Муниципальное общеобразовательное учреждение
Угорская основная общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района Костромской области
«Согласовано»
на заседании РМО учителей информатики и ИКТ
Руководитель РМО
_____________М.А. Пушкина
|
| «Утверждаю»
Директор МОУ Угорская ООШ ________ Л.В. Крылова «___» сентября 2010 г.
|
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
8 класс (Учебник. Информатика и ИКТ-8.
Базовый уровень. Н.Угринович. Бином 2009).
Составитель: учитель информатики
Меркурьева Н.Н. 2010-2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
– контрольных работ – 3 (в конце каждого раздела);
– практических работ – 11
Программа курса «Информатика и ИКТ» входят в состав учебно-программного и методического комплекса для 8 и 9 классов, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом. В состав комплекса входят
1.Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
2.Информатика и ИКТ-8. Базовый уровень. Н.Угринович. Бином 2009.
3.Практикум по информатике. Н.Угринович. Бином 2005
Дополнительная литература:
1.Методическое пособие 7-11 классы. Н.Угринович.
2. Сайт www.prosv.ru (рубрика «Информатика»)
3. Интернет - школа Просвещение.ru
4. Тексты тестов.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в программе «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по программе «Информатика и ИКТ» для 8 класса строится на использовании свободно распространяемых программ.
Практические работы компьютерного практикума выполняются в операционной системе Linux. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Предполагается выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов на уроках обобщения и применения знаний.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы. Содержание образовательной программы
Тема 1. Информация и информационные процессы - 9 часов
1.1.Информация в природе, обществе и технике
– Информация и информационные процессы в неживой природе
– Информация и информационные процессы в живой природе
– Человек: информация и информационные процессы
– Информация и информационные процессы в технике
1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
– Знаки: форма и значение
– Знаковые системы
– Кодирование информации
1.3. Количество информации
– Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
– Определение количества информации
– Алфавитный подход к определению количества информации Практические работы:
1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.
2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов (2 часа практика)
2.1. Программная обработка данных на компьютере
2.2. Устройство компьютера
– Процессор и системная плата
– Устройства ввода информации
– Устройства вывода информации
– Оперативная память
– Долговременная память
2.3. Файлы и файловая система
– Файл
– Файловая система
– Работа с файлами и дисками
2.4. Программное обеспечение компьютера
– Операционная система
– Прикладное программное обеспечение
2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений
2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации
– Правовая охрана информации
– Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
– Защита информации
Практические работы:
1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
2. Форматирование дискеты
3. Определение разрешающей способности мыши
4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Тема 3. Коммуникационные технологии - 16 час (5 часов практика)
3.1. Передача информации
3.2. Локальные компьютерные сети
3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет
– Состав Интернета
– Адресация в Интернете
– Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
3.4. Информационные ресурсы Интернета
– Всемирная паутина
– Электронная почта
– Файловые архивы
– Общение в Интернете
– Мобильный Интернет
– Звук и видео в Интернете
3.5. Поиск информации в Интернете
3.6. Электронная коммерция в Интернете
3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
– Web-страницы и Web-сайты
– Структура Web-страницы
– Форматирование текста на Web-странице
– Вставка изображений в Web-страницы
– Гиперссылки на Web-страницах
– Списки на Web-страницах
– Интерактивные формы на Web-страницах
Практические работы:
1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети
2. Подключение к Интернету
3. «География» Интернета
4. Путешествие по Всемирной паутине
5. Работа с электронной Web-почтой
6. Загрузка файлов из Интернета
7. Поиск информации в Интернете
8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Повторение - 3 часа № п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Формы и методы обучения
| Повторение, актуализация
| Основные понятия
| Практикум
| Контроль знаний
| Домашнее задание
| Примечание
| Информация и информационные процессы - 9 часов
| 1
|
| Инструктаж по технике безопасности. Информация в неживой и живой природе.
| изучение нового материала
| словесный, наглядный
| Техника безопасности и санитарные нормы при работе за ПК. Виды информационного процесса в системах различной природы
| Информация, информационные процессы. Информационные сигналы
|
| фронтальный опрос
| 1.1.1-1.1.2
|
| 2
|
| Информация и информационные процессы в живой природе и технике
| Комбинированный
| частично-поисковый
| Виды информационных процессов в системах различной природы
| способы восприятия информации; информация в форме сообщения и в форме знания. Системы управления техническими устройствами
| Электронный калькулятор Клавиатурный тренажер
| фронтальный опрос
| 1.1.3.-1.1.4
|
| 3
|
| Кодирование информации с помощью знаковых систем
| Комбинированный
| частично-поисковый
| Различные виды кодировок.
| знаки (форма, значение), символы
| ПР 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
| поэлементный контроль
| 1.2.1.
|
| 4
|
| Знаки: форма и значение.
Знаковые системы
| изучения нового материала
| частично-поисковый
|
| знаковые системы, алфавит, фонемы. естественные и формальные языки
| Электронный калькулятор. Клавиатурный тренажер
| тест
| 1.2.1 - 1.2.3, №1.1, 1.2
|
| 5
|
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
| Комбинированный
| практическая работа
| Подходы к измерению информации, единицы измерения
| количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний
| №1.3, ПР1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.
| поэлементный контроль
| 1.3.1. 1.3.2, №, 1.4, 1.5
|
| 6
|
| Алфавитный подход к определению количества информации
| Урок изучения нового материала
| словесный, наглядный
| количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний
| передача информации, количество информации в сообщении
| Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра
| фронтальный опрос
| 1.3.3, №1.8
|
| 7
|
| Вычисление количества информации
| Урок закрепления знаний
| логический
| основные единицы измерения информации
| информация, единицы измерения.
| Электронный калькулятор Клавиатурный тренажер
| тест
| 1.3.3.
|
| 8
|
| Решение задач по теме: «Человек и информация».
| закрепление знаний
| самостоятельная работа
| информация, единицы измерения
|
| ПР2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
| поэлементный контроль
| №1.9, 1.10
|
| 9
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Человек и информация».
| контроль знаний.
| письменный контроль
|
|
|
| контрольная работа
|
|
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов
| 10
|
| Программная обработка данных на компьютере
| изучение нового материала
| лекция
| принцип объектного подхода к созданию пользовательского интерфейса.
| данные, программы, функциональная схема компьютера
|
|
| 2.1.
|
| 11
|
| Устройство компьютера
| комбинированный урок
| беседа, демонстрация
| функциональная схема компьютера
| процессор, системная плата, устройства ввода и вывода, координатные устройства, сканер, принтер
| использование управляющих клавиш; использование функциональных клавиш
| самостоятельная работа
| 2.2, №2.2
|
| 12
|
| Файлы и файловая система
| систематизация знаний
| творческий метод
| имена файлов, расширение
| файл, форматирование дисков, емкость дисков, файловая система, работа с файлами и дисками
| ПР. 2.1 Работа с файлами с использованием файловых менеджеров
| поэлементный контроль
| 2.3
|
| 13
|
| Программное обеспечение компьютера
| изучение нового материала
| лекция. демонстрация
| виды программного обеспечения
| операционная система, загрузка ОС, прикладное ПО
| ПР.2.2. Форматирование, проверка и дефрагментация дискет
| фронтальный опрос
| 2.4, №2.7, 2.8
|
| 14
|
| Графический интерфейс
| систематизация знаний
| практическая работа
| сравнение графических интерфейсов Windows и Linux
| графический интерфейс, диалоговые окна, элементы окон, папки, информационное пространство
| ПР.2.3. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши
ПР.2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса
| поэлементный контроль
| 2.5, 2.6
|
| 15
|
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| комбинированный
| практическая работа
| правила безопасной работы в Интернете
| компьютерные вирусы, файловые вирусы, макровирусы, сетевые вирусы; антивирусные программы
| ПР.2.5 Защита от вирусов: обнаружение и лечение
| фронтальный опрос
| 2.7, №2.11
|
| 16
|
| Защита информации. Итоговый контроль по теме
| Урок контроля знаний и умений
| практическая работа
|
| правовая охрана информации, электронная подпись, лицензионные программы, свободные программы
| Создание информационной среды
| практическая зачетная работа
|
|
| Коммуникационные технологии - 16 часов
| 17
|
| Передача информации. Локальные компьютерные сети
| знакомство с новым материалом
| лекция, демонстрация
| единицы измерения информации, №3.1
| канал передачи данных, локальные сети (одноранговые сети), сетевые ресурсы
| ПР 3.1 Предоставление доступа к диску на ПК в локальной сети
| поэлементный контроль
| 3.1, 3.2, №3.2
|
| 18
|
| Глобальная сеть Интернет: состав
| обобщение и систематизация знаний
| беседа, демонстрация
| Мобильный Интернет
| Глобальная Сеть. Сервер. Сайт.
| ПР 3.2. Подключение к Интернету
| фронтальный опрос
| 3.3.1
|
| 19
|
| Адресация в Интернете, маршрутизация
| комбинированный
| лекция. демонстрация, практическая работа
| Измерение информации, №3.3
| IP-адрес, доменная система имен, маршрутизация
| ПР 3.2. Подключение к Интернету (продолжение)
ПР 3.3. «География» Интернета
| поэлементный контроль
| 3.3.2-3.3.3
|
| 20
|
| Всемирная паутина, электронная почта.
| комбинированный
| объяснение. практическая работа
| локальные и глобальные сети, №3.4
| Всемирная паутина, адрес Web-страницы, браузеры, электронная почта, почтовый сервер
| ПР 3.4. Путешествие по Всемирной паутине
ПР 3.5. Работа с электронной почтой
| практическая работа
| 3.4.1, 3.4.2, №3.5
|
| 21
|
| Файловые архивы
| комбинированный
| объяснение. практическая работа
| Программы для работы по протоколу FTP
| Сервер файлового архива, менеджеры загрузки
| ПР 3.6. Загрузка файлов из Интернета
| фронтальный опрос, практическая работа
| 3.4.3, №3.6
|
| 22
|
| Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Мультимедиа в Интернете
| комбинированный
| объяснение. практическая работа
| программы обмена мгновенными сообщениями, голосовая связь
| интерактивное общение, мобильная связь
| работа с программой мгновенных сообщений
| фронтальный опрос
| 3.4.4, 3.4.5, 3.4.6
|
| 23
|
| Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция
| комбинированный
| объяснение. практическая работа
| поисковые сайты: google.ru, yandex.ru, rambler.ru
| поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поисковые машины. Хостинг, реклама, доски объявлений
| ПР 3.7. Поиск информации в Интернете
| практическая работа
| 3.5, 3.6
|
| 24
|
| Web-сайт: структура, форматирование текста
| комбинированный
| лекция, демонстрация
| структура текстового документа
| Web-страницы, web-сайты, теги, HTML-разметка, теги структуры страницы и форматирования текста
| ПР 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| практическая работа
| 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3
|
| 25
|
| Работа с изображениями
| комбинированный
| практическая
| Web-страницы, web-сайты, форматы графических файлов
| теги вставки изображений
| ПР 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| практическая работа
| 3.7.4
|
| 26
|
| Гиперссылки на Web-страницах
| комбинированный
| практическая
| гиперссылки в редакторе, гипертекст
| гиперссылки, теги ссылок
| ПР 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| практическая работа
| 3.7.5
|
| 27
|
| Списки. Интерактивные формы
| комбинированный
| практическая
| гиперссылки, теги ссылок
| теги списков
| ПР 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
| практическая работа
| 3.7.6, 3.7.7
|
| 28
|
| Создание Web-сайта
| применение знаний и умений
| проект
| структура Wb-страниц
| гиперссылки, теги ссылок
| Проект: Создание сайта
| практическая работа
| 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3
|
| 29
|
| Создание Web-сайта
| применение знаний и умений
| проект
| работа в Интернете
| гиперссылки, теги ссылок
| Проект: Создание сайта
| самоконтроль
| 3.7.4
|
| 30
|
| Создание Web-сайта
| применение знаний и умений
| проект
|
| гиперссылки, теги ссылок
| Проект: Создание сайта
| самоконтроль
| 3.7.5
|
| 31
|
| Создание Web-сайта
| применение знаний и умений
| проект
|
| гиперссылки, теги ссылок
| Проект: Создание сайта
| самоконтроль
| 3.7.6, 3.7.7
|
| 32
|
| Итоговый контроль
| контроль знаний и умений
| практическая работа
|
|
| Проект: Создание сайта
| контроль умений
|
|
| Повторение – 2 часа
| 33
|
| Работа с информацией
| комбинированный
| самостоятельная работа
| информация, единицы информации, операции с информацией
|
| вычисление информационной емкости носителя
| самоконтроль
|
|
| 34
|
| Итоговая контрольная работа
| контроль знаний
|
|
|
|
| контрольная работа
|
|
| |