Скачать 129.46 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа г. Буй Костромской области
Рабочая программа учебного курса «Информатика» для 6 классов на базовом уровне Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшей категории г. Буй 2012 - 2013 учебный год Пояснительная записка Тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в 6 классах составлено на основе базисного учебного плана с учетом регионального компонента, школьного компонента государственного Стандарта среднего общего образования по информатике и информационным технологиям, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ», составленной на основе регионального компонента государственного стандарта полного общего образования (утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312) и программы (автор Л.Босова.), рекомендованной Министерством образования РФ. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 6 классах ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Босова Л.Л.. Информатика 6. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2007; Босова Л.Л.. Информатика 6. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2007; Босова Л.Л. Уроки информатика в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2008. Программа курса рассчитана на 34 часа в год , т.е 1 час в неделю с делением класса на две группы и предлагает следующий подход к изложению учебного материала: 6 класс: (линейное изучение теоретического материала)- компьютер и информация - человек и информация - алгоритмы и исполнители, и параллельно практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков на основе текстового процессора Word, графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint. Практические задания выполняются на базе современных компьютеров с установленной операционной системой Windows XP и интегрированным офисным приложением Microsoft Office. В поурочном планировании курса указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках и параграфы учебников. Количество контрольных работ
Количество практических работ
Тематическое планирование учебного материала по курсу «Информатика и ИКТ» в 6 классах по УМК Л.Л. Босовой № Тема урока Цель урока Основные понятия Количество часов Параграф учебника, домашнее задание РТ Компьютерный практикум Программное обеспечение теория практика I четверть Глава1. «Компьютер и информация» - 11ч. Цель. Дать представление о компьютере, файлах и папках. Рассмотреть как информация представляется в компьютере. Расширить представление о двоичном кодировании цифровой информации, переводе в двоичный код и обратно. Изучить тексты, изображения в памяти компьютера, единицы измерения информации. 1 Введение. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. актуализировать знания учащихся, полученные в 5 классе; повторить правила техники безопасности и гигиены при работе на компьютере Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, данные, информатика, компьютер 0,8 0,2 § 1.1 РТ №1,2 – стр. 3 Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Клавиатурный тренажер 2 Файлы и папки. дать учащимся общие представления о файловой системе; познакомить с основными операциями с файлами и папками Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами (модификация, копирование, удаление, перемещение), окно Мой компьютер 0,8 0,2 § 1.2 РТ №6 – стр.5; №7 – стр.6 Практическая работа № 1 3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления дать представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процессором Word Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления 0,8 0,2 § 1.3 (введение) РТ №12, 14 – стр. 10, №15 (задание не является обязательным), №16 – стр. 11 Практическая работа № 2 (задание 1) Текстовый процессор MS Word 4 Двоичное кодирование числовой информации. расширить представления школьников о позиционных системах счисления; сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел; закрепить навыки создания текстовых документов Двоичная система счисления, двоичное кодирование 0,8 0,2 § 1.3 (1) РТ №17, 18 – стр. 12 Практическая работа № 2 (задание 2) Текстовый процессор MS Word 5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления; расширить представление о возможностях приложения Калькулятор Двоичная система счисления, двоичное кодирование 0,8 0,2 § 1.3 (1) РТ №21 – стр. 14-15 Работа с приложением Калькулятор Калькулятор 6 Тексты в памяти компьютера. дать представление о двоичном кодировании текстовой информации; расширить представления о возможностях форматирования документов в текстовом процессоре Word Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись 0,8 0,2 § 1.3 (2) РТ №25 – стр. 19, №26 – стр. 20, №29 – стр. 23, №30 – стр. 23 Практическая работа № 3 (задание 1) Текстовый процессор MS Word 7 Контрольная работа№1. Кодирование текстовой информации. проверить представление о двоичном кодировании в виде контрольной работы. показать различные варианты кодирования букв русского алфавита; закрепить навыки форматирования документов в текстовом процессоре Word Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись 0,8 0,2 § 1.3 (2) РТ №№32-35 – стр. 25-28 Практическая работа № 3 (задание 2) Текстовый процессор MS Word 8 Создание документов в текстовом процессоре Word. систематизировать и обобщить изученный материал; проверить уровень сформированности навыков создания текстовых документов Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа (ввод, редактирование, форматирование) 1 Практические работы №№ 1-3 Практическая контрольная работа Текстовый процессор MS Word II четверть 9 Растровое кодирование графических объектов актуализировать основной материал по двоичному кодированию, изученный в I четверти; познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде Графический объект, пиксель, растровое кодирование 0,8 0,2 § 1.3 (3) РТ №37, 39, №38 (задание не является обязательным для выполнения) – стр. 29-32 Графический редактор Paint 10 Векторное кодирование графических объектов. познакомить учащихся с идеей векторного способа представления изображений в цифровом виде; сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью нумерованных списков Векторное кодирование, нумерованный список 0,8 0,2 § 1.3 (3) РТ №40, №41 (это задание не является обязательным для выполнения) – стр. 32-35 Практическая работа 3-4 Текстовый процессор MS Word 11 Единицы измерения информации. обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера; дать представление о единицах измерения информации; сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список 0,8 0,2 § 1.4 РТ №43,44 – стр. 38 Практическая работа № 5 Текстовый процессор MS Word Глава2. «Человек и информация» - 12ч. Цель Ввести понятие информация и знания, рассмотреть чувственное познание окружающего мира, мышление, понятие. Познакомить учащихся как образуются понятия, содержание и объём понятия, отношения между понятиями. Дать определение понятия. Рассмотреть что такое классификация, суждение как форма мышления, умозаключение как форма мышления. 12 Контрольная работа №2. Информация и знания. проверить качество усвоения учебного материала по теме «Компьютер и информация»; расширить представления учащихся об информации; сформировать представления о возможностях представления информации в табличной форме в текстовом процессоре Word Информация, информативность, знание, факт, правило 0,8 0,2 § 2.1 РТ №№1-6 – стр. 39-41 Практическая работа № 6 (задания 1-2) Текстовый процессор MS Word 13 Чувственное познание окружающего мира. актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира; сформировать навыки структурирования информации с помощью таблиц Ощущение, восприятие, представление 0,8 0,2 § 2.2 РТ №7 – стр. 41 Практическая работа № 6 (задания 3-4) Текстовый процессор MS Word 14 Понятие как форма мышления. познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления; сформировать представления о понятии как одной из форм мышления Логика, объект, признак, понятие 0,8 0,2 § 2.3 (введение) РТ №9, №10 – стр. 43-44 Практическая работа № 7 Текстовый процессор MS Word 15 Как образуются понятия. дать учащимся представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении; познакомить с возможностями визуализации числовых данных средствами текстового процессора Word Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение 0,8 0,2 § 2.3 (стр.38-40) РТ №11 – стр.45, №17 – стр. 48 Практическая работа № 8 (задания 1-2) Текстовый процессор MS Word 16 Структурирование и визуализация информации. закрепить представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; проверить навыки структурирования текстовой и визуализации числовой информации в текстовом процессоре Word Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление 0,8 0,2 Практические работы №№ 4-8 Практическая контрольная работа Текстовый процессор MS Word III четверть 17 Содержание и объем понятия. сформировать у учащихся представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях; актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие 0,8 0,2 § 2.3 (2) РТ №21, №22 – стр. 50-51 Практическая работа № 8 (задание 3) Текстовый процессор MS Word 18 Отношения тождества, пересечения и подчинения. сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить с отношениями тождества, пересечения и подчинения; отработать навыки построения круговых диаграмм Отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения 0,8 0,2 § 2.3 (3) РТ №23 – стр.52, №27 – стр. 59-60 Практическая работа № 8 (задания 4-5) Текстовый процессор MS Word 19 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. закрепить представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности; актуализировать знания о графических возможностях компьютера; сформировать представления о приемах эффективного построения графических изображений Отношение соподчинения, отношение противоречия, отношение противоположности 0,8 0,2 § 2.3 (3) РТ №26 – стр.57, 58, №31 – стр. 64 Практическая работа № 9 (задания 1-2) Текстовый процессор MS Word 20 Определение понятия познакомить учащихся с одним из приемов построения определений; углубить представления о возможностях редактирования графических изображений Понятие, определение понятия 0,8 0,2 § 2.3 (4) РТ -№32–стр.64-65 Практическая работа № 9 (задания 3-7) Графический редактор Paint 21 Классификация углубить представления учащихся о классификации понятий; познакомит учащихся с естественной и вспомогательной классификацией; закрепить приемы эффективного построения изображений в графической редакторе Paint Классификация, основание классификации, естественная классификация, вспомогательная классификация 0,8 0,2 § 2.3 (5) РТ №29 – стр. 62 Практическая работа №10 Графический редактор Paint 22 Суждение как форма мышления дать учащимся общее представление о суждении как форме мышления; познакомить с возможностями текстового процессора Word по созданию графических изображений Суждение, простое суждение, сложное суждение, необходимое условие, достаточное условие 0,8 0,2 § 2.4 РТ №№34-35 – стр. 67-72 Практическая работа №11 (задания 1-3) Текстовый процессор MS Word 23 Умозаключение как форма мышления дать учащимся представление об умозаключении как форме мышления; сформировать навыки создания графических изображений средствами текстового процессора Word Умозаключение 0,8 0,2 § 2.5 РТ №36-38 – стр. 73-74 (задание 38 не является обязательным), подготовка к практической работе №11 Практическая работа №11 (задания 4-6) Текстовый процессор MS Word Глава 3. «Алгоритмы и исполнители» - 11ч. Цель. Ввести понятие, что такое алгоритм и систематизировать представления об исполнителях. Сформировать представление об исполнителях вокруг нас. Рассмотреть формы записи алгоритмов, типы алгоритмов, линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями. 24 Контрольная работа №3. Что такое алгоритм проверить качество усвоения учебного материала по теме «Человек и информация»; сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм 0,8 0,2 § 3.1 РТ №№1-3 – стр. 75-76, №6 – стр. 78 Практическая работа №12 Текс. проц. MS Word или граф. редактор Paint 25 Исполнители вокруг нас. систематизировать представления об исполнителях; сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов Исполнитель, система команд исполнителя 0,8 0,2 § 3.2, § 3.3 РТ №№7-10 – стр. 79-80 Логическая игра Логическая игра 26 Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов; проверить навыки учащихся по созданию графических изображений Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема 0,8 0,2 Практические контрольные работы №№ 9-11 Граф. ред.Paint и текст. процессор MS Word IV четверть 27 Линейные алгоритмы развить представления учащихся об алгоритмах; сформирование представления о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки Тип алгоритма, линейный алгоритм 0,8 0,2 § 3.4(1) РТ №27 – стр. 97 Практическая работа №13 Программа PowerPoint 28 0,8 0,2 § 3.4(1) РТ №28 – стр. 97 29 Алгоритмы с ветвлениями развить представления учащихся об алгоритмах; сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка 0,8 0,2 § 3.4(2) РТ №№34-35 – стр. 102-103 Практическая работа №14 Программа PowerPoint 30 0,8 0,2 § 3.4(2) РТ №40 – стр. 108, №42 – стр. 109 31 Циклические алгоритмы развить представления учащихся об алгоритмах; сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки Тип алгоритма, циклический алгоритм 0,8 0,2 § 3.4(3) РТ №44 – стр. 110-111 Практическая работа №15 Программа PowerPoint 32 0,8 0,2 § 3.4(3) РТ №№45-46 – стр. 112-113 33 Контрольная работа№4. Систематизация информации проверить качество усвоения учебного материала по теме «Алгоритмы и исполнители»; сформировать у учащихся навыки систематизации информации на электронных носителях Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема, файл, папка 0,8 0,2 § 1.2 Практическая работа №16 34 Повторение. Компьютерный практикум: Прак. работа №17 Научить созданию слайд-шоу для демонстрации рисунков 1 25,6 8,4 Итого: 34 ч. |