Скачать 110.08 Kb.
|
Технология интегрированных уроков Титова Татьяна Николаевна (TNT1381@yandex.ru) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области (МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г. Буя) Аннотация Развитие ИКТ в современном обществе, их широчайшее распространение привело к необходимости использования этих технологий в учебном процессе. Современный учитель должен обладать «компьютерным профессионализмом» — знаниями, умениями и навыками, позволяющими использовать все возможности, которые могут предоставить ему, как профессионалу, компьютерные технологии. Материал данной статьи — это наши промежуточные итоги работы по интегрированной технологии, интеграция предмета математики с информатикой. В прошлом учебном году учитель математики Титова Т.Н. и учитель информатики Любимова Т.Л. осваивали технологию интегрированных уроков. Цель: Повышение качества образования через внедрение интегрированной технологии в учебный процесс Задачи:
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой — высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид: 1. Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин. Межпредметная интеграция (2 предмета). Нам представилась возможность интеграции по ряду тем математики, информатики в 9 классе. Мы провели уроки алгебры+информатики в 9а классе по следующим темам: «Арифметическая прогрессия» и «Свойства и графики квадратичной функции». Урок вели два учителя. На уроке «Свойства и графики квадратичной функции» использовались сведения из истории математики об ученых. Исторический материал представлен проектом ученика 9а класса в программе FrontPage, который содержит информацию об ученых, посвятивших свои труды функции. Материал урока позволяет учащимся проверить знания по теме урока при выполнении теста на соответствие графика и формулы, а также электронного теста на свойства квадратичной функции. Применить знания по информатике учащиеся смогли при решении алгебраических текстовых задач на построение графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц. Практическая работа по информатике содержит два блока контроля — умение использовать компьютер для построения графиков и составлять формулу построенного графика. Презентация к уроку позволяет наглядно представить материал, применение на уроке ИКТ — делает урок интересным, проект ученика позволяет через исторический материал расширить кругозор учащихся, познакомить с русскими учеными, работавшими в области функций. Домашнее задание на урок носило творческий характер — построение различных рисунков, работа достаточно сложная и кропотливая, так как ученику надо было построить до восьми графиков квадратичной функции, формулы которых содержали дробные коэффициенты и оставить часть графика на указанном отрезке. Применяемые формы работы на уроке нацелены:
По итогам урока учащиеся получили по три оценки (две по алгебре и одну по информатике) Урок результативен: по итогам рефлексии отзывы всех учащихся были положительные. Конспект урока расположены по адресу http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/School_13/DocLib8/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2fBuy%2fSchool%5f13%2fDocLib8%2f%d0%98%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b8%2f%d0%93%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%ba%20%d0%b8%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%ba%d0%b2%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b8%2e%20%d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%20%d0%a2%2e%d0%9d%2e%20%d0%a2%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%d0%b8%20%d0%a2%2e%d0%9b%2e%20%d0%9b%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%b0&FolderCTID=&View=%7bABFC5B48%2dF5D6%2d4F0F%2dAD0C%2d1188154C0629%7d http://muik.buy.kosnet.ru/modules/files/showfile228.html Урок «Арифметическая прогрессия» с использованием сведений из истории и архитектуры. Исторический материал, сведения из занимательной математики способствуют углублению знаний в области математики, истории — семь чудес света, числа Фидия, последовательность Фибоначчи. Материал урока позволяет учащимся проверить знания по теме «Арифметическая прогрессия» и применить знания по информатике для решения алгебраических задач. Презентация к уроку позволяет увидеть знаменитые семь чудес света, применение на уроке ИКТ — выполнение электронного теста делает урок интересным, исторический материал расширяет кругозор учащихся, домашнее задание творческого характера способствует углублению знаний, применению цифровых образовательных ресурсов. Применяемые формы работы на уроке нацелены:
Практическая значимость проведенных уроков велика как для учащихся — применение знаний нескольких предметов, так и для учителя — это практика применения современных технологий. Конспект урока расположены по адресу http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/School_13/DocLib8/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2fBuy%2fSchool%5f13%2fDocLib8%2f%d0%98%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b8%2f%d0%90%d1%80%d0%b8%d1%84%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b8%d1%87%d0b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b8%d1%8f%2e%20%d0%90%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%20%d0%a2%2e%d0%9d%2e%20%d0%a2%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%d0%b8%20%d0%a2%2e%d0%9b%2e%20%d0%9b%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%b0&FolderCTID=&View=%7bABFC5B48%2dF5D6%2d4F0F%2dAD0C%2d1188154C0629%7d http://muik.buy.kosnet.ru/modules/files/showfile212.html 2. Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Внутрипредметная интеграция. После совместного проведения уроков с Татьяной Леонидовной я пробовала сама провести интегрированные уроки. Занятие спецкурса в 10 классе «Построение графика дробно-линейной функции с модулем». Интеграция с ИКТ, но для урока с ИКТ на современном этапе недостаточно только сопровождение мультимедийной презентацией, необходимо использование компьютера учащимися. На занятии учащиеся использовали компьютер для проверки знаний — электронный тест. Применение Документ-камеры позволило наглядно увидеть ученику свои ошибки, допущенные при построении довольно сложных графиков функций. Проведение рефлексии с применением интерактивной доски было для учащихся интересно, а для учителя наглядно — достиг ли урок поставленной цели. Применяемые формы работы нацелены:
Конспект урока расположен по адресу: http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/School_13/DocLib8/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2fBuy%2fSchool%5f13%2fDocLib8%2f%d0%9c%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0%2f%d0%97%d0%b0%d0%bd%d1%8f%d1%82%d0%b8%d0%b5%20%d1%8d%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81%d0%b0%20%d0%b2%2010%20%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b5%5f%d0%9f%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%20%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%bd%d0%be%2d%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b8%20%d1%81%20%d0%bc%d0%be%d0%b4%d1%83%d0%bb%d0%b5%d0%bc%5f%d0%a2%2e%d0%9d%2e%20%d0%a2%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0&FolderCTID=&View=%7bABFC5B48%2dF5D6%2d4F0F%2dAD0C%2d1188154C0629%7d http://muik.buy.kosnet.ru/modules/files/showfile229.html 3. Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. Межсистемная интеграция (более 2-х предметов): урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-поход, и т.п. В марте прошлого учебного года мною проведен урок-путешествие «Математическое путешествие по Волге», алгебра+география. При подготовке к уроку экскурсоводы подготовили сообщения о городах, расположенных на Волге, но не только достопримечательности этих городов, но об ученых-математиках, которые работали, жили, учились в городах — с целью знакомства с историей математики. Подготовленная презентация помогла сделать путешествие более красочным и наглядным. Урок позволяет систематизировать знания учащихся по алгебре, совместить материал по математике с историей и географией. Значимость урока в том, что учащиеся знакомятся с учеными математиками, жившими в городах, о которых идет речь. Это очень важно, так как школьники недостаточно знают историю математики, в учебниках есть портреты, в основном, древних математиков, а о математиках городов Поволжья, сделавших огромный вклад в развитие науки, они слышали впервые. Сообщения экскурсоводов слушали учащиеся с интересом, их рассказ сопровождался показом слайдом, содержание которых отражало тот город, о котором шла речь. Подготовленная презентация позволяет проверить знания учащихся по уравнениям с помощью самостоятельной работы. Проверка самостоятельной работы проводилась путем составления слова из букв, соответствующих полученному корню уравнения. Такая форма была интересна учащимся. Проверка решения задачи на составление рационального уравнения осуществлялась с помощью выбора правильного ответа из четырех предложенных уравнений — это подготовка к сдаче экзамена в форме ГИА. Данные материалы могут быть использованы учителями математики, учащимися 8 класса для систематизации и расширения знаний, как по алгебре, так и по географии. Урок результативен и достиг заявленной цели: По итогам рефлексии отзывы всех учащихся были положительные Учащиеся называли имена ученых математиков, о которых прослушали рассказ. Это радует, что учащиеся приобщаются к нашей истории. Учащиеся заинтересовались и поддержали идею провести еще урок о городах, расположенных на реке Волга, так как рассмотрены на уроке крупные города до Казани. И дополнили учащиеся, что мы проплыли мимо города Чебоксары. Данный материал расположен по адресу http://muik.buy.kosnet.ru Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Типов интегрированных уроков достаточно много:
В перспективе по освоению типов интегрированных уроков у нас работы достаточно, потребуется много времени. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при наличии условий: 1. Благополучный здоровый климат в коллективе учителей, их плодотворное сотрудничество (сотрудничество с учителем информатики) на основе взаимопонимания и уважения. В нашем случае получилось сотворчество с учителем информатики 2. Поддержка учащихся. Учащиеся 11 класса в течение всех лет помогали мне, создавали учебные проекты, используя разные компьютерные программы, электронные тесты в разных оболочках. Я училась у них многому, так как в этом классе есть выпускники, идущие намного впереди в области информационных технологий. С ними мы прошли дистанционный курс, организованный в школе по модели дистанционного курса, встроенного в учебный процесс 3. Желание самого учителя к сотрудничеству. Наше желание с Татьяной Леонидовной было обоюдным и положительным. Вся совместная работа способствовала повышению нашего профессионального уровня – это одно из важных условий повышения качества образования. Литература
http://competentum.ru/articles/academic/415/
http://www.mediaeducation.ru/publ/jur-shash.htm
|