
|
|
|
|
11
| Модели и их построение
| 1
| изучение нового материала
| Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема
| Знать требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Уметь оперировать с моделями, представленными в разных формах
|
|
|
|
|
|
12
| Моделирование и формализация (практическая работа № 6)
| 1
| изучение нового материала
| Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы
| Уметь формализировать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа, в форме блок-схемы
|
|
|
|
|
|
13
| Моделирование как процесс
| 1
| изучение нового материала
| Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования
| Знать основные этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа моделирования
|
|
|
|
|
|
14
| Компьютерное моделирование
| 1
| изучение нового материала
| Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели
| Знать сущностные характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате
|
|
|
|
|
|
15
| Исследование моделей: физических (практическая работа № 7)
| 1
| изучение нового материала
| Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей
| Уметь давать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования.
Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования физических моделей
|
|
|
|
|
|
16
| Структурирование данных.
Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности (практическая работа № 7)
| 1
| изучение нового материала
| Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Исследование моделей
| Иметь представление о структурировании данных.
Знать особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как модели деятельности, гипертекста как модели организации поисковых систем
|
|
|
|
|
|
17
| Примеры моделирования процессов
| 1
| изучение нового материала
| Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов
| Уметь приводить примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов
|
|
|
|
|
|
18
| Исследование моделей: геоинформационные модели (практическая работа № 7)
| 1
| изучение нового материала
| Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме
| Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования математических, биологических, геоинформационных моделей.
Уметь определять результаты выполнения алгоритма по его блок-схеме
|
|
|
|
|
|
19
| Модель процесса управления
| 1
| изучение нового материала
| Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении
| Знать сущностные характеристики моделей процесса управления и процесса управления.
Иметь представление о целях управления процессом или системой.
Знать роль обратной связи в управлении
|
|
|
|
|
|
20
| Системы управления
| 1
| изучение нового материала
| Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы
| Знать специфические характеристики замкнутых и разомкнутых систем управления, самоуправляемых систем, сложных систем, самоорганизующихся систем;
принцип иерархичности систем
|
|
|
|
|
|
21
| Информационные основы управления (практическая работа № 8)
| 1
| изучение нового материала
| Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма
| Знать сущностные характеристики моделирования и основные процедуры моделирования процессов управления в реальных системах;
способы и приемы выявления каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Уметь осуществлять управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма
|
|
|
|
|
|
22
| Использование информационных моделей в деятельности человека.
Контрольная работа по теме: «Информационные модели» (20 мин)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности
| Иметь представление о возможности использования информационных моделей в учебной и познавательной деятельности
| контрольная работа
|
|
|
|
|
23
| Информационные системы
| Базы данных и системы управления базами данных
| 1
| изучение нового материала
| Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД)
| Знать определение понятия и типов информационных систем.
Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых).
Иметь представление о СУБД.
|
|
|
|
|
|
24
| Информационные системы. СУБД: структура табличной базы данных (практическая работа № 9)
| 1
| изучение нового материала
| Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных
| Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access.
Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов; упорядочивать данные по указанному признаку
|
|
|
|
|
|
25
| Реляционные базы данных
| 1
| изучение нового материала
| Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных
| Знать формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты); сущностные характеристики и назначение реляционных баз данных
|
|
|
|
|
|
26
| Многотабличные базы данных.
Контрольная работа по теме: «Информационные системы» (20 мин)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Связывание таблиц в многотабличных базах данных
| Знать технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных
| контрольная работа
|
|
|
|
|
27
| Информационные системы. СУБД: запросы (практическая работа № 9)
| 1
| комбинированный
| Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
| Уметь формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных.
Уметь реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных при решении учебных и практических задач
|
|
|
|
|
|
28
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| Архитектура ПК
| 1
| изучение нового материала
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров
| Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Иметь представление об архитектуре современных компьютеров.
Знать основные элементы компьютера и их характеристику
|
|
|
|
|
|
29
| Операционные системы и оболочки. Личное информационное пространство пользователя ПК
| 1
| изучение нового материала
| Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации
| Знать разновидности операционных систем и оболочек, их характерные особенности, интерфейс и характеристики; виды и назначение программных средств создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации
|
|
|
|
|
|
30
| Компьютер и программное обеспечение: стандартные и служебные приложения (практическая работа № 10)
| 1
| комбинированный
| Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами
| Уметь производить основные операции при работе с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами (запуск, закрытие, реализация основной задачи и т.п.)
|
|
|
|
|
|
31
| Компьютер и программное обеспечение: тестирование ПК настройка BIOS (практическая работа № 10).
Контрольная работа по теме: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
(20 мин)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы
| Иметь представление о выборе конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Уметь проводить тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему
| контрольная работа
|
|
|
|
|
32
| Компьютер и программное обеспечение (практическая работа № 10)
| 1
| изучение нового материала
|
|
|
|
|
|
33-34
|
| Резерв учебного времени
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|