Скачать 55.1 Kb.
|
Статья «Групповая и парная работа как средство вовлечения студентов в интерактивную деятельность на уроках английского языка» Автор: Белякова Ирина Ивановна, заведующий кафедрой иностранных языков, преподаватель английского языка, методики преподавания английского языка Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калининградской области «Индустриально – педагогический колледж» Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия студентов в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Групповая работа – организационная форма коллективной работы, при которой три и более студентов (обычно до восьми) одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Для групповой работы характерны следующие черты: отношение каждого студента к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения цели, взаимная поддержка и требовательность, умение критически и строго относиться к себе, оценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы, а также проявлять заинтересованность в её результатах. При организации групповой работы преподаватель должен вести наблюдение и учитывать, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность принимать решение, индивидуальные способности каждого члена группы, роли участников общения, предлагаемые задания и учебный материал, влияют на поведение группы, способствуют или мешают сотрудничеству, совместной работе. В зарубежной методике уделяется внимание проблемам формирования и становления группы (team building), а также динамике ее развития как небольшого коллектива (group dynamics). Групповая работа используется, как правило, при выполнении подлинно коммуникативных упражнений и заданий, направленных на совместный поиск информации и коллективное решение поставленной проблемы. Отмечаются следующие преимущества групповой работы: - имитирует реальное общение и способствует взаимодействию обучаемых, дает возможность высказаться большему числу участников, стимулирует использование интерактивных языковых средств; - создает эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации, так как, работая в группе, студенты ведут себя более свободно, чем в режиме работы «учитель – класс»; - повышает чувство ответственности и самостоятельность студентов; - помогает выявить и учесть индивидуальные особенности студентов, дает преподавателю возможность поработать со студентами, которые требуют специального внимания; - способствует формированию коллектива, делает акцент на сотрудничестве, исключая соревнование и стремление быть лучше других. Наряду с преимуществами, можно отметить следующие недостатки: - отсутствие возможности постоянно контролировать деятельность участников, что ведет к увеличению количества ошибок в их речи; - использование студентами родного языка; - невозможность оказать качественную помощь при большом количестве групп; - нежелание некоторых студентов работать в группе с теми или иными партнерами. Необходимо тщательно планировать групповую работу, объяснять ее цели, давать примеры, модели, образцы выполнения. Большое значение для организации групповой работы имеет правильное расположение парт в классе, а также обеспечение студентов материалами (планами, опорами, схемами, таблицами, карточками). Парная работа – организационная форма коллективной работы; предполагает, что участники в парах осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Парная работа рекомендуется для выполнения упражнений различного типа: языковых, условно-речевых и подлинно коммуникативных. В практике преподавания парная работа широко используется для тренировки языкового материала. Организация парной работы для выполнения подлинно коммуникативных упражнений часто носит неуправляемый характер, что приводит к отрицательным результатам. Парная работа имеет те же преимущества и недостатки, что и групповая. В зарубежной методике выделяется работа в открытых парах и в закрытых. Работа в открытых парах предшествует работе в закрытых парах. Закрытые пары недоступны контролю со стороны преподавателя, их состав остается неизменным. Участники открытых пар могут меняться, их речетворчество легко контролируется преподавателем и служит подготовкой для самостоятельной работы в закрытых парах без помощи преподавателя. Групповая работа, как и работа в парах находит все более широкое применение в практике преподавания иностранных языков в нашей стране. Как правило, эти формы используются на заключительных этапах работы над материалом. Все более эффективно используются такие виды групповой работы и коммуникативные задания, как проектная работа, ролевая игра, «мозговой штурм», драматизация, интервью, а также задания, разработанные на основе принципа «информационного неравновесия». Для некоторых педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как парная, групповая; игровая. Это традиционные формы обучения. Однако хочется остановиться подробнее на технологии обучения в сотрудничестве и вариантах метода такого обучения. Обучение в сотрудничестве {cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX в., но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы. В настоящее время она находит все более широкое применение в преподавании иностранного языка. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Основными считаются следующие: Student Team Learning (STL); Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка»); Learning Together (« Учимся вместе»). Преподаватель в своей практике может разнообразить эти варианты своим творчеством, применительно к своим студентам Ниже приводится пример задания, разработанного на основе технологии обучения в сотрудничестве с использованием варианта Learning Together (« Учимся вместе»). Изучаемая тема – «Семейные отношения». Каждая малая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы «Проблемы в семье», над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных малых групп достигается усвоение всего материала. Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого в выполнения общего задания. Роль учителя - контроль. Group Work: Discussing “Family Problems”
Литература Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 161 с. Питюков, В.Ю. Современные педагогические технологии. 3-е изд., испр. и доп./В.Ю. Питюков. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 141 с. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/ Е.В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2010. – 176 с. Белякова Ирина Ивановна - преподаватель английского языка, м. тел. 8 911 865 99 85; e-mail: blkv_irina@mail.ru |