Скачать 80.1 Kb.
|
Методическая разработка, «Учебный проект с использованием информационно-коммуникационных технологий». Выполнила: учитель химии МОУ «Семигорская сош» Чупрова Т.Г. Раздел программы Химия 9 класс по теме: «Азотная кислота и ее соли» Цели и задачи учебного задания:
Тип уроков: Урок применения знаний с элементами:
Оборудование:
Структура уроков:
Работа над проектом:
Сбор и уточнение информации (основные инструменты: работа с интернет источником, практическая работа в лаборатории, обсуждение итогов работы) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Самостоятельное исследование вне класса
Ход уроков (два урока по 45 мин): Урок 1. Вводная часть Организационный момент, включающий акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока. Учитель говорит, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Вот и мы сегодня будем выступим в роли исследователей. Результатом нашего исследования станет проект. Повторение Учитель вопрос: Что вы знаете о кислородных соединениях азота? (Азот образует 5 оксидов (Оксид азота (I), оксид азота (II), оксид азота (III), оксид азота (IV), оксид азота (V) ). вопрос: Какие физические и химические свойства имеют оксиды азота? вопрос: А теперь давайте подумаем, при взаимодействии оксида азота (IV) или оксида азота (V) с водой образуется азотная кислота. Если это кислота, то она должна взаимодействовать с … (Вступает в реакции с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Вы правы. Но послушайте стихотворение: Я - водород Кислоты-древний, знатный род, Они свободу мне дают: Меня металлы замещают дружно, Но есть одна – которая не выпускает лишь меня, Но газ один (он бурый газ) выходит из азотной кислоты он без помех, По этим данным можно отличить от всех Как только со светом повстречается, Так тут же на оксиды разлагается, Но если кислоты соединить (соляная, азотная), То им уж нет сравнения, Вот в этом единении… Вопрос: Почему водород «не любит» азотную кислоту? Вопрос: По каким признакам можно отличить соединения азотной кислоты? Вопрос: Что за соединение получается при смешивании одного объема соляной кислоты с тремя объемами азотной кислоты? Вам хочется узнать похожа ли кислота на все кислоты по своим свойствам, если отличается то чем? Я предлагаю вам самим определить, что вам действительно интересно узнать по данной теме, определить тему, вопрос, гипотезу и доказать ее практически. Каждая группа начинает работу над проектом. Определяет тему и вопрос, выдвигает гипотезу. Учащиеся самостоятельно работают над проектом, оформляют результаты 1 этапа работы в проект. Учащиеся находят материал в интернете по теме: «Свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты» Результаты работы оформляются в проект. Результаты работы с теорией по теме: «Свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты» 1 и 2 группа: (приложение №1) Учащиеся анализируют информацию и оформляют проект. Практическая работа. Инструктаж по Т.Б. Цель работы: Провести исследования, доказать лабораторными опытами утверждения, либо их опровергнуть. Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка. Реактивы: Индикатор фенолфталеин, H NO3 (конц). , AgNO3, металлы: Cu, Mg , Zn; BaCl2, NaOH, H2SO4, HCl, NaCl,CaO , CuO ZnSO4 , K2CO3 Ход работы: Задание 1. Докажите опытным путем, что азотная кислота взаимодействует с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями. Задание 2. Докажите опытным путем, что свойства азотной кислоты отличаются от других кислот, либо нет. Задание 3. Докажите опытным путем, что соли азотной кислоты Задание 2. В пробирках находятся соли: NH4 NO3 , Ag NO3 , ZnSO4 . Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. В течение недели Вам предстоит самостоятельно поработать над проектом, проанализировать все полученные результаты оформить их в проект, сделать выводы и приготовиться к защите своего проекта. Урок №2. Защита проектов. Работали две группы. Каждая из групп защищает свои проекты. 1 группа – приложение №2 2 группа – приложение №3 Обучающиеся прослушивают защиту проекта, оценивают друг друга. Для оценивания используем индивидуальную карту. Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно». Учитель: Спасибо каждому участнику нашего сегодняшнего урока, спасибо группам. За защиту группы получают отметку по химии и информатике. Ваше отношение к урокам с проектной деятельностью. Учитель: Учитель помогает учащимся сделать вывод, что современные информационные носители дают возможность большому количеству других людей в другое время посмотреть эти замечательные уроки. Так же эти уроки смогут посмотреть родители; одноклассники, которые пропустили школу из-за болезни, или дети с ограниченными возможностями, которые не могут ходить в школу, но очень хотят быть в коллективе. |