Скачать 242.59 Kb.
|
ЧЕМУ УЧАТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ГИМНАЗИИ В методическом объединении учителей информатики работают педагоги: Бубер Л.Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И.П., образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 10 лет, Пяткина Г.А., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 26 лет. Все учителя имеют I квалификационную категорию. Экспериментальная программа гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе разработана педагогами гимназии на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базового общего образования и профильного общего образования. Программа утверждена в МИОО в апреле 2008 года. На приведенных далее в статье диаграммах видно, какое количество часов выделено на изучение отдельных тем предмета Информатика и ИКТ в 5-8 классах, а также на базовом и профильном курсах информатики в 9-11 классах. Курс информатики и информационных технологий в гимназии начинается с 5 класса и рассчитан на учащихся без предварительной подготовки. Но и ребятам хорошо знакомым с компьютером на уроках не будет скучно, так как по каждой теме предусмотрены практические задания разной сложности. Программа 5 класса дает минимальный набор, знаний умений и навыков, необходимых для использования компьютера при подготовке докладов, рефератов, проектной деятельности, для оформления практических заданий по другим учебным предметам. Учащиеся занимаются 2 часа в неделю по следующей программе:
В 5 классе ребята пройдут текстовый редактор Word, графический редактор Paint, систему подготовки презентаций PowerPoint. Научатся создавать и правильно оформлять текстовые документы с использованием различных вариантов форматирования, таблиц, схем, рисунков, формул. Смогут нарисовать собственную иллюстрацию к своей работе. А в конце учебного года смогут подготовить доклад в форме презентации, оформить его и сделать выступление по выбранной теме. Вот некоторые работы, выполненные младшими гимназистами в редакторе Paint: Чтобы подчеркнуть тесную связь информатики с другими предметами и широкое практическое применение полученных знаний, в курсе 5 класса предусмотрено много комбинированных заданий: информатика – русский язык, информатика – английский язык, информатика – естествознание, информатика-математика, информатика-история и пр. Материал к этим заданиям берется из соответствующих учебных курсов, а выполненные задания оцениваются двумя учителями с выставлением оценок по двум предметам. Эти работы оценивались и учителем естествознания: В 6 классе учащиеся знакомятся с компьютером как средством хранения, обработки и передачи информации 1 урок в неделю:
Мы рассмотрим устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов. Познакомимся с программным обеспечением компьютера и его структурой. Более подробно поговорим об операционной системе Windows, ее назначение, настройке и основных приемах работы. Изучим архивирование информации, его применение, познакомимся с архиватором WinRar. Поговорим о вирусах и способах защиты от них, рассмотрим программы антивирусы. Познакомимся файловой системой компьютера, различными устройствами хранения информации, принципами работы и правилами обращения с ними. Научимся работать с электронной почтой, заведем персональные почтовые ящики. Теперь многие задания учащиеся смогут сдать дистанционно, прислав материал учителю по электронной почте. Второй большой блок программы 6 класса - это растровая и векторная графика. С растровым графическим редактором Paint мы знакомились в 5 классе, а в 6 мы пройдем векторный графический редактор CorelDraw. К концу года ребята на вполне профессиональном уровне смогут подготовить иллюстрацию, схему, чертеж, визитку или плакат. Если в 5 и 6 классах основной акцент делается на технологию работы на компьютере, в 7 классе акцент делается на теоретические основы информатики, которые изучаются 1 час в неделю. По темам часы распределяются так:
Изучение начинается с главы «Информация и информационные процессы в обществе», ученики получают представление, что такое информация и как она развивается в природе, обществе и технике. Затем ученики осваивают понятия о знаковых системах и кодировании. Подробно рассматриваются единицы измерения информации, и дается понятие «количество информации». Ученики обучаются решать задачи на переводы единиц измерения информации и определение количества информации в разных аспектах информатики (объемы различных видов памяти, информационных сообщений и т.д.), изучают принципы кодирования информации. Далее изучаются системы счисления. Ученики получают представление о том, как представлять информацию с помощью различных систем счисления. Изучается история развития систем счисления, с последующим акцентом на использовании двоичной системы счисления в информатике. Ученики обучаются решать задачи на переводы чисел в различных системах счисления. В теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» гимназисты расширяют знания о том, какие устройства обеспечивают ввод информации в компьютер, обработку и вывод информации. Ребята получают представление, какие программы, обеспечивают ввод, кодирование, обработку и вывод различных данных. После этой информационной подготовки, ученикам объясняются темы обработки и кодирования различных видов данных: текстовой, числовой, графической и числовой. Работа с электронными таблицами завершает курс информатики в 7 классе. В 8 классе, который является предпрофильным, на изучение информатики отведено 32 часа, т.е. 1 час в неделю. Эти часы распределяются так:
При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся знакомятся с основными свойствами алгоритма, типами алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл), понятием вспомогательного алгоритма, учатся строить блок–схемы типовых алгоритмов. Затем изучаются основные типы данных и операторы алгоритмического языка программирования Turbo Pascal, с помощью которых блок-схемы алгоритмов преобразуются в программы решения типовых задач. К окончанию 8 класса становится понятным, кому из ребят тема алгоритмизации и программирования дается легко, а у кого с алгоритмическим мышлением дела обстоят хуже. Это важно понять и самим учащимся, т.к. от выбора ребятами соответствующей ИОТ в 9 классе зависит, будут ли они в дальнейшем изучать информатику на базовом уровне (и больше не будут программировать) или будут заниматься в профильной группе по информатике, где более половины всех часов отведено на программирование. Базовый курс в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю и завершает изучение основного курса информатики. Вот из каких тем состоит этот курс:
При изучении коммуникационных технологий ребята знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Правильный алгоритм поиска нужной информации поможет сэкономить время при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам. Важное место занимают также темы: Технология подготовки документов принцип OLE, Моделирование и формализация, Базы данных. Учащиеся разрабатывают структуру базы данных, создают записи, осуществляют сортировку, фильтрацию записей, готовят отчеты. В 10 классе базовый курс информатики занимает 32 часа (1 час в неделю):
В 10 классе ученики непрофильных групп большую часть курса изучают основные конструкции языка HTML для построения гипертекстовых документов - WEB страниц. Обучаются созданию WEB - сайтов. В процессе изучения простых конструкций HTML ученики обучаются приемам использования операторов языка, правилам построения WEB страниц, дизайнерским приемам. В процессе освоения, ученикам объясняются конструкции языка, приводятся примеры их использования и для каждой конструкции выполняется практическая работа по заданию учителя. По мере освоения операторов задания усложняются, но в каждом из них повторяется пройденный материал и есть элементы нового. Так как язык разметки гипертекстовых документов простой для понимания, даже те ученики непрофильных групп, которые не проявили способности в программировании, могут понять его принципы, и на основе этих принципов, получают представление об элементах работы с операторами языка и осваивают способы формирования кода. Пример WEB-страницы выполненный учениками по заданию на конструкцию HTML - ФРЕЙМЫ. В конце года ученики сами придумывают тему сайта, подбирают по теме информационный материал, графические файлы и создают учебный сайт небольшого объема. Отличную оценку по информатике за 10 класс получают только те ученики, которые представляют такую самостоятельную работу. Они могут использовать свои познания в языке HTML для написания реферата в проектной деятельности и для написания диплома в виде WEB-сайта. Это расширяет возможности учеников в их творческой деятельности. В 11 классе по базовому курсу учащиеся также имеют 1 час в неделю, но занятие информатикой у них не мотивированно. Поэтому была продумана программа для учеников 11 класса таким образом, чтобы вызвать интерес на бытовом уровне:
С появлением цифровой фотографии, процесс фотографирования очень упростился и стал для всех доступным. На примере изучения графического пакета PhotoShop, ученики осваивают приемы работы с различными графическими объектами и видят практическую пользу для себя на уроках информатики. Это вызывает у них интерес и желание не формально относится к непрофильному предмету. На уроках ученики получают представление о цветовых моделях, о проблемах разрешения при фотографировании и печати графических рисунков, полученных в результате работы с инструментами и функциями редактора PhotoShop. Ученики изучают инструменты и функции PhotoShop, их свойства и возможности, палитры и настройки. Практические задания построены таким образом, чтобы каждое из них раскрывало те или иные возможности пакета. Далее приводится пример задания на работу со «слоями» и «масками» в PhotoShop.
После освоения основных возможностей и свойств PhotoShop ученики изучают возможности пакета ImageReady. Этот пакет позволяет создавать объекты WEB-дизайна и согласован с пакетом PhotoShop по основным инструментам и функциям, а также имеет возможность передавать рабочие графические файлы из одного пакета в другой. Таким образом, к концу года ученики обучаются работать с графическими объектами, как для бытовой фотографии, так и для WEB-дизайна. В конце года ученики создают комплексный динамический файл в пакетах PhotoShop и ImageReady. Профильные группы 9 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующей программе:
На уроках программирования продолжается знакомство с простыми типами данных, осваиваются структурированные данные и новые операторы, используемые в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal, изучаются разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули), а также отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана. Ребята могут выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, массивами, записями, множествами, нестандартными типами данных; проверять свойства этих объектов; строить алгоритмы (в том числе используя различные виды подпрограмм) и реализовывать их на алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal. |