Тема: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации Класс: 8 Цель: познакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов. Тип урока: комбинированный Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с единицами измерения количества информации, с формулой, связывающей между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации. Отработка навыка «слепой печати»;
- развивающие : логическое мышление, умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности, развитие компьютерной грамотности учащихся;
- воспитательные : пробуждение интереса к предмету, любознательность.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”;
как измерить информационный объём;
как определяется единица измерения информации бит;
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
измерять информационный объем текста;
представлять количество полученной информации в различных единицах
Оборудование: компьютеры, проектор . План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Повторение ранее изученной темы – 5 мин.
Постановка цели и задач урока – 4 мин.
Объяснение нового материала – 16 мин.
Практическая работа – 10 мин.
Итоги урока – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)
| Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1.
| Организационный момент.
|
| Настраивает обучающихся на учебную деятельность
| Воспринимает информацию, сообщаемую учителем.
| 1 мин.
| 2.
| Актуализация опорных знаний. Повторение изученного материала
|
| Организует деятельность учащихся при повторении материала. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
- Скажите, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
- Как называется цепочка из 8 нулей и единиц?
- Как перевести целые числа из десятичной системы счисления в двоичную?
- Теперь закодируем слово «Информатизация» двоичной последовательностью.
- Молодцы, справились с заданием.
| отвечают на вопросы по содержанию предыдущих уроков
(Кодирование информации). (Байт) (Числа разбить на 8-символьные цепочки)
Выполняют предложенное задание.
| 5 мин.
| 3.
| Постановка цели и задач урока.
|
Презентация
| Создает проблемную ситуацию Подводит к цели урока, к задачам
Запишите тему урока: «Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации». Слайд №1
| Исследуют проблему. Отвечают на вопросы учителя.
| 4 мин
| 4.
| Введение нового материала.
| Информация как мера уменьшения неопределённости знаний №2
Измерение количества информации. Бит, байт, производные единицы №3
| Объясняет новый материал, используя ЭОР (демонстрация).
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный. Слайд №6
Каким образом в этом случае можно найти количество информации?
Слайд №5-7
Учащиеся записывают формулы в тетради.
Рассмотрим пример.
У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.
Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита.
Контролирует деятельность учащихся.
| Отвечают на вопросы. Просматривают материал. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
| 16 мин
| 5.
| Закрепление нового материала
Решение задачи на измерение информационного объёма текста с алфавитной точки зрения. Практическая работа учащихся
|
Презентация
| Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, оценивает работу учащихся.
Создание проблемной ситуации: Как можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с помощью компьютера?
А учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объём любого сообщения, созданного подобным способом.
Цель практической работы: научиться рассчитывать количество информации.
Задача 1. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами, на каждом – по 8 полок. Ученику сообщили, что нужный учебник находится на 2-ой полке 4-го стеллажа. Какое количество информации получил ученик?
Решение.
1) Число стеллажей (случаев) – 16.
N1 = 16, N1 = 2I, 16 = 2I, 16 = 24, I1= 4 бита.
2) Число полок на каждом стеллаже (случаев) – 8, N2 = 8, N2 = 2I, 8 = 23, I2 = 3 бит.
3) I = I1 + I2, I = 4 бита + 3 бита = 7 бит.
Ответ: 7 бит.
Слайд №8-9
Работа по вариантам (приложение №3)
| Выполняют задания.
| 10 мин
| 6.
| Подведение итогов
|
| Подводит итоги
Теперь оцените сами себя.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что было трудно выполнить в ходе работы?
- С помощью какой формулы можно найти количество информации?
| Формулируют выводы
| 2 мин
| 7.
| Домашнее задание.
| Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
| Объясняет выполнение.
Читать записи в тетрадях.
Посчитать объем книги, если известно, что в ней 500 страниц и на каждой странице 2500 символов.
| Запоминают.
| 2 мин
| |