Хисматулина Танзиля Раисовна
36 лет
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад № 5
«Золотая рыбка» г. Пласт Челябинской области
2013 год
Использование ИКТ при подготовке детей к обучению в школе
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно – образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Применение компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает их интерес и внимание. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть начато в дошкольном возрасте. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Целью нашей работы в данном направлении является:
расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, что способствует
- повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью,
созданию условий для успешной социализации детей в обществе,
формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения,
нормализации эмоционально- волевой и личностной сферы.
Мы определили следующие направления применения информационно-коммуникационных технологий при подготовке детей к обучению в школе:
Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
Использование ИКТ в процессе взаимодействия воспитателя с родителями;
Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволило наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей в период подготовки к школе.
При реализации образовательных областей в организации воспитательно – образовательном процессе использовались следующие виды деятельности:
Для решения задач образовательной области «Безопасность» проведены следующие мероприятия:
- развлечение для детей «Пожар опасен», где демонстрировалась презентация с голосовым сопровождением,
- занятие по обучению детей правилам дорожного движения с использованием презентации «Правила дорожного движения» обучающих мультфильмов; «Что такое светофор» «Пешеходный переход» «Где опасно играть», «Азбука безопасности, уроки тётушки Совы», которые учат детей безопасности не только на улице, но и дома.
Образовательная область «Познание». Для решения задач этой области, активно использовалась интерактивная доска, а именно;
- интерактивная доска представляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий. Например; знакомству с тетрадью, ориентированию на странице, в клеточках, выполнению в них различных заданий помогает созданная на интерактивной доске страница с сеткой нужного размера.
- Для изучения геометрического материала применялась программа «Геометрия». Она содержит три части: обучающая, тренировочная и контролирующая. Все три части сопровождаются словарём, а контролирующая часть - музыкальным сопровождением, отличающим правильный ответ от ошибочного ответа.
- Работа с доской в интерактивном режиме с инструментом «Умное перо» помогает выравнивать геометрические фигуры, начерченные от руки. У детей вызывает восторг волшебная доска, которая любит аккуратность при выполнении заданий.
- Созданные собственные презентации помогают:
-ориентироваться в пространстве и времени,
- развивать логическое мышление,
- осваивать счёт предметов,
- знакомиться с числами и цифрами,
- сравнивать числа первого десятка,
- выполнять арифметические действия, такие, как «Попробуй посчитай» «Подбери картинку к соответствующей цифре» «Что лишнее».
А диски из «Образовательной коллекции 1С»; «Математика – хитрые задачки» «Я легко считаю в уме» помогают детям быстро приобрести навыки устного счёта, и решать простейшие арифметические задачи.
Основой познавательной активности будущего ученика является любознательность, которая выступает необходимым компонентом учебной деятельности и обеспечивает его интерес к учёбе, произвольность поведения и развитие других важных качеств, и поэтому в работе с детьми мы использовали программы из серии «Новый диск», такие, как;
- «Письмо для Чебурашки»,
«Я и моё тело»,
«Прогулки с динозаврами»,
«Вопросы о животных».
Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребенку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.
Помимо компьютерных игр на занятиях использовались различные логические задания, что даёт в комплексе наиболее высокий результат.
Так же интересны в использовании обучающие диски из «Образовательной коллекции 1С»:
- «Играем и учимся. Что вокруг?»
- «Все о море. Детская энциклопедия»,
«Почемучка». Дети получают много новой информации и удовлетворяют свою любознательность.
И ещё дошкольники через ИКТ знакомятся с теми предметами окружающего мира, с которыми реально познакомиться или увидеть затруднительно. Например; они могут виртуально отправиться путешествовать в космос или познакомиться с доисторическими животными.
В реализации задач образовательной области «Художественное творчество» помогает многоцветное перо и маркер интерактивной доски, и возможность использовать форму, линию и цвет в рисунке. А для того, что бы познакомиться с великими художниками такими, как А. Саврасов, В.Суриков и их творчеством были использованы презентации с изображениями портретов художников, и их картин.
Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как;
зрительное и слуховое восприятие,
внимание,
память,
словесно-логическое мышление и др.
Одним из средств, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста и, которые использовали мы в своей работе это презентации на темы: «Назови одним словом», «Найди лишнее» «Грусть – печаль», так же диски из «Образовательной коллекции 1С»:
«Скоро в школу. Тренируем сообразительность»,
«Скоро в школу. Учимся быть внимательными»,
«Скоро в школу! Тренируем память»
Через развивающие игры с веселыми заданиями, ребусами, загадками и головоломками, дети учатся мыслить, у них развивается память, внимание.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия воспитателя с родителями;
Образовательный процесс в дошкольном учреждении не обходится без родителей, поэтому для эффективной работы с родителями мы проводили следующие формы работы;
Использование презентаций на родительских собраниях по темам;
- «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста»
- «Как подготовить ребёнка к школе»
Оформление информационных буклетов для родителей с включением фотоматериала по темам;
- «Знакомимся с родным городом»
- «Опасности на улице»
- «Как проводить время с ребёнком дома»
Кроме этого предлагается родителям воспитанников посетить личный сайт воспитателя, где выкладывается информация для них, различные консультации по темам:
- По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе;
- Выявление педагогической культуры родителей;
- Выявление особенностей воспитания детей в семье;
- Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
- Определение типа детско-родительских отношений;
- Игровое общение с ребенком.
и размещён фотоматериал, который интересен родителям, о том, как дети проводят время в детском саду.
Какие преимущества получают родители от интернет - сайта?
Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы;
Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов;
В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателя (увлечения, интересы, педагогические взгляды)
Я считаю, это очень актуально в настоящее время: т.к. не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, прочитать новую информацию.
А так же компьютер, принтер, фотоаппарат и другие технические средства помогают мне при оформлении уголка для родителей.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:
- увеличивается познавательная мотивация детей, наблюдается рост их достижений;
- дети дошкольного возраста овладевают элементарной компьютерной грамотностью;
- у детей формируется самостоятельность, целеустремлённость, формируется умение ставить перед собой цель;
- педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус; - родители, отмечая интерес детей к ДОУ, прислушиваются к советам, активнее участвуют в групповых проектах. |