Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/15
Дата публикации04.02.2014
Размер2.33 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Информатика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования г. Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи




Селиванов Сергей Иосифович


ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(английский язык)

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранный язык)


Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель

доктор педагогических наук,

профессор Е.Г. Тарева

Москва – 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности обучения младших школьников иностранному языку в информационную эпоху

    1. Особенности информационно-образовательной среды начального общего образования ………………………………………………………………….15

    2. Интегративная сущность цели обучения младших школьников иностранному языку в информационную эпоху……………………………………..38

    3. Компьютерное сопровождение как компонент информационно-образовательной иноязычной среды……………………………………….55

Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..76
Глава 2. Методическое обеспечение компьютерного сопровождения процесса обучения английскому языку в начальной школе

2.1. Отбор и организация компьютерных образовательных программ, сопровождающих процесс обучения английскому языку в начальной школе……78

2.2. Принципы, методы и приемы компьютерного сопровождения процесса обучения английскому языку в начальной школе…………………….…….99

2.3. Проверка эффективности технологии компьютерного сопровождения процесса обучения английскому языку в начальной школе………………...122

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….141
Заключение……………………………………………………………………….143

Библиографический список…………………………………………………...148

Приложения………………………………………………………………………163

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования средствами компьютерного сопровождения уровня иноязычной подготовки младших школьников, обеспечивающей участие в доступном для них общении с носителями изучаемого иностранного языка.

На уровне начального общего образования необходимость в привлечении информационных и коммуникационных технологий в целях повышения эффективности обучения иностранному языку (ИЯ) обусловлена как социально-экономическими, так и предметно-содержательными факторами. Современный вектор общественно-экономического и политического развития государства и социума требует обеспечить готовность подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, сформировать способность личности отвечать нуждам такого общества, реагировать на вызовы инновационной экономики. С самого начала обучения школьник должен овладеть средствами начальной адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Наиболее доступным среди данных средств является персональный компьютер.

Одновременно с этим обществу необходимы высокообразованные граждане, обладающие достаточным уровнем владения иностранным языком. В связи с этим уже в начальной школе ставится и решается вопрос формирования у обучающихся элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Данная компетенция призвана обеспечить социализацию младшего школьника, его аккультурацию, адаптацию в сложном и многоязычном информационном пространстве.

Следствием актуальности и чрезвычайной значимости данных аспектов социального заказа к образовательной системе стало закрепление в нормативных документах последнего времени соответствующих требований. В частности, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) (2009) указывается на необходимость подготовки младших школьников к активному использованию «речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» [ФГОС НОО, 2009, с. 9]. При этом данным требованиям должны отвечать учебные программы всех без исключения предметов начальной школы: только в этом случае обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами. Как указывается в ФГОС НОО, необходимо обучать младших школьников различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [там же].

Применительно к дисциплине «Иностранный язык» использование персонального компьютера предоставляет практически неограниченные возможности для повышения эффективности обучения иноязычному общению. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, А.В. Жожиков, Е.П. Полат, И.В. Роберт, Е.В. Захаров, Е.А. Барахсанова, Е.И. Машбиц, Е.Д. Нелунова, Н.Ю. Пахомов, E. Rusten, K. Kashmanian, D.H. Jonassen и др.), методики обучения ИЯ (Н.Ю. Александрова, И.В. Алехина, М.В. Баканова, Т.В. Багаева, А.В. Барыбин, М.Ю. Бухаркина, М.Г. Бондарев, И.Е. Гречихин, Е.Е. Горшкова, Е.В. Виноградова, Е.В. Дозоров, Е.М. Дубовикова, М.Н. Евстигнеев, А.С. Елизаров, Л.Г. Жук, Е.Н. Зайцева, О.В. Ильина, О.В. Львова, И.А. Маковецкая, Е.Д. Пахмутова, Е.С. Полат, А.Т. Попова, И.А. Смольянникова, Е.И. Соколова, П.В. Сысоев, В.В. Трофимова, Л.П. Халяпина, S. Darus, D. Butler и др.). Анализ данных работ показал, что компьютерные технологии способны ускорить формирование речевых навыков и развитие речевых умений, погрузить обучающихся в контекст иноязычной культуры, способствовать оптимизации самостоятельной работы с ИЯ.

Применение ИКТ исследуется и в контексте обучения в начальной школе как в целом, так и применительно к обучению ИЯ. В частности, общими проблемами использования компьютерных возможностей для целей подготовки обучающихся начальной школы занимались такие авторы, как Е.И. Булин-Соколова, С.Л. Мищенко, А.П. Федосеева, В.В. Трофимова, Н.Г. Тарасова, С.В. Иванова, L.Clark, S. Dockrell, E. Fallon. и др. Анализ имеющихся работ показал, что проблема обеспечения компьютерной поддержки процесса иноязычной подготовки младших школьников относится к наименее изученных. Нам удалось обнаружить несколько работ, которые посвящены отдельным аспектам данной проблемы. Например, Л.А. Цветкова (2002) и Т.В. Багаева (2006) посвятили свои работы формированию лексических навыков младших школьников с помощью компьютерных технологий. Этому Е.В. Солопова (2008) задала более широкий ракурс рассмотрения, изучая процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера. Авторами вскрыты возможности компьютера, обеспечивающие положительное влияние на эффективность обучения школьников иностранному языку, выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения компьютерных технологий с целью подготовки младших школьников к иноязычному общению.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что процесс обучения ИЯ в младшей школе нуждается в переосмыслении с позиций повышения его продуктивности за счет применения системно спроектированного, адекватного, уместного (в значении доступного и здоровьесберегающего) компьютерного сопровождения. Как свидетельствуют имеющиеся источники, данная проблема весьма далека от разрешения, а значит, актуальна и нуждается в научной разработке.

Из сказанного выше следует вывод о том, что современная система иноязычного образования в младшей школе характеризуется рядом противоречий. Это противоречия:

  • между сформулированными в нормативных документах требованиями к повышению уровня владения младшими школьниками иностранным языком и недостаточным использованием на данном этапе обучения информационных и коммуникационных технологий;

  • между декларируемой необходимостью внедрения ИКТ на уроках ИЯ и низким уровнем владения учителями данными технологиями,

  • между имеющимся повсеместно (часто житейским) представлением о роли ИКТ для современного человека и полным отсутствием научно обоснованного, целе- и природосообразного реестра средств, способных обеспечить компьютерное сопровождение процесса обучения ИЯ в начальной школе.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, требующую ответа на вопрос, согласно каким научно заданным основаниям следует отобрать средства ИКТ для обучения ИЯ в начальной школе и какова технология эффективного компьютерного сопровождения процесса обучения младших школьников иноязычному общению?

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку школьников в условиях информационно-образовательной среды начального общего образования.

Предмет исследования: технология использования компьютерных образовательных программ при обучении иностранному языку младших школьников.

Цель исследования: создать научно-обоснованную систему компьютерных средств, необходимых для сопровождения процесса обучения младших школьников английскому языку, разработать технологию их применения и проверить её эффективность в ходе экспериментального обучения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Вскрыть особенности, параметры, компоненты информационно-образовательной среды начального общего образования.

  2. Конкретизировать интегративные характеристики цели обучения ИЯ в младшей школе, определив взаимные зависимости элементарной коммуникативной компетенции и ИКТ-грамотности.

  3. Определить сущность компьютерного сопровождения как компонента информационно-образовательной иноязычной среды.

  4. На научной основе осуществить отбор и организацию компьютерных образовательных программ, обеспечивающих сопровождение процесса обучения английскому языку младших школьников.

  5. Сформировать систему принципов, методов и приемов компьютерного сопровождения процесса обучения английскому языку в начальной школе.

  6. Доказать в процессе экспериментальной проверки эффективность технологии компьютерного сопровождения процесса обучения ИЯ в начальной школе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обучение младших школьников английскому языку будет более эффективным, если будет разработана технология компьютерного сопровождения данного процесса, научный и целесообразный характер которой будет обеспечен при условии:

  • выявления особенностей информационно-образовательной среды начального общего образования, задающей параметры информационно-образовательной иноязычной среды начального общего образования, в которую погружается обучающийся при овладении ИЯ;

  • доказана нерасторжимая связь коммуникативно и информационно ориентированных целей подготовки младших школьников;

  • создана номенклатура компьютерных образовательных программ, отобранных и организованных в строгом соответствии с научно обоснованной процедурой;

  • создана подтвержденная опытным путем система принципов, методов и приемов компьютерного сопровождения, обеспечивающих решение приоритетных задач обучения ИЯ в начальной школе.

Методологические основы исследования составляют теоретические положения системно-структурного (И.Л. Бим), личностно-деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), коммуникативно-когнитивного (И.Л. Бим, А.В. Щепилова, Дж. Ричарде, Дж. С. Свэн, Э. Холлидей и др.) и компетентностного (Н.И. Алмазова, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.Г. Тарева, А.В. Хуторской, N. Chomsky , S. Savignon, Common European Framework of Reference for Languages) подходов в обучении иностранным языкам, теория иноязычного образования Е.И. Пассова в приложении к начальной школе (З.Н. Никитенко), теория учебной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.), концептуальные основы информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам и русскому языку как иностранному (Н.М. Балыхина, Р.Г. Пиотровский, Е.С. Полат, Р.К. Потапова, М.Г. Евдокимова, Л.П. Халяпина, M. Adnanes,W. M. Ronning, J. Dellit, D. McRea. T. Rank. C. Warren.T. Millum, J. H. Underwood).

Теоретическую основу исследования составляют основные положения теории организации и интенсификации учебной деятельности младших школьников при овладении ИЯ (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова, О.В. Даниленко, Н.А. Горлова, В.Н. Карташова, Н.В. Кузовлев, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Г.И. Панарина, Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова и др.), ведущие идеи компьютерной лингводидактики (М.А. Бовтенко, М.Ю. Бухаркина, Т.В. Васильева, К.Р. Пиотровская, Е.С. Полат), концепции разнонаправленного применения компьютерных средств в обучении ИЯ (М.Ю. Бухаркина, А.С. Елизаров, Е.С. Полат, И.А. Смольянникова, П.В. Сысоев, В.В. Трофимова, Л.П. Халяпина), теории образовательной среды (Ю. Кулюткин, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков), информационно-образовательной среды (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, И.Б. Котовая, В.А. Петровский, В.В. Сериков).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования.

- методы теоретического познания: анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингвистике, психолингвистике; анализ и синтез теоретического и эмпирического материала; анализ компьютерных средств обучения; анализ передового педагогического опыта; моделирование;

- методы эмпирического познания: анализ учебников и учебных пособий, программ, стандартов по иностранным языкам; опрос, беседы, интервью с учителями и учениками; наблюдение за деятельностью учеников и учителей, самонаблюдение; метод экспертных оценок; анкетирование; тестирование; опытное обучение; методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • впервые предложено описание информационно-образовательной иноязычной среды в приложении к особому контексту обучения – иноязычному образованию в начальной школе;

  • впервые применительно к начальной школе доказано интегративное единство целевых векторов, связанных, с одной стороны, с обучением иностранному языку (коммуникационный вектор), с другой, с формированием ИКТ-грамотности (информационный вектор) младших школьников;

  • впервые на научной основе осуществлено описание процедуры отбора и организации средств компьютерного сопровождения процесса обучения иностранному языку младших школьников;

  • создана система компьютерного сопровождения процесса обучения английскому языку в начальной школе.

Теоретическая значимость исследования:

  • конкретизированы параметры информационно-образовательной среды начального школьного образования, что вносит вклад в исследование особенностей начального общего образования на современном этапе его развития;

  • конкретизированы целевые и содержательные параметры обучения иностранному языку младших школьников;

  • осуществлена процедура отбора и организации компьютерных образовательных программ, необходимых для сопровождения процесса обучения младших школьников английскому языку;

  • определена совокупность взаимозависимых принципов, методов и приемов компьютерного сопровождения процесса обучения иностранному языку младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке компьютерного сопровождения к УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной «English 3» по английскому языку для младших школьников, соотнесенного с логикой и концепцией данного комплекса; созданная система компьютерного сопровождения может послужить моделью для разработки аналогичных систем а) для других этапов обучения английскому языку, б) применительно к другим УМК, д) для обучения другим иностранным языкам. Материалы исследования могут быть использованы при реализации основной образовательной программы подготовки учителей иностранных языков – бакалавров как компонент модуля «Методика обучения иностранному языку» либо как курс по выбору. Результаты исследования могут быть полезны при организации и проведении курсов повышения квалификации учителей иностранных языков начальной школы.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап (2010 – 2011 гг.) изучение специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования; анализ основных направлений использования средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших классов общеобразовательной школы;

2 этап (2011–2012 гг.) Рассмотрение особенностей информационно-образовательной иноязычной среды начального общего образования и определение ее роли в обучения младших школьников английскому языку при помощи ИКТ. Определение интегративной сущности обучения иностранному языку младших школьников и выявление компьютерного сопровождения как условия эффективности информационно-образовательной иноязычной среды.

3 этап (2012–2013 гг.) Определение критериев отбора компьютерных программ, осуществление данного отбора, определение принципов, методов и приемов обучения иностранному языку младших школьников посредством погружения их в информационно-образовательную иноязычную среду начального общего образования. Организация и проведение экспериментальной проверки эффективности технологии компьютерного сопровождения.

Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на третьей Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в языковом образовании: обучениеиноязычному общению в различных типах учебных заведений в контексте компетентностного подхода" (г. Иркутск, ИГЛУ, 2011 г.), V международной научно-методической конференции «Информационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации» (г. Москва, МГУ 2012 г.), на VI и VII научной сессии ИИЯ МГПУ (г. Москва, 2012, 2013 гг.), на международной научно-практической конференции «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации» памяти академика РАО И.Л. Бим (г. Москва, 2013).

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивалась опорой на достижения психолого-педагогической науки, теории и методики обучения иностранному языку, информатизации учебно-воспитательного процесса в школе; совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемы; согласованностью полученных выводов с основными положениями современной концепции информатизации образования, а также результатами педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Успешность и эффективность обучения младших школьников иностранному языку определяется качеством информационно-образовательной иноязычной среды, представляющей собой целостную, открытую, достоверную, доступную, полифункциональную, интерактивную систему, которая а) отражает в себе совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, соответствующего требованиям времени, б) характеризуется параметрами целесообразности, полисубъектности, личностной и возрастной обусловленности, направленности на самостоятельность обучающихся, в) соответствуя принципам обучения, способна повысить эффективность обучения младших школьников иностранному языку, г) имеет комплексную (модульно организованную) структуру, обусловленную целями обучения иностранному языку в начальной школе.

  2. Информационно-образовательная иноязычная среда обеспечивает условия для интеграции в едином пространстве целевых ориентиров, связанных с формированием у младших школьников, с одной стороны, элементарной коммуникативной компетенции, с другой, ИКТ-грамотности, которая обеспечивает элементарный уровень оперирования информацией при помощи информационно-коммуникационных технологий.

  3. Компьютерное сопровождение, под которым понимается процесс использования самим обучающимся компьютерных средств, сопутствующий его самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком, является интегральным компонентом информационно-образовательной иноязычной среды. Обеспечивая повышение мотивации, а также эффективности процесса обучения, компьютерное сопровождение нацелено на формирование компонентов элементарной коммуникативной компетенции

  4. Успешность компьютерного сопровождения зависит, с одной стороны, от сформированности у младших школьников совокупности знаний (о роли компьютера в овладении ИЯ, культурой страны изучаемого языка, о компьютерных программах как средствах обучения ИЯ и т.д.), навыков (работы с иноязычной информацией при помощи компьютера; навыки работы с аудио-, видеоматериалом и т.д.), умений (выбора нужной компьютерной программы из предложенных; умения анализа компьютерной программы с точки зрения ее направленности и т.д.) и положительного отношения, с другой, от качества отбора компьютерных образовательных программ. Отбор основывается на актуализации совокупности принципов (соответствие содержанию начального общего образования; обеспечение формирования компонентов элементарной коммуникативной компетенции, соответствие интересам младших школьников, соответствие требованиям к компьютерным средствам обучения. Отобранные компьютерные образовательные программы (всего 22) группируются и выстраиваются в соответствии с концепцией используемого УМК по иностранному языку. Обучающиеся являются активными субъектами процесса выбора и использования компьютерных образовательных программ.

  5. Эффективность использования компьютерного сопровождения на уроках иностранного языка зависит от общедидактических и методических принципов, а также от частных принципов сопровождения, субъектной направленности, избыточности. Принципы обусловливают группы методов («показ  ознакомление», «показ  объяснение», «ознакомление  размышление», «ознакомление / организация собственного поиска  размышление», «организация тренировки  тренировка», «организация применения  применение»), и соответствующих им приемов (беседа, прием «сказка», «проблемная история», прием аудиовизуальной или визуальной наглядности, приемом творческого задания, прием объяснение, прием алгоритмизации, прием опоры) компьютерного сопровождения.

Цель и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрывается цель, определены объект, предмет, задачи, методологические основы и методы исследования, формы апробации результатов исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначены положения, выносимые на защиту.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрывается цель, определены объект, предмет, задачи, методологические основы и методы исследования, формы апробации результатов исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначены положения, выносимые на защиту.

В первой главе определена информационно-образовательная среда, выявлены ее особенности, а также характеристики информационно-образовательной иноязычной среды, характеризующейся двунаправленностью цели: на формирование элементарной коммуникативной компетенции и ИКТ-грамотности. Выявлены виды и типы компьютерных программ отвечающих специфике предмета ИЯ, условиям использования, интересам младших школьников.

Во второй главе представлены этапы и принципы отбора компьютерных программ, произведен качественный отбор и классификация соответствующих требованиям программ, дано описание всех отобранных программ и осуществлено соотнесении их с материалом УМК, а также произведен анализ трудоемкости данных программ. Определены принципы, методы и приемы работы с компьютерными программами, создана система упражнений работы с данными программами, а также разработана структура используемой образовательной технологии. Произведена проверка эффективности разработанной технологии на практике.

В заключении приведены результаты проведенного диссертационного исследования, даны ответы на поставленные во введении вопросы, перечислены результаты теоретической и практической частей работы, представлены варианты развития исследуемой проблематики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск