Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/11
Дата публикации01.02.2014
Размер1.07 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Приложение к журналу

«Народная школа»


ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ


Чебоксары-2006

УДК 373

ББК 74.262

Т 38

Автор-составитель:

Наталья Владимировна Борисова, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин Чувашского республиканского института образования, кандидат педагогических наук

Рецензенты:

Н.В.Федорова, координатор Проекта ЕС «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» в Чувашской Республике;

И.В.Матвеева, учитель биологии высшей категории СОШ № 17 г. Новочебоксарска

В учебно-методическом пособии показаны возможности использования отдельных методов, приемов и технологий, позволяющих обучать здоровью школьников.

Пособие адресовано учителям, методистам, школьным психологам, студентам педагогических училищ и вузов, а также всем заинтересованным в решении проблем здоровьесбережения учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………

3

Педагогическая мастерская…………………………………………..

Мастерская «Все ли мы знаем о пиве»…………………………………

Мастерская «Такая знакомая фамилия»……………………………….

6

7

9


Технология критического мышления…………………………........

«Пиво: иллюзии и реальность»…………………………………………

15

16

Проектная технология…………………………………………………

Проект «Составление школьного меню»………………………………

Проект «Составление программы «Здоровье»………………………..

Тренинговые технологии…………………………...............................

22

24

31

35


Интерактивные методы:……………………………………………..

Технология мозгового штурма…………………………………………

Технология групповой дискуссии……………………………………..

Технология ролевых игр……………………………………………….

38

39

42

46

Отдельные методические приемы в обучении здоровью…………

79

Список используемой литературы……………………………………...

83


Введение



«Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики»

Ш.А.Амонашвили



В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса, где основным типом учебных занятий является комбинированный урок, находится в противоречии с законами и закономерностями психолого-физиологической деятельности человека и теории управления. «Школьники на таких уроках не видят смысла учения, не осознают своих перспектив. Следовательно, методика преподавания учебных предметов нуждается в изменении с тем, чтобы учесть в ней мотивационные аспекты деятельности» (О.Гребенюк,1995).

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся. И, как показывает многолетняя практика, это в определенной степени связано с традиционной («сидячей», «седалищной») системой обучения (3), которая, приводит к психофизиологическим изменениям организма, утомляемости учащихся, а также утрачиванию ими интереса к учебе, особенно по мере его взросления. А интерес к учебе, является «прекрасным индикатором ее влияния на здоровье школьника»(35).

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психолого-физиологических особенностей обучаемых и особой работы по организации их взаимосвязанной деятельности с использованием таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

По определению Т.С.Назаровой, является понятие «технологии обучения», отражает фактический путь освоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах выбранной техники. Технологии обучения вариативны и сродни частным методикам. Их задача – максимально упростить организацию учебного процесса, сохранив его эффективность путем передачи творческих функций учителю и учащимся (26).

В данном пособии нами сделана попытка показать возможности использования некоторых методов, приемов, и технологий обучения, позволяющих адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников и способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Особый акцент сделан на темы, связанные с риском употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ) и рискованным поведением в молодежной среде.

Мы не претендуем на полноту освещения данных вопросов, а приводим лишь примерные тематические занятия и алгоритм их построения, поскольку даже самые точные и детальные описания процедур образовательной технологии не могут быть одинаково восприняты и интерпретированы разными учителями. Мы оставляем возможности для творчества учителя, проявление его индивидуального мастерства.

Автор выражает признательность руководителю Проекта «Обучение здоровью в школах Российской Федерации» Сейи Сехвола за поддержку и содействие в публикации данного материала, а также всем коллегам, способствовавшим созданию этой работы и оказавшим помощь в подготовке рукописи.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ


«… ученик должен

открывать самостоятельно такую большую

часть учебного материала, какую

возможно при

данных условиях».

(Сократ)
Педагогические мастерские – это нестандартная форма организации учебно-воспитального процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

В мастерской ребенок способен строить свои знания и умения самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован. Технологии обучения в мастерской присущ общий алгоритм: Н

1. Индукция («индуктор» - лат. «ввожу, навожу, побуждаю»). Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету. Это может быть задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания – чаще неожиданное для ученика.

2. Работа с материалом. Она включает в себя:

  • «самоконструкцию» - индивидуальное создание гипотезы, решения, рисунка, текста, проекта.

  • «социоконструкцию»- построение этих элементов группой.

  • «социализацию» - обнародованное обсуждение всего созданного индивидуально и в парах; рассмотрение всех услышанных мнений; рассмотрение всех гипотез.

  • «афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и мастера (рисунков, текстов, схем, проектов и т.д.) в аудитории и ознакомление с ними.

  • «разрыв» - внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.

3. Рефлексия - самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Педагогическая мастерская «Все ли мы знаем о пиве…»

Цели:

-предоставить подросткам объективную информацию о пиве;

-способствовать выработке критического отношения к употреблению алкогольных напитков на примере пива.

Время: 1ч.30 минут.

Материалы: рекламная страница пива «Ленинградское»1

Ход занятия: Индуктором служит реклама акции пива «Ленинградское»2.

I. Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально.
Задание: Запишите, какое место занимает пиво в вашей жизни (в жизни вашей семьи, друзей).

II. Социоконструкция: Учитель предлагает учащимся обсудить в группах и показать в виде рисунков, плакатов, листовок, какое место занимает пиво в жизни жителей их города (села, региона, исходя из собственного опыта).

III-IV.Афиширование и социализация: Учащиеся вывешивают свои рисунки и плакаты, рассматривают их и обсуждают содержание.

V. Разрыв:

Учитель: Итак, мы замечательно поработали, и каждая группа представила свое видение проблемы. Мы узнали, что многие высказывания и факты, изображенные и раскрытые вами, говорят о пользе пива. Однако давайте обратимся к мнению медиков: так ли полезно пиво?
Информация для учителя.

Пиво, как любой алкогольный напиток по-разному действует на разных людей. В зависимости от выпитой дозы он может влиять отрицательно на физическое и психическое здоровье, а также на социальные отношения: чем больше человек выпил, тем сильнее действует на него «пивной алкоголь». Пивной алкоголизм – не выдумка. По данным статистики, в России в настоящее время 56 тысяч несовершеннолетних алкоголиков, в том числе пивных. Все напитки, содержащие алкоголь, включая пиво, разрушают сосуды, и клетки мозга через какое-то время погибают. Даже после умеренного потребления спиртного в мозгу человека образуется кладбище из погибших нервных клеток, а через несколько лет его мозг сморщивается, уменьшается в объеме – это уже установлено с помощью компьютерной диагностики. Датские ученые установили, что при «умеренном» потреблении алкоголя уже через 4 года у пьющих сморщенный мозг обнаруживается в 85% случаев. Вот как паталогоанатом описывает мозг «весельчака и балагура», который, по мнению друзей, пил пиво и водку «умеренно и культурно»:

«Изменения в лобных долях мозга видны даже без микроскопа, извилины сглажены, атрофированы, множество мелких кровоизлияний. Под микроскопом виды пустоты, заполненные серозной жидкостью. Кора мозга напоминает землю после того, как на нее сбросили бомбы – вся в воронках. Здесь каждая выпивка оставила свой след». «Разговор об «умеренных» дозах и «культурном винопитии, по мнению академика Ф.Г.Углова, – это ловушка для простаков».

Последствия пивного алкоголизма также опасны, как и последствия потребления крепких алкогольных напитков. Среди «любителей пива» выше процент заболеваемости раком печени, пищевода, желудка и т.д. Небезопасен «пенный напиток» и тем, что во многих сортах пива в качестве стабилизатора пены используется кобальт, который является серьезным токсическим фактором, приводящим к патологическим изменениям в организме.

Работа в группах: Ученикам предлагается заполнить рабочий лист



Рабочий лист

«Воздействие алкоголя на психическое и физическое здоровье»

Андрей пьет пиво. Запишите:
1.Где пьет Андрей (дома, в баре, на улице и т.д.______________________________________________________________

2.С кем он вместе (или он один)_____________________________________________________________

3.Заполните таблицу:


Андрей выпил

Как это может повлиять физически на Андрея?

Как это может повлиять на сознание Андрея?

Как это может повлиять на социальные отношения?

Запишите любые иные комментарии о том, как может повлиять употребление

алкоголя на Андрея?

Одну кружку пива














Три кружки пива














Шесть кружек пива














Девять

кружек пива















Напишите о том, что может произойти с телом, разумом и социальными отношениями Андрея, если он будет продолжать пить много пива или других алкогольных напитков на протяжении нескольких лет_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________



VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Мастерская «Такая знакомая фамилия»
Цели:

-ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний, активизировать их эмоциональную сферу, пробудить интерес к личности человека; - формировать у учащихся установки на ведение здорового образа жизни.

Время: 1ч. 30 мин.

Материалы: портрет П.К.Иванова, раздаточный материал «Биография П.К.Иванова», «Детка», бумага и др.

Ход мастерской:

Индуктором на данном занятии служит фамилия «Иванов». Учитель записывает фамилию на доске и просит учащихся-участников мастерской - вспомнить человека с такой фамилией и рассказать о нем.

Вначале задание может вызвать недоумение, о каком Иванове нужно рассказывать. Индуктор должен вывести учащихся из состояния покоя, равнодушия, может быть, вызвать раздражение, с тем, чтобы заработала мысль и возникли некоторые ассоциации типа: «Иванов – сосед по парте», «директор школы», «приятель отца», «Министр обороны Российской Федерации» и др.

Далее учитель конкретизирует надпись на доске:
ИВАНОВ

ПОРФИРИЙ КОРНЕЕВИЧ

(1897-1983)

Однако и эта запись вызывает достаточно аморфные ассоциации. Поэтому следует провести самоконструкцию и предложить участникам мастерской задать любые интересующие их вопросы, которые помогут раскрыть «тайну» предложенной фамилии.

Вопросы, возникающие у ребят, могут быть разными, типа:

1.Кто такой Иванов? Кто он по профессии?

2.Чем занимался?

3.Где родился П.К.Иванов?

4.Какое образование получил?

5.Почему мы о нем говорим? В чем его заслуга?

и др.

Для ответа на эти и другие вопросы мастер предлагает учащимся познакомиться с биографией П.К.Иванова и выполнить задание 1(см. приложение к уроку № 1). Для этого класс делится на группы по 5-6 человек, учащиеся проводят социоконструкцию. Результатом групповой работы должно стать составление биографической справки жизни и деятельности П.К.Иванова. Затем составленные справки вывешиваются в классе и сравниваются с предложенной учителем (социализация).
Биографическая справка П.К.Иванова

(основные вехи жизни)

1. 1897г. – родился в с. Ореховка на Украине (ныне Луганская область) в семье шахтера.

2. 1904-08гг. – учеба в церковно-приходской школе.

3. 1917г. – призван на службу в царскую армию.

4. 1931г. – переезд в Армавир, первые попытки лечения больных.

5. 1933г. – начал изучать причины, «…мешающие нашему здоровью».

6. 1934г. – знаменитый «проход» по Донбассу с целью оказания помощи людям.

7. 1948г. – совершил «проход» Туапсе-Сочи.

8. 1965г. – написал труд «Победа моя».

9. 1979г. – увидело свет важнейшее произведение всей жизни «Слава Жизни».

Ознакомившись с биографией П.К.Иванова, участники мастерской узнают, что предложенная в начале занятия фамилия принадлежит известному подвижнику здорового образа жизни. Они знакомятся с причинами, побудившими П.К.Иванова «воссоединиться с природой» (рассказ учителя).

Задание 2. «Порфирий Корнеевич Иванов говорил: «Закалка-тренировка» есть наука, одна способная на человеке развить силы и волю для того, чтобы любой болезни давать отпор. Закалка-тренировка – труженица всего Мира, всех людей. Войны она не хочет, а хочет мира во всем мире для всех наших людей земли».

Вопрос: Что имел в виду П.К.Иванов? Ответ обоснуйте.

На следующем этапе занятия школьники знакомятся с системой оздоровления Порфирия Иванова. Существенным дополнением к содержанию может стать известное обращение к людям «Детка» (см. приложение к уроку № 2).

Учитель: Несмотря на кажущуюся простоту, «Детка» обладает мудростью и глубиной многотомных фолиантов. В ходе группового обсуждения выявляется истинная ценность «Детки». В частности:

- обращение «Детка» настраивает на добрый, доверительный лад. Все пункты «Детки» несут глубокий смысл (обсуждение содержания «Детка»):

  • п.1.-закаливание – соприкосновение с водой – живым природным телом;

  • п.2.-очищение организма через кожный покров;

  • п.3. –запрет на употребление алкоголя и табака – известных наркотиков;

  • п.4.-оздоровительное голодание - очищение от шлаков и токсинов.

  • п.5. – дыхательные упражнения содействуют обмену веществ;

  • п.6.- этические взаимоотношения с окружающей средой;

  • п.7. –обращение к культурным традициям;

  • п.8.-взаимоуважение и взаимопомощь – основа отношений;

  • п.9. – избавление от пороков;

  • п.10. – настрой на позитивное восприятие мира, отказ от болезней;

  • п.11. – стремление получить новые знания;

  • п.12. – сознательное отношение к природе и друг к другу.

Для осознания основных положений «Детки» на данном этапе занятия уместно проведение физических упражнений -3-5 минут (на выбор и усмотрение учителя).

Например, упражнение «Бодрость» В.И.Воронина:

-встать прямо;

-руки в стороны на уровне плеч;

-медленно вдохнуть, задержать дыхание;

-делать мелкие круговые движения руками в одну, а затем в другую сторону, пока хватит дыхания;

-опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.
Заканчивается мастерская проведением рефлексии – анализом пережитого всеми участниками мастерской.
Приложение 1
Биография П.К.Иванова
Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1897 года в большом русском селе Ореховка на Украине в семье шахтера. Имя мальчику дали по святцам – Порфирий, а в селе позже его стали ласково звать Паршек. Отец всю жизнь проработал на шахте, мать – занималась домом. Кроме Порфирия в семье было еще восемь детей. Паршек, самый старший из пяти сыновей, рано познал тяжелый труд. С 1904 по 1908 гг. Порфирий учился в церковно-приходской школе, а затем, отложив учебу, помогал по хозяйству. С 15 лет Паршек батрачит по найму у пана по 14-16 часов в сутки. А еще через год идет работать на шахту, где проходит все шахтерские специальности.

Высокий, сильный, крепкий, красивый и смекалистый парень, признанный у сверстников лидер, жил, как все. В то же время уже тогда он задумывается над разными философскими вопросами.

В 1917 году Паршека призывают служить в царскую армию. Он был метким стрелком, но ни разу не выстрелил в человека.

Вернувшись домой, Порфирий создает семью. В это время он испил чашу тяжелого времени до дна.

Будучи человеком недюжинного ума, Порфирий задумывается над проблемами мирозданья: что такое болезнь и отчего человек умирает? В 1932 году Порфирий впервые пробует помочь больной, у него открываются могучие силы исцелять людей. С 1933 года, Паршек сознательно начинает свой беспримерный 50-летний путь навстречу Природе, он пытается понять причины, мешающие здоровью, и решает сначала на самом себе показать возможность воплощения природных сил, освобождаясь сначала от шапки, потом от обуви и одежды и остается, в конце концов, в одних длинных сатиновых трусах. Так он и стал ходить круглый год, в любую погоду.

В мае-октябре 1934 г. Порфирий Корнеевич Иванов совершает знаменитый «проход» по Донбассу с целью оказания помощи больным людям с помощью природных сил, «закалки-тренировки». Подобный «проход» он совершает и в 1948 г.

К сожаленью, существующая система неоднозначно относилась к Порфирию Иванову. Он был репрессирован, много лет провел в психиатрических больницах, но воля его не была сломлена. Свою идею родства с Природой он вынашивал всю сознательную жизнь. Результатом этого стало появление трудов «Победа моя» (1965 г.) и «Слава Жизни» (1979г.)

Умер Порфирий Корнеевич Иванов в 1983 году, оставив нам свою систему оздоровления «Детка», которая до сих пор имеет последователей учения по всей стране.
Приложение 2
«ДЕТКА»

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12-ти часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5.В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА.

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо. Но самое главное – ДЕЛАЙ!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Иванов Порфирий Корнеевич.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск