Рабочая программа по
информатике
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов за год.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 2.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебно-тематический план
-
№
| Название темы
| Количество часов
| 2
| Информационные технологии
| 16 ч
| 3
| Коммуникационные технологии
| 16 ч
| 4
| Повторение.
| 3
|
| Итого:
| 35
| Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (16ч)
Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
Практическая работа №3 «Перевод текста»
Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»
Практическая работа №5 «Редактирование звука»
Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»
Информационные технологии (10 ч)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практическая работа №7 «Растровая графика»
Практическая работа №8 «Векторная графика»
Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»
Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»
Практическая работа №11 «Разработка презентации»
Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»
Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»
Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №15 «Построение диаграмм»
Коммуникационные технологии (16 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»
Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»
Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»
Практическая работа №20 «Настройка браузера»
Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»
Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»
Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»
Практическая работа №26 «Разработка сайта»
Итоговое повторение (3 ч)
Формы и средства контроля.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 и 2010 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор/
Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:; фотоаппарат; диктофон, микрофон.
· Интернет.
· ОС Windows или Linux., пакет СБППО
Календарно-тематическое планирование
№
| Наименование
разделов и тем
| Кол-во
часов
| Календарные сроки
| Вид
занятия
| Домашнее задание
| По плану
| По факту
| I четверть
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
| Кодирование и обработка текстовой информации
|
| Инструктаж по Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах.
Практическая работа 1.1
| 1
| 04.09
|
| Комбинированный урок
| §§ 1.1.1-1.1.2
|
| Форматирование документов в текстовых редакторах.
Практическая работа 1.2
| 1
| 11.09
|
| Комбинированный урок
| § 1.1.3
|
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Практическая работа 1.3
| 1
| 18.09
|
| Комбинированный урок
| § 1.1.4
|
| Системы оптического распознавания документов.
Практическая работа 1.4
| 1
| 25.09
|
| Комбинированный урок
| § 1.1.5
| Кодирование и обработка графической информации
|
| Кодирование графической информации.
Практическая работа 1.5
| 1
| 02.10
|
| Комбинированный урок
| § 1.2.1
|
| Растровая графика.
Практическая работа 1.6
| 1
| 09.10
|
| Комбинированный урок
| § 1.2.2
|
| Векторная графика.
Практическая работа 1.7
| 1
| 16.10
|
| Комбинированный урок
| § 1.2.3
|
| Системы компьютерного черчения.
Практическая работа 1.8
| 1
| 23.10
|
| Комбинированный урок
| § 1.2.3
|
| Флэш-анимация.
Практическая работа 1.9
| 1
| 30.10
|
| Комбинированный урок
| § 1.2.3
| II четверть
|
| Кодирование звуковой информации.
Практическая работа 1.10
| 1
| 13.11
|
| Комбинированный урок
| § 1.3
|
| Компьютерные презентации.
Практическая работа 1.11
| 1
| 20.11
|
| Комбинированный урок
| § 1.4
|
| Разработка презентации в приложении Open Office Impress.
Практическая работа 1.12
| 1
| 27.11
|
| Урок-практикум
|
| Кодирование и обработка числовой информации
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Практическая работа 1.13
| 1
| 04.12
|
| Комбинированный урок
| § 1.5.1
|
| Электронные таблицы.
Практическая работа 1.14
| 1
| 11.12
|
| Комбинированный урок
| § 1.5.2
|
| Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа 1.15
| 1
| 18.12
|
| Комбинированный урок
| § 1.5.3
|
| Контрольная работа по теме «Информационные технологии»
| 1
| 25.12
|
| Контроль ЗУН
|
| III четверть
| КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
|
| Локальные компьютерные сети.
Практическая работа 2.1
| 1
| 15.01
|
| Комбинированный урок
| § 2.1
|
| Глобальная компьютерная сеть Интернет.
| 1
| 22.01
|
| Ознакомление с новым материалом
| § 2.2
|
| Подключение к Интернету.
Практическая работа 2.2
Практическая работа 2.3
| 1
| 29.01
|
| Комбинированный урок
| § 2.3
|
| Всемирная паутина.
Практическая работа 2.4
| 1
| 05.02
|
| Комбинированный урок
| § 2.4
|
| Электронная почта.
Практическая работа 2.5
| 1
| 12.02
|
| Комбинированный урок
| § 2.5
|
| Общение в Интернете в реальном времени.
Практическая работа 2.6
| 1
| 19.02
|
| Комбинированный урок
| §2.6
|
| Файловые архивы.
Практическая работа 2.7
| 1
| 26.02
|
| Комбинированный урок
| § 2.7
|
| Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете
| 1
| 05.03
|
| Ознакомление с новым материалом
| § 2.8
|
| Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа 2.8
| 1
| 12.03
|
| Комбинированный урок
| § 2.9
|
| Поиск информации в Интернете.
Практическая работа 2.9
| 1
| 19.03
|
| Комбинированный урок
| § 2.10
| IV четверть
|
| Электронная коммерция в Интернете.
Практическая работа 2.10
| 1
| 02.04
|
| Комбинированный урок
| § 2.11
|
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете
| 1
| 09.04
|
| Ознакомление с новым материалом
| § 2.12
|
| Основы языка разметки гипертекста: структура HTML-кода Web-страницы
| 1
| 16.04
|
| Комбинированный урок
| § 2.13
|
| Основы языка разметки гипертекста: шрифт, форматирование текста
| 1
| 23.04
|
| Комбинированный урок
| § 2.13
|
| Основы языка разметки гипертекста: вставка изображений
| 1
| 30.04
|
| Комбинированный урок
| § 2.13
|
| Основы языка разметки гипертекста: гиперссылки
| 1
| 07.05
|
| Комбинированный урок
| § 2.13
|
| Разработка сайта с использование Web-редактора.
Практическая работа 2.11
| 1
| 14.05
|
| Комбинированный урок
|
|
| Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»
| 1
| 21.05
|
| Контроль ЗУН
|
|
| Итоговое занятие:
| 1
| 28.05
|
| Обобщение пройденного материала за год
|
| Программа по
Информатике _11___ класс
Пояснительная записка
|