Скачать 165.96 Kb.
|
Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков за 2011-2012 учебный год. Руководитель методического объединения: Винникова Г.С. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественнонаучной, технологической). В соответствии со стандартами основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. На первое место выходят новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ, система оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей иностранных языков МОУ «СОШ № 12 с УИОП» продолжило работать по теме: «Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся через использование современных педагогических технологий.» Цель методического объединения иностранных языков МОУ «СОШ №12» : Создание условий для повышения профессионального уровня учителей иностранного языка, ориентированного на развитие мотивации учебной деятельности и привитие интереса к изучению иностранного языка, формирование готовности к самообучению и развитию. МО учителей иностранных языков ставило перед собой следующие задачи:
Методическая работа строится на использовании современных образовательных технологий: - обучение в сотрудничестве, учиться вместе, в малой группе; - проектная методика. Обеспечивающая развитие познавательной самостоятельности; - разноуровневое обучение, способствующее дифференциации учащихся в зависимости от их способностей и склонностей; - коммуникативное взаимодействие – обучение в процессе общения в режиме учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс и т.д. - исследовательские; - раннее обучение. Одной из важных тенденций обучения иностранным языкам на современном этапе является расширение возможностей индивидуализации процесса обучения иностранному языку: разрабатываются программы по иностранным языкам для одаренных детей. Обучающимся была предоставлена возможность участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Результаты показывают, что участники в целом обладают достаточно сформированными умениями решать коммуникативные задачи. Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах, проектах иноязычной направленности: 2011-2012 уч.год
Результаты участия школьников в муниципальных олимпиадах по иностранным языкам.
Но существует и ряд проблем в сфере языкового образования. Назовем некоторые из них. Первая проблема – это нехватка педагогических кадров. В школе не хватает высококвалифицированных учителей. Происходит частая смена кадрового состава учителей. В 2011-2012 учебном году в школе работали 7 учителей иностранного языка, все имеют высшее педагогическое образование. График количества учителей разных категорий. Необходимость совершенствования педагогических знаний, внедрение инновационных технологий, реализация личностно-ориентированного обучения требуют от учителей постоянной работы по повышению квалификации. Вторая проблема – это повышение качества преподавания иностранных языков. Данная проблема тесно связана с вышеназванной проблемой. Третья проблема – это создание преемственности в образовательном языковом поле. Это изучение иностранного языка в детском саду – начальной – средней – старшей школе – вузе. Особенно требуется планомерная работа по отработке преемственности между детским садом и начальной школой. Четвертая проблема – оснащение кабинетов необходимым учебным материалом, ТСО. Обеспеченность техническими средствами обучения.
Приоритетными направлениями работы МО учителей иностранных языков являлись:
Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений города Старый Оскол и Старооскольского района на преподавание отведено: общеобразовательные классы– 2 часа, классы с углубленным изучением – 3 часа (начальная ступень), общеобразовательные классы– 3часа, классы с углубленным изучением – 5 часов (средняя ступень), общеобразовательные классы– 3 часа, профильный класс– 6 часов (старшая ступень). В условиях обновления содержания образования учителя иностранного языка руководствуются стандартами второго поколения для начальной школы, обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования; требованиями к уровню подготовки выпускников; базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ. При обучении используются сборники нормативных документов и «Программ для общеобразовательных школ», ИЯШ 5, 2005; «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. 2-11 классы»; Москва «Просвещение»; 2005. В своей работе учителя использовали УМК рекомендованные федеральным компонентом.
Учителя иностранных языков повышают свой профессиональный уровень, работая над темами самообразования, принимают участие в методических днях, являются слушателями и участниками городских и областных семинаров и конференций. Учителя работали над следующими темами по самообразованию: Винникова Г.С. – «Развитие творческого потенциала учащихся через интеграцию урочной и внеурочной работы». Потапова Е.М. – «Метод проектов на уроках ИЯ». Гулов А.П. – «Развитие коммуникативной компетенции через ИКТ». Самойлова А.С. – «Проектная методика на уроках английского языка» Бондаренко О.В. – «Приемы оптимизации процесса обучения ИЯ на основе коммуникативного подхода на среднем этапе» Овчарова Ю.В. – « Обучение устной речи на среднем этапе» Учителя методического объединения активно делятся методическими и практическими наработками, печатаясь в сборниках разного уровня. Все учителя иностранного языка регулярно проходят курсовую подготовку. В течение года регулярно проходили взаимопосещения уроков. Уроки с применением здоровьесберегающих технологий, уроки в нетрадиционных формах стали нормой для учителей иностранного языка, которые проводили уроки-презентации с использованием информационных технологий. Осуществлялся анализ взаимопосещенных уроков. Было предложено более детально отрабатывать грамматические структуры в разговорных клише. Всем педагогам было рекомендовано продолжать заниматься развитием навыков полилогической речи, групповой работой. Все педагоги владеют навыками работы на компьютере и используют в своей работе информационные технологии. Винникова Г.С., Гулов А.П., Потапова Е.М. часто проводят уроки с использованием технических средств обучения, проводят on-line тестирования. Однако другие педагоги в недостаточной мере используют потенциал технической базы школы, не используют возможность проведения уроков в компьютерных, лингафонном кабинете. Обучение велось в классах с углубленным и профильным изучением иностранного языка ( 3А, 4А, 5А, 6А, 7А, 8А, 9А, 10А, 11В классы) и в общеобразовательных классах. Во всех классах соблюдается преемственность в обучении иностранного языка. Процент качества знаний в классах с углубленным изучением английского языка. Можно отметить, что , в основном, идет повышение качества знания в классах по предмету. Снижение качества знаний произошло в связи с усложнением программного материала, сменой преподавательского состава, возрастными особенностями, изменением состава класса. Необходимо продолжить работу по совершенствованию грамматических и лексических навыков, уделяя особое внимание навыкам говорения, монологической, диалогической, полилогической речи. Следует систематизировать работу с отстающими, используя внеаудиторную занятость. Главный показатель творческой работы педагогов – оптимальные знания обучающихся В 2011-2012 учебном году в школе работали 7 учителей иностранного языка, из них 5 – молодые специалисты. С молодыми специалистами проводилась работа по ознакомлению и обучению их с требованиями и правилами оформления документации, с нормами выставления текущих и четвертных отметок. За год было проведено 6 заседаний МО, из них 2-внеплановых. На заседаниях учителя выступали с докладами по актуальным темам по методике преподавания иностранных языков. Были рассмотрены следующие темы: «О планах и перспективах работы ШМО в 2010-2011учебном году», «Актуальные проблемы обучения иностранному языку в начальной школе», «современные педагогические технологии при обучении иностранным языкам», «Подготовка учащихся к ЕГЭ: сроки, стратегии, учебные пособия». Было решено продолжить активно внедрять педтехнологии в учебный процесс, больше проводить практикумов и открытых мероприятий, делиться теоретическими и практическими наработками с коллегами на заседаниях МО, учесть все предложения и рекомендации. В течение года члены МО участвовали в методической работе школы и города, посещали все семинары, организованные методическим центром города. В 2011-2012 учебном году учителя иностранного языка принимали участие в городских, областных, всероссийских конкурсах. Учитель Винникова Г.С. подготовила детей к участию в фонетическом конкурсе , в котором ученики 11В класса Малахова В., 11Б класса Кокоева Д., Крылова Е. стали призерами. Педагогами Винниковой Г.С. и Гуловым А.П. была подготовлена команда из 5 учащихся для участия Модели ООН (СОФ БелГУ), все учащиеся и педагоги получили грамоты. Успешно выступили обучающиеся 10-11 классов в конкурсе «Я – переводчик», проводимом СОФ ВГУ и СОФ БелГУ. Все участники стали призерами этого конкурса. Учащиеся школы участвуют в заочных олимпиадах и конкурсах, таких как «Познание и творчество», «Молодежный чемпионат по английскому языку», конкурсы, проводимые издательством MACMILLAN, Альбус, Английский Бульдог, Мультитест. Подводя итоги, хочется отметить, учебный год был очень плодотворный и насыщенный. Но существуют и нерешенные проблемы: - недостаточная работа по программе «Одаренные дети»; - низок уровень результативности участия школьников в предметных олимпиадах; - недостаточно активное включение и участие всех педагогов в конкурсах профессионального мастерства; - снижение мотивации обучения школьников. Противоречия, возникающие в процессе обучения ИЯ:
Можно отметить, что методическое объединение учителей английского языка, справилось с поставленными в 2009/2010 учебном году задачами. Учителя иностранного языка, в целом, грамотно направляли работу, педагоги показывали активность и заинтересованность в результатах своего труда. Учащиеся демонстрировали стабильные знания. Вместе с тем есть направления, над совершенствованием которых предстоит поработать. Учителям МО иностранного языка целесообразно обратить внимание на:
Приоритетными направлениями работы в 2012-2013 учебном году, вытекающими из анализа деятельности членов МО, считать:
|