Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.02.2014
Размер67.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок информатики в 9 классе

«Алгоритм. Свойства алгоритма»

Урок объяснения нового материала. Тему «Алгоритмы» учащиеся изучают впервые.
Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма (9 класс).
Планируемые результаты урока: развитие у обучающихся представления об алгоритме. Усвоение понятий: свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма.
Личностная значимость изучаемого для школьника: достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.
Технология: технология развития критического мышления, технология Web 2.0.
Форма организации учебной деятельности: урок новых знаний с использованием интерактивных форм обучения (мозговой штурм, работа в группах, работа с документами Google, блоге )
Методы обучения: проблемный, аналитический, практический. Таксономическая система вопросов, заданий.
План и содержание урока: 1. Вызов. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи урока.

2. Осмысление. Формирование у обучающихся представления об алгоритме и его свойствах.

3. Первичное закрепление изученного материала.

4. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Основные понятия и термины урока: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритма.
Развитие умений учащихся: вести познавательную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, работать с понятиями, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное, осуществлять сетевое взаимодействие.
Приемы деятельности учителя: организация мозгового штурма, стимулирование интереса; организация групповой работы, обсуждения и оценки своей деятельности; развитие логического, алгоритмического и критического мышления; развитие навыков практического использования изучаемых понятий, организация работы с документами Google и блоге.

Организация деятельности учащихся: поиск информации, участие в беседе, работа в группе, работа с документами Google, применение изучаемых понятий в практической деятельности.
Задание на закрепление изученного: устный опрос, составление алгоритма, анализ предложенного алгоритма.
Источники информации: объяснение учителя, наглядный дидактический материал, практическая работа.
Домашнее задание: придумать систему команд исполнителя и составить алгоритм решения задачи: Есть песочные часы на 3 минуты и 8 минут. Для приготовления эликсира бессмертия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать?

Ход урока


  1. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучать одну из самых важных тем школьного курса информатики – «Алгоритмы и исполнители»


  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Давайте вспомним, что вы знаете об алгоритмах, где встречались с этим словом – на уроках, в быту? (алгоритм решения уравнения, алгоритм нахождения НОД, алгоритм фонетического разбора слова и т.п.)
Как вы понимаете этот термин? Алгоритм – это … (возможные ответы учащихся: последовательность действий, план, порядок действий, способ решения и т.п. с записью этих ответов на доске). Итак, термин не является для вас новым, но единого мнения о том, что это такое нет. Значит, цель нашего урока…
узнать, что такое алгоритм, его свойства и применение.
Каждый из нас ежедневно решает задачи различной сложности: как быстрее добраться в школу или на работу; в каком порядке выполнять дела на текущий день, и т.д. Некоторые задачи настолько сложны, что требуют размышлений (иногда решение так и не удается найти), другие задачи мы решаем автоматически, т.к. выполняем их ежедневно (выключить звенящий будильник, сделать звонок по телефону, открыть ключом дверь). Но в любом случае решение каждой задачи можно подразделить на отдельные этапы, т.е. составить последовательность, план, порядок


  1. Объяснение нового материала

Давайте посмотрим, как определяется понятие алгоритма в энциклопедии «Википедия». Садитесь к компьютерам, запускаем IE.
Работаем в следующем порядке (по алгоритму, который демонстрируется на доске):

  1. Ввести в строку адреса окна браузера адрес http://ru.wikipedia.org/.

  2. На странице сайта вести в окно поиска (слева) слово «алгоритм».

  3. Нажать кнопку «перейти».

  4. Найти раздел «Определения алгоритма»

  5. Прочитать определения.


- Есть ли в определениях, данных в энциклопедии ваши варианты ответов? (подчеркнуть на доске)
- Обратите внимание на предложение «Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет». Поэтому в информатике используется не определение, а подробное описание понятия алгоритма, раскрывающее его сущность. Но в каждом описании понятия, так или иначе, употребляется последовательность действий, направленная на решение задачи.
Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя. Алгоритм описывается в командах исполнителя, который этот алгоритм будет выполнять. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют так называемую среду исполнителя. Важной характеристикой исполнителя является система команд – совокупность всех команд, которые исполнитель понимает и знает как их выполнить. От нее зависит степень детализации алгоритма. (пример на слайде «Приготовить чай»)
Любую ли последовательность (порядок, план) можно назвать алгоритмом? Ответ на этот вопрос вы получите самостоятельно, работая в группах. Рассмотрим на примерах, которые вы получите в документах, какими свойствами должны обладать алгоритмы?
Класс разбивается на 4 группы (группа получает доступ к документу с заданием). Каждой группе дается задание и 3 минуты времени:

  1. Прочитать последовательность действий.

  2. Определить для какого исполнителя она составлена.

  3. Выполнить эту последовательность действий, получить результат.

  4. В случае затруднения сформулировать, почему не удается достичь результата.

  5. Подготовить ответ.


Давайте посмотрим, что получилось у каждой из групп. (демонстрируется задание на доске – заслушивается ответ группы)
Пример 1. «Решение квадратного уравнения»
Какой результат будет получен при D < 0? (никакой) Почему? (не предусмотрена возможность решения при D < 0). Такую последовательность нельзя назвать алгоритмом, потому что при точном исполнении команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, и при этом должен быть получен ответ на вопрос задачи (в том числе сообщение о том, что решения не существует).

Это свойство алгоритма называется РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Запишем в тетрадь:

Свойства алгоритмов:

  1. Результативность (конечность).


Пример 2. «Измерение внутренней диагонали параллелепипеда»
Как группа выполнила упражнение?

алгоpитм должен пpедставлять собой пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов). Это свойство алгоритма называется дискретностью (записать в тетрадь 2. Дискретность).
Пример 3. «Рисование»
Какой получился результат у группы? А у меня вот такой (показать). Какой еще можно получить результат? (можно получить поляну в цветах, юношу с цветами, девушку с цветами). Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно. То есть запись алгоритма должна быть настолько четкой и полной, чтобы у исполнителя не возникало потребности в принятии самостоятельных решений, не предусмотренных составителем алгоритма. В этой последовательности действий нарушено свойство алгоритма – точность. (записываем в тетрадь 3. Точность).
Пример 4. «Измерение длины отрезка»
Справилась группа со своим заданием? Почему невозможно выполнить алгоритм? (действия 2 и 3 непонятны). Команды алгоритма должны быть понятны исполнителю – входить в его систему команд. Нарушено свойство алгоритма – понятность. (записать в тетрадь 4. Понятность)
И, наконец, алгоритм должен находить решение любой задачи из «своего» класса. Например, «Нахождение суммы двух чисел», но не «Нахождение суммы чисел 35 и 76» (пример на слайде). Записываем в тетрадь 5. Массовость.
Итак, дадим уточненное понятие алгоритма, которое и запишем в тетради. Алгоритм – это конечная система команд, сформулированная на языке исполнителя, которая определяет процесс перехода от исходных данных к конечному результату и которая обладает свойствами дискретности, понятности, результативности, точности, массовости.



  1. Первичное закрепление


Теперь, зная, что такое алгоритм, его свойства, выполните индивидуально задание. Составьте устно алгоритм перехода через улицу на переходе, не оборудованном светофором.

(варианты ответов детей. Если дают похожий вариант, то рассмотреть ситуацию, потом предложить алгоритм).
Рассмотрим такой вариант: «Посмотри налево. Если машины нет – дойди до середины улицы. Если есть – подожди, пока проедет». Представьте себе ситуацию: машина слева есть, но она не едет – у нее меняют колесо. Какие возможны варианты действий?

Ваши действия, если вы исполнитель алгоритма?

  1. Если вы думаете, что надо ждать, то вы поняли этот алгоритм.

  2. Если же вы решили, что улицу переходить можно, считая алгоритм подправленным ввиду непредвиденных (по вашему мнению!) обстоятельств, то еще раз обратите внимание на то, что…

Алгоритм всегда рассчитан на выполнение «не размышляющего» исполнителя.

Такое исполнение алгоритма называется формальным. Именно так исполняет алгоритм компьютер. Ведь программа, по которой работает компьютер это и есть алгоритм, записанный на машинном языке.
Проанализируйте план решения задачи «Проведение перпендикуляра к прямой в заданной точке?». Является ли данная последовательность алгоритмом? (нет, т.к. промежуточные результаты разные)

Исправьте данную последовательность действий таким образом, чтобы она стала алгоритмом.


  1. Подведение итогов урока.

  2. Задание на дом.


Получить документ «Домашнее задание» в блоге и, в комментариях к сообщению, представить варианты ответа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск