Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 313.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.02.2014
Размер313.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказания ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. И наконец, трудовая деятельность – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.

На этапе инновационных изменений в коррекционно-педагогической деятельности возникла потребность в создании комплексной программы, корректировке традиционных целей и соответственно задач трудового воспитания и обучения.

Целью комплексной программы по трудовому обучению и воспитанию является создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную подготовку учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Задачи программы:

  • создание условий для осуществления трудового обучения и предпрофильной подготовки; для развития творческой деятельности педагогического коллектива и обучающихся, воспитанников;

  • интеграция детей в социум, социальная и профессиональная адаптация;

  • коррекция нарушений психофизического развития;

  • развитие технических и технологических компетентностей в области трудового обучения учащихся;

  • развитие умения анализировать информацию, приобретение навыков практической работы и опыта решения реальных задач;

  • совершенствование трудовой и общей культуры общения и социального поведения обучающихся, воспитанников.


Основные направления программы:

  • образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование трудовых умений и навыков, развитие познавательного интереса, активизация познавательной деятельности;




  • воспитательное, направленное на социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;




  • коррекционно-развивающее, способствующее исправлению нарушений и компенсации психофизического развития;




  • оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья учащихся посредством повышения двигательной активности в процессе трудовой деятельности; применение элементов здоровьесбережения.


1

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Сроки реализации

Структура и содержание программы определяется на пять лет. В ходе реализации программы возможна корректировка в соответствии с реальными условиями.
Содержание программы

Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации: в условиях интернатного учреждения, где семья заменена школой; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности.

Трудовое и предпрофильное обучение и воспитание в образовательном учреждении организовано по следующим направлениям:
Трудовое обучение

  • Сельскохозяйственный труд – учащиеся изучают основные сельскохозяйственные культуры, агротехнику их возделывания, приобретают навыки планирования сельскохозяйственных оборотов.

  • Начальная трудовая подготовка - учащиеся приобретают элементарные технико-технологические знания и практические умения, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке; обучаются доступным видам труда: работа с бумагой и картоном, с природным материалом, с текстильным материалом, с древесиной.

  • Трудовая деятельность в процессе обучения (межпредметные связи) – при изучении других дисциплин учащимися осуществляется: приобретение организационных умений в труде, решение специальных задач, направленных на коррекцию умственной деятельности (анализ объекта, установление логических последовательностей, определение правильности действий и результатов).

  • Внеурочная трудовая деятельность – воспитанники закрепляют трудовые знания и умения, необходимые им для дальнейшей самостоятельной жизни. Знакомятся с дополнительными элементами прикладного творчества: техника бисероплетение, изонить, вышивка, вязание, соломка, папье-маше.


Предпрофильное обучение

  • Столярное дело – учащиеся приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.

  • Швейное дело – учащиеся работают на швейных машинках с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, овладевают технологией изготовления различных швейных изделий.


Обоснованность выбора направлений трудового обучения и воспитания:

Следующий этап профессиональной подготовки учащихся:

ГБОУ РХ НПО ПУ -15 с. Бея, ПУ - 6 г. Абакан, ПУ – 3 г. Абакан.

Образовательное учреждение тесно сотрудничает с данными ПУ исходя из направлений трудового обучения и воспитания в ОУ и в целях дальнейшего успешного обучения выпускников.

2

По окончании школы учащиеся в основном проживают в сельской местности, исходя из этого, возрастает необходимость организации сельскохозяйственных практических работ на школьном огороде и в школьной теплице, развития навыков и умений ухода за растениями (посадка, полив, прополка, сбор урожая). Школьная теплица функционирует в течение всего учебного года, это даёт возможность учащимся ухаживать за растениями и в зимний период; выращивать рассаду овощных культур в нужном видовом и сортовом составе и цветов для школьных цветников.

В процессе начальной трудовой подготовки учащихся, делается акцент на работу с текстильным материалом и древесиной, для дальнейшего успешного трудового обучения в школе швейному и столярному делу.
Направления внеурочной трудовой деятельности определяются исходя из профессионального творческого мастерства педагогов и дальнейшей профессиональной подготовки учащихся.
В коррекционной школе трудовое образование (обучение и воспитание) школьников приобретает поистине первостепенное значение. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.

Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:


  • формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (обучение с опорой на интерес, создание ситуации успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);




  • сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;




  • созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;




  • дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;




  • использованию методов, активизирующих учебный процесс;




  • использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;




  • неразрывному единству обучения и воспитания.


3

Актуальными и перспективными для коррекционной школы являются активные формы обучения. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

  • между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей;




  • между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;




  • между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;




  • между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Проанализировав все противоречия, мы пришли к выводу, что, обучая школьников труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития учащихся. Такую возможность предоставляют инновационные технологии: метод проектов и использование в трудовом обучении информационных компьютерных технологий.
Метод проектов
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;




  • достаточно высокой эффективностью уроков;




  • развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;




  • развитием и поддержанием интереса к предмету;




  • практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;




  • развитием коммуникативных навыков учащихся;




  • созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

4

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, он может быть использован при обучении детей с разными возможностями. Идеи проектных работ успешно находят не только учителя, но и сами учащиеся.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп учащихся с интеллектуальной недостаточностью применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалёва, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

  • школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;




  • учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);




  • учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности;




  • школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;




  • учащиеся с одновременным нарушением двух-трёх сторон трудовой деятельности.

Использование метода проектов позволяет учителю на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении, а учащимся – на практике использовать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин.

Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов.

Цель работы над такими проектами – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Классификация проектов

п/п

Параметры

Виды проектов

1

Уровень творчества

Исполнительские (репродуктивные)

Конструктивные

Творческие

2

Содержание

Монопредметные

Межпредметные

Надпредметные

(вне школьной программы)

3

Назначение

Учебные

Личные (семейные)

Общественные

Производственные



5

4

База для выполнения

Школьные

Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)

Комплексные

5

Количественный состав исполнителей

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

6

Возрастной состав исполнителей

Одновозрастные

Разновозрастные

7

Продолжительность исполнения

Мини-проекты (несколько занятий)

Четвертные, полугодовые

Годовые, многолетние

Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчётов учащихся, выставку лучших изделий.
Характеристика основных этапов учебного проектирования
Из опыта работы учителей технологии Червякова Р.В. (столярное дело)

Козловской О.Н. (сельскохозяйственный труд)

п/п

Этапы проектирования

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1

Поиско-вый

- поиск и анализ

проблемы;

- выбор темы

проекта;

- планирование

проектной

деятельности по

этапам;

- сбор, изучение,

обработка и

анализ

информации по

теме проекта.

- обсуждают

проблему с

учителем и

сверстниками;

- формируют

задачи;

- уточняют и

анализируют

информацию;

- устанавливают

цели и выбирают

план действий;

- проводят

исследования,

фиксируют

результаты (под

контролем

учителя).

- ставит перед

участниками

проблему и

организует её

обсуждение,

объясняет цели

проекта;

- наблюдает;

- консультирует.

- проблемная

беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоя -

тельная работа;

- экскурсия.


6

2

Конструк-торский

- поиск

оптимального

решения задачи

проекта;

- исследование

вариантов

конструкции с

учетом

требований

дизайна;

- выбор технологии

изготовления;

- экономическая

оценка;

- экологическая

экспертиза;

- составление

конструкторской,

технологической

документации.

- работают с

информацией;

- проводят

синтез, анализ

и оценку идей

(под

руководством

учителя);

- выполняют

графические

работы

(совместно с

учителем);

- оформляют

документацию (по алгоритму).

- организует,

активизирует и

направляет

поиск и

выработку идей;

- высказывает

предположения;

- помогает в

выборе решений;

- советует;

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует.

- беседа;

- дискуссия;

- «мозговой

штурм»;

- дизайн-

анализ;

- самостоятель-

ная работа.

3

Техноло-гический

- составление плана

практической

реализации

проекта, подбор

необходимых

инструментов,

материалов и

оборудования;

- выполнение

запланированных

технологических

операций;

- текущий контроль

качества;

- внесение при

необходимости

изменений в

конструкцию и

технологию.

- выполняют

необходимую

подготовку,

-изготавливают

изделие;

- осуществляют

- самоконтроль,

коррекцию

своей

деятельности;

- проводят

контроль

качества

обработки

деталей

изделия

(учитель

координирует

действия).

- обеспечивает

материальную

базу;

- косвенно

руководит

деятельностью

учащихся;

- организует и

координирует

процесс

изготовления;

- знакомит с

новыми приёмами

обработки

материалов;

- консультирует,

советует.

- беседа;

- показ;

- упражнение;

-самостоя -

тельная

работа;

- практическая

работа.

4

Заключи-тельный

- оценка качества

выполнения

изделия;

- анализ процесса и

результатов

выполнения

проекта;

- изучение

возможности

использования

результатов

проектирования.

- осуществляют

самоанализ и

самооценку

результатов

проектиро -

вания;

- защищают

проект;

- участвуют в

коллективном

обсуждении.

- консультирует;

- оказывает

помощь;

- организует

защиту и

обсуждение

проектов;

- слушает;

- участвует в

анализе и оценке

результатов

проекта.

- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая

ролевая игра;

- имитационно - деятельнос-

тная игра.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск