НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
М.А. Иванова Куртамышский филиал Курганского педагогического колледжа
Научный руководитель Л.А. Кочергина Большинство личностных качеств закладываются в начальной школе. Поэтому процесс обучения должен быть построен так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Сухомлинский писал: «Надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество - путь к сердцу ребенка».
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки, т.к. структура образования требует новых подходов к формам обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности - в нестандартных формах обучения.
Проблемами активизации познавательной деятельности занимались Т.И. Шамова, А.К. Маркова. Вопросами нетрадиционного обучения - Л.В. Занков, Д.Б. Гальперин, А.К. Марков, Л.Н. Козлова, Н.Н. Подъяков.
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную (нетрадиционную) структуру. В основном выделяются такие нетрадиционные уроки:
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, урок-защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.
Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок - творчества, урок - сочинение, урок -изобретательства, урок - творческий отчет, урок - «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
- Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.
- Уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, урок-«домино», проверочный кроссворд, урок-«лото», урок-«следствие ведут знатоки», урок - деловая игра, урок КВН, урок-«Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, дуэль, соревнование, урок-викторина, урок - футбольный матч, урок-игра для родителей, урок-«счастливый случай», урок-игра «восхождение»,
Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок-практикум, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, игровое собеседование, ученическая конференция[3,31].
Анализ педагогической теории и практики позволил определить соответствие между типами и видами уроков, а также выделить умения, вырабатываемые у учащихся при использовании нетрадиционных видов уроков.
Таблица
Умения, вырабатываемые у учащихся при использовании нетрадиционных видов уроков
Форма урока
| Объекты воздействия
| Цели
| Умения, навыки, способы деятельности
| Викторина
| Члены команд
| Организовать собственную индивидуальную работу; организовать совместную творческую работу; принимать решения в нестандартных ситуациях; генерировать решения; планировать групповую деятельность; дискутировать и отстаивать личную точку зрения; публично выступать.
| Организовывать устную коммуникацию; создавать деловую атмосферу; диагностировать задания; анализировать задания; активизировать мышления; вырабатывать и принимать творческие мышления
| Круглый стол
| Участники круглого стола
| Организовывать собственную индивидуальную работу; организовывать совместную творческую работу; принимать решения в нестандартных ситуациях; генерировать решения;
Планировать групповую деятельность; дискутировать и отстаивать личную точку зрения; публично выступать.
| Организовывать устную коммуникацию; создавать деловую атмосферу; диагностировать задание; анализировать задания; активизировать мышления; прогнозировать решения.
| Экскурсия
| Участники экскурсии
| Отбирать информацию, анализировать и оценить ее; организовать собственную индивидуальную работу; генерировать решения
| Организовать устную коммуникацию; анализировать; прогнозировать; активизировать мышление; оценивать; открывать новое; использовать полученное умение на практике
| Творческая работа
| Учащиеся
| Отбирать необходимую информацию, анализировать ее и работать в соответствии с намеченным планом
| Организовывать устную коммуникацию; создавать деловую атмосферу; диагностировать задания; анализировать задания; прогнозировать решение; активизировать мышление; открывать новое; работать с литературой и другой информацией.
| Используемые виды нетрадиционных уроков являются не только необходимыми, но и достаточными для обеспечения развития личности каждого учащегося. Достаточность средств достигается, во-первых, вовлечением каждого обучающегося в циклически завершенную деятельность; во-вторых, мотивированностью обучающихся в деятельности и системностью взаимодействия преподавателя и учащегося.
В ходе практической работы нами были разработаны и апробированы некоторые из нетрадиционных уроков. Они показали, что учащиеся стали проявлять интерес на таких уроках, активнее включаться в деятельность, таким образом нетрадиционные виды уроков являются эффективным средством повышения познавательного интереса, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся. Библиографический список
Блохина, Е.В., Уколова, А.Н. Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации/ Е.В.Блохина, А.Н.Уколова// Курган:ИПК и ПРО Курганской области, 2003. – 78 с.
Шмелькова, Л.В. Активные формы и методы обучения: Дидактические материалы к лекциям/ Л.В.Шмелькова// Курган: ИПК и ПРО Курганской области, - 2005.-40 с.
|