Педагогический дебют 2011
Открытый урок по теме:
«Кодирование информации» 5 класс
Составил учитель информатики ГОУ СОШ № 11 Ревков Алексей Юрьевич
Цели урока:
Обучающая:
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации;
Ознакомить с кодированием и декодированием информации.
Развивающая:
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»;
Развивать умение учащихся логически мыслить.
Воспитывающая:
Воспитывать культуру общения, усидчивость;
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации
Средства обучения: мультимедийная презентация, компьютеры. Приложения: MS Word, Рабочие листы для учащихся (приложение № 2).
Форма проведения урока:
Структура урока
| Основные методы обучения
| Формы организации познавательной деятельности
| Проверка теоретических знаний учащихся: -информация -виды информации
| частично-поисковый, словесный
| Фронтальная
| Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся
| частично-поисковый, словесный
| Фронтальная
| Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике.
| Практический Наглядный
| Индивидуальная
| Подведение итогов урока
| Словесный
| Фронтальная
|
Ход урока
№ п/п
| Вид работы
| Время (мин)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организация начала урока
| 1
| Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.
| Приветствуют учителя.
| 2
| Проверка знаний учащихся
| 4
| Учитель проводит опрос: Что такое информация?
При помощи чего человек получает информацию?
Как можно классифицировать информацию по форме представления?
А это изображение является информацией? А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель: Мы с вами расшифровали слово. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?
| Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Ученик: графическая информация. Дети разгадывают ребус.
Ученик: Кодировать или шифровать информацию….
| 3
| Постановка учебной задачи
| 1
| Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию. На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.
| Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
Учащиеся проверяют наличие листа
| 4
| Решение учебной задачи
| 9
| Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
| Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих).
Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет). В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111
| 5
| Закрепление материала
| 7
| Учитель: закодируем слово загадка. Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами. 14 16 19 12 3 1
| Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
|
|
|
|
|
| Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения: 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15. (Ответ: кукушка кукушонку сшила капюшон)
Устно: (Слайд 16)
4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова: а) колос, мебель, таракан; б) молоко, нерест, таракан; в) кора, лото, боксер; г) баран, рана, банщик; д)монета; лошадь, корова
| Ученик: по исходному коду восстановили информацию Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют задания в карточке
Отвечают на вопросы учителя
| 6
| Инструктаж по технике безопасности
| 1
| Учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание
| Отвечают на вопросы учителя.
| 7
| Практическое занятие
| 7
| Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить. Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace) А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).
Открываем документ MS Word Набирают следующий текст, после чего выполняют задание а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава
Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает одноклассникам. После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы.
| Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete). (Backspace)
Выполняют практическое задание
| 8-9
| Подведение итогов. Домашнее задание.
| 6
| учитель задает вопросы учащимся
Выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание.
| Учащиеся садятся за парты.
Отвечают на вопросы учителя
| 10
| Рефлексия
| 1
| Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»
| Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.
|
Используемые источники: 1. Босова Л. Л. «Информатика-5»,М: Бином. Лаборатория знаний, 2006. 2. Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Приложение № 1 (Раздаточный материал)
Русская версия шрифта Брайля. Русская версия кода Азбуки Морзе
Русский алфавит
| Код Азбуки Морзе
| А
| .-
| Б
| -...
| В
| .--
| Г
| --.
| Д
| -..
| Е
| .
| Ж
| ...-
| З
| --..
| И
| ..
| Й
| .---
| К
| -.-
| Л
| .-..
| М
| --
| Н
| -.
| О
| ---
| П
| .--.
| Р
| .-.
| С
| ...
| Т
| -
| У
| ..-
| Ф
| ..-.
| Х
| ....
| Ц
| -.-.
| Ч
| ---.
| Ш
| ----
| Щ
| --.-
| Ы
| -.--
| Ь
| -..-
| Э
| ..-..
| Ю
| ..--
| Я
| .-.-
| Флажковая азбука
Приложение № 2 (Рабочие листы для учащихся ()
Тема урока «Кодирование информации»
Цели урока:
Показать многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации;
Ознакомиться с кодированием и декодированием информации.
ФИО ____________________________________________________________________________
Класс _______________________
|
| _______________________________________
| Код - _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кодирование - _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ
Замена буквы её порядковым номером в алфавите:
| Закодируйте слово ЗАГАДКА, заменив каждую букву ее порядковым номером.
|
| По исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами: 14 16 19 12 3 1
|
| Замена буквы следующей за ней по алфавиту: А ® Б, Б ® В, В ® Г, … , Я ® А
| По исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими буками:
Н П Т Л Г Б
|
| Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
| Кодирование информации - ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Декодирование информации - __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Практическая работа
| Открываем текстовый редактор Word (Пуск – Все программы – Microsoft office – MS Word 2003).
Набрать следующий текст: а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава.
Скопировать текст (Правка - Копировать)
Вставить текст ниже набранного (Правка – Вставить)
Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.
Показать результат учителю
| Дополнительные задания
| Закодировать слово ИНФОРМАЦИЯ с помощью Азбуки Морзе.
-
2. Закодировать при помощи азбуки Брайля свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ
|
| |