Тема: «Алфавитный подход к определению количества информации» Цели урока:
образовательная: Сформировать навык решения задач, дать понятие алфавитный подход к определению количества информации.
развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке. Оборудование: компьютеры, лазерный проектор; программное обеспечение, подготовленные демонстрационные файлы, доска. Тип урока: комбинированный.
Учебники: Н.Угринович - Информатика 8
И.Семакин – Базовый курс информатики
И.Семакин – задачник том 1
И. Семакин, Т.Шеина – Преподавание базового курса информатики для средней школы (ЛБЗ Москва 2001).
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| 1
| Организационный момент
1 мин
| Учитель ждет, пока дети приготовятся к уроку.
| 2
| Сообщение темы урока
2 мин
| Алфавитный подход к определению количества информации
| 3
| Подготовка и усвоение новых знаний 36 мин
| Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. Алфавитный подход является объективным, т.е. он не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст. Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом.
Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита. Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой частотой (равновероятно), то количество информации, которое несет каждый символ, вычисляется из известной нам формулы формуле:
N=2i
где N — мощность алфавита.
Следовательно,
в 2-х символьном алфавите каждый символ «весит» 1 бит;
в 4-х символьном алфавите каждый символ несет 2 бита информации;
в 8-ми символьном — 3 бита (Iog28 = 3) и т. д.
Один символ из алфавита мощностью 256 (28) несет в тексте 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. Алфавит из 256 символов используется для представления .текстов в компьютере.
1 байт = 8 бит. Если весь текст состоит из К символов, то при алфавитном подходе размер содержащейся в нем информации равен:
I = К х i,
где i — информационный вес одного символа в используемом алфавите.
Для измерения информации используются и более крупные единицы:
1Кбайт (килобайт) = 210 байт = 1024 байта '
1 Мбайт (мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта
1 Гбайт (гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта
|
| | Пример №1
Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Дано
| Решение
| N=64
k=20
| N=2i
64=2i
26 =2i
i=6 бит I=k*i
I=20*6=120 бит
| Найти: I-?
|
| Ответ:
| 120 бит информации несет сообщение
|
Пример №2
Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти — 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.
Дано
| Решение
| Nм=32
Nп= 64
kм=80
kп=70
| Nм=2i
32=2i
25 =2i
i=5 бит I=k*i
Iм=80*5=400 бит
| Nп=2i
64=2i
26 =2i
i=6 бит I=k*i
Iп=70*6=420 бит
| Найти: Iм ? Iп
|
| Ответ:
| Объем сообщения больше у племени Пульти
|
Пример №3
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение? Дано
| Решение
| I = 1,5 Кбайта
k = 3072
| N=2i
I=k*i
I = 1,5 Кбайта=1,5*1024 байт =1,5*1024*8 бит=12288 бит
i=
| 12288 бит
| =
| 4 бита
| 3072
|
N=2i
N=24
N=16
| Найти: N-?
|
| Ответ:
| Алфавит содержит 16 символов
|
| 4
| Подведение итогов и получение домашнего задания
5 мин
| Ваше домашнее задание параграф 1.3.3 подготовиться к тестированию.
| 5
| Звенит звонок
| Дети уходят
|
|