Скачать 45.38 Kb.
|
Учитель: Демиденко В,М. Тема урока. Словоизменение имен существительных. Цель урока. Создание условий для развития у учащихся умения изменять имена существительные по числам и падежам, ставить существительные в разные падежные формы. Оборудование:, компьютер, проектор, экран, листы с текстом, конверты с кружками для обозначения цветом своего настроения. . Ход урока
Кк ок кл корзина
Корзина, в корзине, корзинка, корзинный, с корзиной, из корзин, в корзину, корзиночка.
Прием «Дерево предсказаний» Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Учитель просит учащихся, работающих в группах озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
1. Прием «Инсерт» Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. Изменение имен существительных Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию.
2. Первичное закрепление. Упра. 119. а) Чтение отрывка из басни. б) Дописывание окончаний карандашом в учебнике. в) Выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Определение падежей. 3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Упр. 120 выполняется в группах по вариантам: I вариант склоняет слово «кот», а II вариант – слово «сосна». 4. Повторение пройденного. Упр. 122
Составление кластера Изменение имен существительных число падеж ед. ч. мн. ч. им. п. р. п. д. п. в. п. т. п. п. п.
Выставление оценок.
|