МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МАОУ «НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Приложение 3 к приказу
от «7» ноября 2011 г. № 161/2
Об утверждении Положения
о стажировочной площадке
План работы республиканской стажировочной площадки в рамках реализации программы проекта «Стажировочная площадка как форма профессионального сотрудничества педагогов»
Направление программы стажировки по реализации НОИ ННШ:
«Новое качество и новое содержание образования».
Категория стажирующихся: учителя начальных классов и заместители директоров ОУ.
Тема (проблема) стажировки: «Новое качество и новое содержание образования в рамках введения ФГОС».
Место проведения: МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Заиграевского района Республики Бурятия. Адрес: 671 332 РБ Заиграевский район, с.Новоильинск, ул. Цыренова 31.
Директор лицея: Ардаева Галина Сангуевна. Сроки стажировки: Февраль 2012 - май 2013 год.
Временная протяженность реализации программы для группы стажеров: очно - 36 часов, выездные сессии по индивидуальным запросам слушателей по темам из состава модульных программ – по 8 часов Руководитель стажерской площадки: Занегина Алла Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе. Формы организации стажировки: практические семинары, открытые уроки, круглые столы, конференции, практикумы, деловые игры, мастер-классы, презентации опыта работы, индивидуальные мастерские.
Для организации продуктивной работы стажеров предполагаются действия: аналитические (направленные на анализ представляемых программных мероприятий), рефлексивные (направленные на выявление собственных проблем и достижений в ходе стажировки), проектировочные (направленные на освоение новых способов и средств практической деятельности в виде групповых и индивидуальных работ); презентационных (размещение создаваемых в процессе стажировки творческих образовательных продуктов в сети ИНТЕРНЕТ, на сайте стажировочной площадке, представление в режиме Публичной защиты в режиме Он-лайн). Цель программных действий: повышение квалификации работников образования в форме практико-ориентированной стажировки; оказание методической поддержки учителю в адаптации к государственным стандартам нового поколения.
Задачи:
Создать условия для включения стажёра в деятельностное сотрудничество по реализации программы стажировки.
Сформировать эффективную модель приобщения стажёра к значимой и содержательной деятельности по повышению профессиональной компетентности в вопросах перехода начального общего образования на стандарты нового поколения.
Содержание деятельности Стажерской площадки проектируется по следующим линиям:
формирование, развитие и совершенствование профессиональной компетентности (качество действий специалиста, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем и задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности), а именно, исследовательской, методологической, дидактической, методической, технологической компетенций;
формирование, развитие и совершенствование информационной компетентности (качество действий специалиста, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование и использование информации, полученной в ходе стажировки);
формирование, развитие и совершенствование коммуникативной компетентности (качество действий работника, обеспечивающих коммуникации и эффективное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса);
формирование, развитие и совершенствование правовой компетентности (качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач).
Учебно-тематический план программы
Темы
| Кол-во часов
| Результат
| Лекции
| Семинары
| Стажерские пробы
|
| Модуль 1. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
|
3
|
4
|
5
| Особенности ФГОС НОО
| Разработка ООП НОО
|
| 1
|
| Представление о содержании и структуре ООП НОО. Представлен опыт формирования ООП НОО лицея.
| Планируемые результаты и их характеристика, построение системы оценки достижения планируемых результатов.
|
| 1
| 3
| Работа со Стандартом, систематизация планируемых результатов.
| Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной деятельности внедрения ФГОС.
| 1
|
| 2
| Коллективный проект психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения и системы сопровождения обучения первоклассников.
| Вопросы здоровьесберегающих подходов обучения младших школьников.
| 2
|
|
| Опыт лицея в создании здоровьесохранных условий обучения.
| Организация внеурочной деятельности и работа с одаренными детьми.
|
| 1
|
| Планирование работы по включению внеурочной деятельности в учебное пространство, определяемое Учебным планом ОУ.
| Духовно-нравственное воспитание в системе ФГОС
|
| 1
|
| Знакомство с опытом работы лицея по созданию системы работы музейной педагогики, этнокультурных инициатив.
| Модуль 2. Организационно-методическое сопровождение обучения первоклассников с учетом требований ФГОС
| 3
| 6
| 7
| Методическая поддержка в рамках Стажерской площадки состоит из согласования совместных и индивидуальных целей деятельности, принципов и содержания совместно организованной работы, методов, форм, средств, педагогических и организационных условий.
| Адаптационный период обучения первоклассников.
| 1
|
|
| Передача опыта НАТЛ по организации адаптационного периода обучения первоклассников в 2010 и 2011 году.
| 2.2.Конструирование предметных модулей с учетом компетентностного подхода к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным).
|
| 1
| 2
| Моделирование образовательных модулей с учетом интеграции учебной и внеурочной деятельности.
| 2.3.Деятельностная основа построения учебных занятий.
| 1
| 4
| 3
| Разработка вариантов проектных учебных задач на деятельностной основе их решения, стажировочные пробы по их реализации.
| 2.4.Вариант разновозрастного детского сотрудничества в системе учебно-воспитательного пространства, как средство построения межличностных отношений.
|
| 1
| 2
| Знакомство с опытом работы лицея.
Разработка стажерами разновозрастных практик и их коллективная апробация на детской аудитории.
| 2.5.Построение системы мониторинговых процедур.Рефлексивные формы детской самооценки успешности обучения.
| 1
|
|
| Знакомство с опытом учителей 1 и 2 классов лицея по организации детской самооценки успешности учебных действий и результатов.
| Модуль 3
Формирование информационной компетентности слушателей
|
-
|
2
|
6
| Владение навыками работы в сетевых образовательных сообществах, освоение технологий работы по созданию и использованию собственных образовательных презентаций.
| 3.1. Работа по совершенствованию профессиональных умений работы с компьютерной техникой.
|
|
| 3
| Получение по индивидуальным запросам практических навыков работы с компьютером (создание презентаций, автоматизированных тестов, работа с интерактивной доской).
| 3.2. Использование возможностей сетевых образовательных сообществ.
|
| 1
|
| Развитие ИКТ-компетентностей, знакомство с популярными сетевыми образовательными сообществами,
| 3.3. Поиск и структурирование полученной информации и умение работы с ИКТ технологиями.
|
|
| 3
| Практикум самостоятельных действий в форме мастерских.
| 3.4.Знакомство с возможностями программы Micrqsqft Qfficeельных Excel.
|
| 1
|
| Знакомство с возможностями ИКТ программами для создания автоматизированного рабочего места учителя и классного руководителя.
| Защита слушателями образовательных продуктов, созданных в процессе реализации программы стажировки..
|
|
|
|
| Итого : 36 часов
| 6
| 12
| 18
|
|
Режим проведения занятий:
Занятия в первой половине дня: 09.00 -12.00
Завтрак: 9.40
Обед: 12.00-13.00
Занятия во второй половине дня: 13.00 – 18.00.
Мастерские: 16.00– 17.00
Ужин: 17.00 -17.20
Рефлексия дня: 17.20.- 18.00
План работы республиканской стажировочной площадки на февраль 2012 года. 1. Семинар для заместителей директоров образовательных учреждений Заиграевского района – 15 февраля (25 человек). Тема: «Деятельностная основа построения учебных занятий» - 8 часов.
В программе семинара:
а) открытые уроки на деятельностных технологических принципах построения, представление опыта детского учебного сотрудничества на уроках: : русский язык (1 класс), математика (1 класс), интегрированное занятие во 2 классе: окружающий мир + развитие речи + ИЗО (элемент внеурочной деятельности). При проведении учебных занятий предполагается активное участие слушателей в роли экспертов в составе работы детских групп. – 3 часа
(организаторы: учителя Козлова Е.Ю., Занегина А.Н., Слепнева Л.С., Саламатова Т.Н.)
б) обобщение опыта работы по введению ФГОС НОО:
- реализация требований к условиям введения ФГОС (Ардаева Г.С.) - 1 час;
- научно-методическое сопровождение реализации ООП НОО, из опыта работы (Занегина А.Н.) – 2 ч.
- круглый стол по итогам семинара, рефлексия – 1 час;
- индивидуальные консультации для слушателей (по запросам слушателей). -1 час (участники открытых занятий и администрация).
Выездные семинары в малокомплектные школы Заиграевского района с программным содержанием:
А) «Мастер – класс «Современный урок в рамках ФГОС»: организация разновозрастного детского сотрудничества в системе учебно-воспитательного пространства, как средство построения межличностных отношений в форме учебных занятий в группах разновозрастного состава
(Занегина А.Н.) – 3 часа;
Б) Проектировочное занятие слушателей по теме «Формирующее самооценивание школьников учебных достижений» в системе контрольно-оценочной деятельности в рамках ФГОС – 2 часа.
(Занегина А.Н.)
В) Использование возможностей сетевых образовательных сообществ. Поиск и структурирование полученной информации и умение работы с ИКТ технологиями (Ткачева О.Н.) – 2 часа
Г) Рефлексия. Индивидуальные консультации – 1 час.
ИТОГО: 8 часов.
Продукт на контроль: творческие разработки учителей по темам занятий. График выездных занятий на февраль месяц в малокомплектные школы:
Дата
| Школа
| Число стажеров
| Директор ОУ
| 16.02.2012
| Ново-Горхонская СОШ
| 8
| Дугарова Л.Б.
| 21.02.2012
| Ташеланская СОШ
| 10
| Лизунова А.А.
| 28.02.2012
| Усть-Эрийская н.о.ш.
| 5
| Ракшаева А.Р.
|
План работы стажировочной площадки на март 2012 года. Практико-ориентированная курсовая подготовка на базе лицея с 12 марта по 16 марта по программе на 36 часов.
Число слушателей - 20
Время
|
| 11 марта (воскресенье) – день заезда
| 12 марта (понедельник) – день первый – Модуль 1. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
| 09.00-10.00
| А) Решение организационных вопросов. (директор Ардаева Г.С.)
Б) Постановка целей и задач стажировки, планируемых результатов.
Построение индивидуальных карт участия в стажировочных мероприятиях с учётом предложенных организаторами вариативных программных модулей.
Разработка индивидуальной карты маршрута стажировки с учетом рефлексивной самооценки стажером результативности участника – (руководитель программы стажировки Занегина А.Н.)
| 10.00 – 12.00
| Практическая работа стажеров в роли экспертов на открытых учебных занятиях в 1 классах.
Направление учебных занятий: организация детской учебной деятельности.
(Учителя: Козлова Е,Ю., Комарова И.В.)
| 12.00 – 13.00
| Обеденный перерыв
| 13.00 – 14.00
| Презентация опыта лицея «Создание условий для реализации ФГОС НОО»
(Ардаева Г.С.).
.
| 14.00-16.00
| Представление о содержании и структуре ООП НОО. Опыт формирования ООП НОО лицея. (Занегина А.Н.).
| 16.00 – 17.00
| Индивидуальная работа стажеров в мастерских
| 17. 20 -18.00
| Рефлексия дня.
| 13 марта (вторник) – день второй – Модуль 1. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
| 09.00-10.00
| Планируемые результаты и их характеристика, построение системы оценки достижения планируемых результатов – семинарское занятие
(Занегина А.Н.)
| 10.00 – 12.00
| Практическая работа стажеров в роли экспертов на открытых учебных занятиях в 2 классах по вопросу построения системы оценки достижений планируемых результатов (линия саморефлексии школьников успешности учебных действий, линия домашнего задания, диагностические карты).
Учителя: Слепнева Л.С., Мельникова П.М.
| 12.00 – 13.00
| Обеденный перерыв
| 13.00 – 14.00
| Вопросы здоровьесберегающих подходов обучения младших школьников
(Ардаева Г.С., Щербакова В.П. – школьный фельдшер)
.
| 14.00-15.00
| Психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной деятельности внедрения ФГОС. Работа в группах по созданию моделей адаптационного этапа обучения школьников.
(Занегина А.Н., Козлова Е.Ю..)
| 16.00 – 17.00
| Индивидуальная работа в мастерских
| 17.20 -18.00
| Рефлексия дня.
| 14 марта (среда) – день третий – Модуль 1. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
| 09.00-10.00
| Семинарское занятие: Организация внеурочной деятельности и работа с одаренными детьми.
(Кузнецова Л.В.)
| 10.00 – 12.00
| Практическая работа стажеров в роли экспертов на открытых учебных занятиях в 1 и 2 классах в форме разновозрастных форм организации детского сотрудничества и введения в учебный процесс внеурочных видов занятий
Учителя: Саламатова Т.Н., Петраковская Н.Д.. Рудакова О.С.
| 12.00 – 13.00
| Обеденный перерыв
| 13.00 – 14.00
| Семинарское занятие «Духовно-нравственное воспитание в системе ФГОС»: представление опыта работы лицея по вопросам музейной педагогики и этнокультурных инициатив. Посещение школьных музеев: «Искусство и культура Бурятии», «Культура и быт семейских Бурятии», Музей природы Бурятии»
Организаторы: Тищенко О.В., Цыдыпова Е.П., Пушкарева Н.Б.)..
| 14.00-16.00
| Конструирование предметных модулей с учетом комплексного подхода к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным).
Работа в группах. (Занегина А.Н.)
| 16.00 – 17.00
| Индивидуальная работа в мастерских
| 17.00-18.00
| Рефлексия дня.
| 15 марта (четверг) – день четвёртый – Модуль 2. Организационно-методическое сопровождение обучения первоклассников с учетом требований ФГОС
| 09.00-10.00
| Семинарское занятие: Проектная задача в системе комплексного подхода к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным).
(Занегина А.Н.)
| 10.00 – 12.00
| Практическая работа стажеров в роли экспертов на открытых занятиях в 4 классе (Компетентностный подход к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным) в системе учебных дисциплин «Обучение чтению» по технологии А.Кушнира. (Свершок Г.И.).
| 12.00 – 13.00
| Обеденный перерыв
| 13.00 – 14.00
| Рефлексивные формы детской самооценки успешности обучения.
Тетрадь учебных достижений. Портфолио ученика. (Козлова Е.Ю., Слепнева Л.С., Акинфеева М.А.) Презентация лучших Портфолио учащихся 1 , 2 классов, 4 классов.
| 14.00-16.00
| Использование возможностей сетевых образовательных сообществ. Поиск и структурирование полученной информации и умение работы с ИКТ технологиями.
| 16.00 – 17.00
| Индивидуальная работа в мастерских
| 17.20-18.00
| Рефлексия дня.
| 16 марта (пятница) – день пятый – Модуль 3. Формирование информационной компетентности слушателей
| 09.00-10.00
| Знакомство с возможностями программы Micrqsqft Qfficeельных Excel
(Зубарева Н.И.)
| 10.00 – 12.00
| Стажерские пробы слушателей на детской аудитории: проектные задачи на деятельностной основе с учетом использования рефлексивной самооценки успешности детей.
| 12.00 – 13.00
| Обеденный перерыв
| 13.00 – 16.00
| Защита слушателями образовательных продуктов, созданных в процессе реализации программы стажировки на занятиях в мастерских и проектных занятий с учетом метапредметного подхода к содержанию ПД, разновозрастных форм организации учебных занятий. Защита сопровождается выходом на педагогическое сообщество в режиме Он-лайн.
| 16.00 – 17.00
| Круглый стол. Итоговая рефлексия. Выбор творческих образовательных продуктов для размещения в сети Интернет.
|
В последующие месяцы апрель и май работа стажировочной площадки проводится по выше изложенной программе по мере поступления заявок от слушателей. Даты стажировки будут отражаться на сайте лицея в рекламных проспектах. Иноформация о созданных условиях на стажировочных площадках: А) нормативно-правовые:
- приказ № 1824 от 03.11.2011 г. МО РБ «Об утверждении перечня образовательных учреждений на присвоении статуса «Республиканская стажировочная площадка по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Положение о стажировочной площадке (размещено на сайте лицее;
- Локальный акт, закрепляющий решение о создании стажировочной площадке на базе лицея4
- решение органа государственного общественного управления лицеем об осуществлении деятельности стажировочной пощадки;
- договор с РУО «Заиграевский район» об аренде помещения гостиницы на базе спортивного комплекса (стоимость проживания для стажера – 150 рублей в сутки);
- договор с АОУ ДПО РИКУиО о совместной работе в системе повышения профессиональной квалификации педагогических кадров;
- договор лицея со стажерами об организации услуг профессиональной практики;
- по окончании стажировки слушатели получают сертификат о прохождении профессиональной подготовки (РИКУиО). Г) научно-методические:
- разработана ООП НОО лицея;
- программа психолого-педагогического сопровождения;
- создана система контрольно-оценочной деятельности;
- имеются разработки планирования образовательных модулей, проектных задач;
- создан содержательный банк презентационного материала и поурочного планирования, контрольно-оценочного инструментария с учетом саморефлексии учащихся продвижения в формировании различных видов компетентностей. Д) материально-технические:
- укомплектованность учебных кабинетов 1 и 2 классов компьютерной и проекционной техникой, имеется 2 компьютерных класса с выходом в Интернет (18 компьютеров), 10 принтеров, 2 интерактивных доски, 10 мультимедийных проекторов;
- достаточный объем имеющихся цифровых ресурсов, научно-методической литературы, учебной литературы для школьников;
- имеется библиотека для индивидуальной работы стажеров, комната отдыха;
- есть возможность проживания стажеров в гостинице спортивного комплекса и организации трехразового питания в школьной столовой. Б) информационные:
- размещение программы стажировочной программы на сайте лицея;
- информационное сопровождение результата работы стажировочной площадки и размещение дневника мероприятий, отзывов слушателей в рубрике «Стажировочная площадка» на сайте лицея;
- размещение образовательных продуктов стажеров в сети Интернет. В) кадровые:
Число педагогических работников – 37. из них имеют высшее образование – 32, имеют высшую категорию – 16, первую категорию – 12. учителей, имеющих профессиональные звания – 11. Учителей, победителей профессиональных конкурсов в рамках ПНПО: лучший учитель РФ – 3, лучший учитель РБ -2, «Лучший по достижениям « – 8, «Лидер образования» - 3, победителей республиканского конкурса «Автограф» - 2.
Все педагогические работники прошли курсовую подготовку в достаточном объеме в |