Департамент образования
Вологодской области
Автономное образовательное
учреждение Вологодской области дополнительного
профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Козленская ул., 57, г. Вологда, 160011
Телефон/факс (8172) 75-84-00
Е-mail: iro-vologda@yandex.ru
| Руководителям органов управления в сфере образования муниципальных районов области
|
Уважаемые коллеги! Информируем Вас о том, что проведение третьего Всероссийского интернет-урока включает в себя комплекс мероприятий:
- ознакомление учащихся с информационным ресурсом «Интернет-урок «Имею право знать!» в учебной деятельности (уроки информатики, ОБЖ) или во внеучебной деятельности (классные часы, внеклассные мероприятия), которые проводят педагоги, классные руководители или специалисты ФСКН (Приложение 2);
- организация и проведение флешмобов, форумов, круглых столов, брифингов, тематических родительских собраний по проблемам профилактики девиантного и аддиктивного поведения и т.д. (Приложение 1);
- конкурсы индивидуальных и коллективных проектов антинаркотической направленности, коллективных флешмобов (класс, школа, район, город) (Приложение 3).
Срок проведения мероприятий: 14 октября 2013 г. – 31 марта 2014 г.
В соответствии с запросом УФСКН по Вологодской области просим направить отчет по указанной форме (Приложение 4) о проведении подведомственными учреждениями мероприятий в рамках интернет-урока на электронный адрес: viro-cp@yandex.ru. Сроки предоставления отчета: 01 ноября 2013 г., 4 апреля 2014 г. Приложение: в 1 экз. на 14л.
Ректор С.Б. Виноградова
Н.В. Иванова
75-04-18
Приложение 1 РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕТЬЕГО ВСЕРОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ-УРОКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИМЕЮ ПРАВО ЗНАТЬ!»
Обоснование проведения
Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности входят в число важнейших государственных задач.
Распространенность употребления наркотиков среди детей, подростков и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
Интернет-урок антинаркотической направленности является эффективной составляющей антинаркотической работы по раскрытию негативных аспектов наркопотребления во всей их широте, распространению передовых форм и методов противодействия наркомании, воспитанию психологической устойчивости детей и молодежи к употреблению наркотиков.
В 2012-2013 учебном году мероприятия интернет-урока году прошли в 15 тыс. образовательных организаций, в них приняли участие свыше 2,5 млн. обучающихся.
Различная форма проведения мероприятий (в рамках предметных дисциплин по информатике, обществознанию, классных часов, «круглых столов», турниров по компьютерным антинаркотическим играм и др.) способствовала привлечению внимания обучающихся к проблеме наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.
За время проведения интернет-урока от обучающихся, их родителей и педагогов поступило более 1800 обращений на интернет-сайт, а также благодарственные письма.
Интернет-урок получил широкую поддержку со стороны администраций образовательных организаций, самих обучающихся и родительского актива.
Учитывая изложенное, ФСКН России, Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти инициировано проведение в 2013-2014 учебном году третьего Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!» (далее – интернет-урок) с учетом имеющегося положительного опыта ранее проведенных подобных мероприятий.
Цели, задачи интернет-урока и сроки проведения
Цель интернет-урока: повышение информированности обучающихся о недопустимости употребления наркотиков, расширение форм участия общественности в профилактике различных форм девиантного поведения и распространения наркомании, а также создание системы информационно-пропагандистской работы с населением для реализации согласованных действий по формированию здорового образа жизни, предупреждению вовлечения детей и молодежи в употребление и оборот наркотиков.
Задачи интернет-урока:
ознакомление обучающихся с материалами интернет-урока, размещенными на официальном интернет-сайте ФСКН России (www.fskn.ru) и формирования у них стойкого неприятия наркотиков;
формирование на указанном выше сайте материалов антинаркотической направленности о причинах, формах девиантного поведения, социальных и медицинских последствиях употребления наркотиков для возможного ее использования при проведении различных форм мероприятий антинаркотической направленности в субъектах Российской Федерации;
обучение родителей, педагогических работников образовательных организаций, волонтеров современным формам и методам своевременного выявления ранних признаков употребления наркотиков и реализации антинаркотических профилактических мероприятий;
разъяснение требований законодательства Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков;
информирование общественности о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики наркомании и правонарушений несовершеннолетних, лечения наркомании и борьбы с наркопреступностью;
формирование в обществе через средства массовой информации, другие информационные каналы негативного отношения к употреблению наркотиков и наркопреступности, пропаганда преимущества здорового и безопасного образа жизни;
привлечение к участию в мероприятиях интернет-урока руководителей заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных организаций, а также специалистов в области психологии и юриспруденции.
При проведении мероприятий в рамках интернет-урока рекомендуется активное привлечение молодежных общественных организаций антинаркотической направленности, волонтеров, поскольку именно они (при соответствующей подготовке) наряду с педагогами и воспитателями образовательных организаций могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики незаконных потребления и оборота наркотиков в детской и молодежной среде.
Реализацию интернет-урока целесообразно осуществлять в соответствии с методикой проведения мероприятий интернет-урока, содержащейся в письме Минобрнауки России от 4 октября 2011 года № МД-1309/06 «О Всероссийском интернет-уроке».
Сроки проведения интернет урока: октябрь 2013 года - март 2014 года.
Организация и проведение интернет-урока
Подготовительный этап:
1. Утверждение межведомственной рабочей группы по проведению интернет-урока.
2. Направление информации о проведении интернет-урока в образовательные организации.
3. Подготовка методических рекомендаций по вопросам профилактики наркомании для работников образовательных организаций, а также обучение волонтеров по указанной проблематике.
4. Разработка плана проведения мероприятий в рамках интернет-урока в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
5. Подготовка специальных материалов антинаркотической направленности, в том числе буклетов, брошюр с указанием интернет-адреса и рекламы данного ресурса для использования в рамках проведения интернет-урока, размещения на досках объявлений в образовательных организациях, клубах по месту жительства и др.
Основной этап:
6. Размещение в средствах массовой информации материалов о проведении интернет-урока, содержании специализированного раздела официального интернет-сайта ФСКН России и его предназначении для широкого круга пользователей (детей, учителей, родителей, специалистов и представителей общественных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании).
7. Организация и проведение «открытых» региональных интернет-уроков.
8. Проведение мероприятий по межведомственному плану интернет-урока в образовательных организациях.
9. Организация проведения молодежных антинаркотических флеш-мобов, форумов, круглых столов, брифингов, тематических родительских собраний по проблемам профилактики девиантного и аддиктивного поведения, незаконного оборота и употребления наркотиков в детской и молодежной среде.
10. Организация конкурсов на лучшее проведение интернет-урока среди образовательных организаций.
11. Организация "горячей линии" по вопросам профилактики девиантного поведения, наркомании у детей и подростков.
12. Организация на телевизионных каналах, в печатных и электронных средствах массовой информации обсуждения актуальных вопросов по профилактике наркомании, включая тестирование обучающихся на предмет употребления наркотиков, проведения обучающих мастер-классов по формированию здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.
13. Организация на электронных ресурсах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций, задействованных в проведении интернет-урока, рубрик «Вопрос-ответ».
14. Подведение итогов интернет-урока с выработкой предложений по совершенствованию его проведения. Приложение 2
Рекомендации
по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках
третьего Всероссийского интернет-урока «Имею право знать!».
Актуальность
Организация и проведение третьего Всероссийского интернет-урока «Имею право знать!» осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690(ред. от 28.09.2011)"Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"
Обозначены основные направлениями государственной профилактики немедицинского потребления наркотиков:
- сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков,
- формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков должно осуществляться через:
- проведение активной антинаркотической пропаганды;
- противодействие деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ;
- повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков;
- ответственность за участие в незаконном обороте наркотиков;
- проведение грамотной информационной политики в средствах массовой информации.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761"О Национальной стратеги действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Определены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков:
- обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования;
- привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Постановление Правительства Вологодской области от 07.09.2012 N 1052 "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы"
Определены меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей:
- создание и распространение адаптированной для детей, родителей (законных представителей), учителей, специалистов информации о правах ребенка, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.
- обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Комплекс мероприятий антинаркотической направленности в рамках третьего Всероссийского интернет-урока «Имею право знать!»:
1. Ознакомление учащихся с информационным ресурсом «Интернет-урок «Имею право знать!».
Цель: повышение информированности учащихся по вопросам профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование негативного отношения к наркогенному поведению в подростковой среде.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение к себе, своему здоровью.
2. Ознакомить учащихся со специальными разделами информационного ресурса «Интернет-урок «Имею право знать!», учить работе с интернет-ресурсом.
3. Информировать учащихся о возможностях обращения в интернет-приемную и на телефон доверия для получения консультаций врачей, психологов, юристов, педагогов.
Организационные условия для работы с интернет-ресурсом:
Проведение занятия возможно в компьютерном классе для индивидуальной работы учащихся, либо в кабинете, оборудованном персональным компьютером и мультимедийной техникой с доступом в сеть Интернет.
На занятие приглашаются представители региональной и муниципальной исполнительной власти, специалисты профильных учреждений и ведомств.
Для проведения урока привлекаются сотрудники Управления ФСКН России по Вологодской области, волонтеры, имеющие подготовку по профилактике употребления ПАВ в формате «Равный - равному».
Формы проведения ознакомления с интернет-ресурсом:
Проведение интернет-урока может осуществляться как в ходе плановых уроков по информатике, ОБЖ, так и во внеурочной деятельности (на усмотрение руководителей образовательного учреждения).
1. Общая (основная) форма проведения занятий с отдельным классом.
Ученикам предоставляется возможность зайти на официальный сайт Управления ФСКН России по Вологодской области, просмотреть специализированный раздел «Интернет-урок «Имею право знать» (баннер на главной странице) в предложенной последовательности: 1) Общая информация о ФСКН России, Управлении ФСКН по Вологодской области. 2) Просмотр сокращенной версии видеофильма об опасностях явления наркомании «Территория безопасности» (12 минут), обсуждение. 3) Знакомство с сайтами организаций, пропагандирующих здоровый образ жизни. 4) Знакомство с материалами раздела, соответствующего возрастной категории, по темам, раскрывающим негативные медицинские, психологические, социальные и морально-нравственные аспекты, связанные с наркоманией, опасные последствия потребления наркотических средств, ответственность граждан за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их немедицинским потреблением, предусмотренная законодательством;
5) Изучение и обсуждение методов и способов отказа от предложений попробовать наркотики.
6)Самостоятельный просмотр учащимися тематических видеоматериалов и компьютерных игр. Не рекомендуется знакомить учащихся младших классов с разделами сайта, предназначенными для более старшей возрастной категории.
Обязательно познакомить учащихся с возможностями раздела «Вопрос-ответ», в котором можно задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ специалиста, а также разделом «Интернет-приемная» и номер «Телефона доверия», куда подростки могут обратиться по любым вопросам, в том числе, связанным с фактами незаконного оборота наркотических средств и немедицинского потребления наркотиков.
В заключение занятия учащимся предоставляется возможность самостоятельной работы с информационным ресурсом и заполнить анкету участника интернет-урока.
2.Форма занятий с несколькими аудиториями с использованием возможностей информационных технологий видеоконференцсвязи.
Данная форма проведения занятий требует наличие специального оборудованного класса, имеющего связь с учебными аудиториями других школ (для проведения конструктивного диалога желательно не более пяти-шести аудиторий на связи одновременно) и позволяет пригласить для участия представителей профильных учреждений и ведомств (сотрудники органов образования, ФСКН России, представители медицинских учреждений, молодежных движений).
После показа основных материалов разделов интернет-урока целесообразно организовать живой онлайн-диалог с участниками по актуальным вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.
Темы, представленные в разделах интернет-урока, объединены общей концепцией – не пробовать наркотики никогда. В ходе проведения данных мероприятий, независимо от их формы, необходимо постоянно ориентировать учащихся на выработку твердой отрицательной позиции на предложение попробовать наркотики, умение сказать «Нет».
|