Скачать 55.34 Kb.
|
Урок информатики в 5 классе.(учебник «Информатика и ИКТ. 5 кл.» Л. Босова) Тема: Мы и информация – урок обобщение. Цель: закрепить знания учащихся по изученной теме. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточные карточки «Рабочий лист», лист рефлексии, диск, дискета, флэшка, колокольчик, будильник, колонки для музыки, платки. Ход урока 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Мы уже с вами знакомы. И я уверена, что наш урок «Мы и информация» станет творческим сотрудничеством. Подведем некоторый итог по изученной вами теме, повторим и закрепим полученные знания. Вы увидите, как эти знания помогут вам ориентироваться не только на уроке, но и в жизненных ситуациях. Итак, начинаем… Начнем мы с небольшой разминки. 2. Разминка. Внимание на экран. Перед вами фотосюжет. Посмотрите внимательно, подумайте, какую информацию вы можете получить, и в каком виде она представлена. Начинает 1 группа. Ответы: автодорожные знаки, реклама на стенде и реклама магазинов, информация об автомобилях( знак региона, направление движения, сигнал подворотника) и т.д. Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданиями нашей разминки. А теперь немного повторение. 3. Актуализация опорных знаний: Человек рождается на свет, ничего не зная о внешнем мире. Но проходит время - мир становится им все более узнаваем, все более понятен. Человек ежеминутно получает информацию. Что же такое информация? (Новые сведения, новые знания об окружающем мире.) - Ребенок видит, как улыбается его мать, как она держит ложку - и подражает ей. - Зачем ребенок тянет в рот погремушку? (Он стремится обследовать объект с разных сторон: потрогать его, попробовать на вкус). Да, таким образом он познает мир. - С помощью, каких органов чувств мы с вами воспринимаем информацию? (глаза – зрении – видим, ухо – слух – слышим, нос – нюх– понюхаем , язык –вкус–пробуем). - Как мы воспринимаем информацию? (на слух, на вкус, зрением, обонянием, осязанием). Сейчас мы тоже как маленькие, попробуем угадать предметы, но с закрытыми глазами. Приглашаю сюда с каждой группы по одному игроку. 4. Индивидуальная игра. По одному игроку (или по два игрока) от группы, чередуясь, угадывают предметы с закрытыми глазами (глаза завязаны ленточками). (Предметы лежат на столе, должны иметь различную форму и различные размеры: ручка, диск, дискета, флэшка, яблоко, лимон, колокольчик, будильник). - Молодцы ребята. Присаживайтесь на свои места. Скажите мне, пожалуйста, как же вашим товарищам удалось получить информацию об этих предметах, если у них были завязаны глаза? (с помощью органов осязания, через кожу). - Итак, мы получили информацию. - А что мы можем делать с информацией (какие информационные процессы вы знаете?) (создание, передача, хранение, обработка, искажение (изменение), уничтожение). Что я могу делать с конкретной информацией, например с закодированными текстом на листе бумаги или текстовом редакторе? (могу уничтожить (стирать), сделать нескольких копий (распространять) и передать своим товарищам, сохранить на компьютере (в папке), могу изменить часть таблицы (изменить порядок букв), с помощью этой таблицы еще можно кодировать слова (обработка)). 5. Работа в группах. - И, наконец, что же такое кодирование информации? (замена информации какими-либо знаками, например, флажковая азбука, азбука Морзе). А как люди передавали информацию в древности? (Информацию люди передавали звуками, жестами, с помощью наскальных рисунков и зарубок на деревьях. До сих пор некоторые племена, проживающие в трудно проходимых местах нашей планеты, передают сообщения друг другу с помощью дыма от костра или барабанным боем. Моряки передают информацию с помощью флажков ой азбука, военные используют сигнальные ракеты, а люди с дефектами речи и слуха применяют азбуку жестов). Работа в группах по тетради по дешифровке флажковой азбуки: стр. 18-19, № 15,16. Взаимопроверка. - Перед вами кодовая таблица азбуки Морзе. Смотря на таблицу, скажите, сколько символов содержит алфавит азбуки Морзе? (2 символа – тире и точка). И с помощью этих двух символов можно кодировать текстовую информацию. Попробуем?
Закодируйте фразу: Тяжело в учении – легко в бою. Не забудьте отделять знаки кодовой таблицы – буквы пробелами. 6. Физминутка. А теперь немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Я читаю предложения. Если они являются для вас информацией, то хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.
7. Игра «Кто больше?» Делим класс на 2 команды. - Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию. Как вы думаете? Проверим. Приведите примеры. Выигрывает та команда которая назовет больше примеров(по очереди): Ответы: чтобы скрыть ее от других (зеркальная тайнопись Леонардо да Винчи, военные шифровки), чтобы записать информацию короче (стенография, аббревиатура, дорожные знаки), чтобы ее было легче обрабатывать и передавать (азбука Морзе, перевод в электрические сигналы – машинные коды). 8. Домашнее задание: В рабочей тетради выполнить № 18 с. 22 – расшифровать (декодировать) записи. 9. Подведение итогов урока: На этом наш урок подходит к концу. Мы сегодня с вами подвели итог изучению темы Информация. Поиграли в интересные игры, вы показали свои знания и научились их применять в различных жизненных ситуациях. Сегодня на уроке вы закодировали различные слова, как вы думаете, можно ли закодировать эмоции? Оказывается можно. Внимание на экран. В конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Я предлагаю вам закодировать свое настроение и ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием). Всем спасибо за урок! Все были молодцы! |