Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 63.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.01.2014
Размер63.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Жуланова Светлана Вячеславовна, учитель информатики

МАОУ «СОШ с углублённым изучением

отдельных предметов № 3»

г. Березники

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся

как необходимое условие современного информационного образования
Нелегко сделать процесс обучения активным, но когда выстроена система методов, способов, подходов, то возможно достичь поставленную цель. Считаю, что разумное совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок откроет большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности и обеспечит высокую эффективность в работе с учащимися. (Степина С. Н.) 

Работа в классах с углубленным изучением физики и математики, по программам "Информатика и ИКТ» (базовый уровень) авторы Л.Л.Босова, И.Г.Семакин, Н.Д. Угринович, заставила пересмотреть подходы к преподаванию предмета и внести коррективы в тематическое планирование с учетом возможностей своих учащихся. В результате получена адаптированная к учебному плану классов с углубленным изучением физики и математики программа, рецензированная профессором Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета Затонским А.В.

Где изыскать необходимые для этого часы? Источников три — это интенсификация учебного процесса, дополнительные часы информатики в 5, 6, 10, 11 классах согласно учебному плану, и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала.

Сочетание различных форм организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в парах) и занятий разной направленности: комбинированные уроки, уроки-конференции, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-исследования, уроки-зачёты - обеспечивает создание атмосферы сотрудничества и ситуации успеха на уроке. При этом выбор методов и приёмов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся. (Хуторской А.В.)

Хочется отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от его вида и темы. Этапов урока и методов проведения может быть несколько, но приоритетным, на мой взгляд, остается выполнение таких условий как: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

Следуя мысли Дистервега о том, что “плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить”, наряду с использованием традиционных методов, предпочтение отдается исследовательскому, проблемно – поисковому методу обучения. Кроме того, использование практических, социально-значимых приемов в работе с учащимися позволяет сделать процесс исследования интересным и значимым для старшеклассника. (Степина С. Н.)

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

Прием первый: обращение  к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Например, создание базы данных «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки  мам.  Такая база данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт. Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. 

Прием второй: создание проблемной ситуации. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится  проблема, преодолевая которую ученик осваивает  знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Например, проект «Сколько стоит компьютер?». Учащиеся, изучая рынок компьютерного обеспечения города Березники, определяют оптимальную стоимость компьютера с учетом потребностей детей.

Третий прием: ролевой подход и  деловая игра. На уроках в старших классах использую такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос», «Прием кандидатов на работу», в ходе которых учащиеся выполняют и защищают проекты. Например, деятельность фирмы «Компьютерлэнд». Задача состоит в том, чтобы подготовить прайс-лист, где от изменения курса доллара автоматически будет изменяться цена в рублях одновременно для всех товаров.

Четвертый прием: решение нестандартных задач. Задачи такого характера предлагаю учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Например, задача «Узнай знак зодиака». В декартовой системе координат нужно построить фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых получаются, в результате перевода соответствующих пар чисел в заданные системы счисления. Затем учащиеся сравнивают построенную фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и записывают его название.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности широко используются проекты на всех ступенях обучения информатике. Начиная с мини-проектов в среднем звене - до сквозных проектов в старших классах. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы  «Векторная графика» в 10 классе можно изучить Macromedia Flash, как средство создания анимации. Например, проект «Мушкетеры», который был создан учащимся 10 класса для участия во Всероссийском конкурсе музыкального искусства.

Наряду с уроком, используются формы исследовательской деятельности во внеурочное время, т.к. они наиболее интересны, продолжительны и включают в себя экспериментальную часть. К ним относятся: участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, факультативах (например, «Школа юного исследователя»-5-7 кл, «Компьютерная анимация»-8-9 кл, "Программирование в среде визуального проектирования ", «Сайтостроение»-10-11 кл). Такая организация деятельности имеет свои практические результаты. Например, мультфильмы, созданные самими детьми, являются увлекательным иллюстративным материалом на уроках литературы. Пособия, разработанные с помощью флэшанимации и языков программирования, используются на уроках математики, физики, информатики и истории. Кроме того, учащимися создаются реально действующие сайты.

Например, мультфильм, созданный по стихотворению Агнии Барто «В школу», представляет собой натурную мультипликацию. Все персонажи и обстановка выполнены из подручных средств: пластилин, зубочистки, ткань, коробки, обои и др. Проект «Танграмм», созданный на базе программы Adobe Flash CS4 Professional представляет собой головоломку. Толчком для создания данной игры стали уроки «Наглядной геометрии», проводимые в 5 классах, на которых исследуются вопросы о равновеликости фигур. Головоломку можно использовать на всех ступенях обучения. В начальной школе она может стать средством формирования элементарных математических представлений, в среднем звене использована на уроках геометрии. Другим примером может служить проектно-исследовательская работа, проверяющая справедливость газовых законов Бойля-Мариотта, Шарля и Гей-Люссака, которую выполняла ученица 11 класса. В результате была получена вполне профессиональная программа, выполненная с помощью среды визуального проектирования приложений Borland Delphi 7, которая устанавливается с диска и применяется на уроках и факультативах по физике в 10 классе.

Учебно-исследовательская работа учащихся стала важной составляющей в системе непрерывного образования. Так, опыт сотрудничества с БФ ПНИТУ позволил нам победить в краевом конкурсе научных работ студентов младших курсов вузов и учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Пермского края «Математическое моделирование в естественных науках» и на российской конференции «Юность. Наука. Культура», проводимой в Обнинске.

Такая модель организации познавательной деятельности имеет огромное позитивное значение для развития личности ученика, его ключевых компетенций. Формирует умение определять цель, проектировать и прогнозировать результаты своей деятельности, развивает общие и конкретно – специальные информационные знания, формирует адекватные модели поведения, способствует осознанному выбору учеником индивидуальной профессиональной траектории, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом. (Хуторской А.В.)

Таким образом, в результате специально созданных дидактических условий отмечаются позитивные изменения интеллектуального потенциала и личностного развития моих учащихся. Об этом свидетельствуют качественные показатели итоговой аттестации выпускников (за последние 5 лет качество обучения от 88 до 94%, при 100% успеваемости; средний балл ГИА-91,6 максимальный 100, средний балл ЕГЭ-79,9 максимальный 92), победы на олимпиадах по информатике, выступления на конкурсах, конференциях научно – исследовательских, проектных и творческих работ различного уровня, высокий процент поступления в вузы на бюджетные места (более 90%).

Библиографический список

  1. Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.

  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск