Методические рекомендации к проведению урока
«Жизнедеятельность простейших»
Вайн А.А., МОУ гимназия №93, Уфа, учитель биологии Тема урока Жизнедеятельность простейших
.
Цели образовательные:
-учащиеся должны ознакомиться с особенностями жизнедеятельности простейших,
-
закрепить знания о строении и жизнедеятельности простейших.
Задачи:
Учащиеся будут
-развивать свои умения объяснять, как происходят процессы жизнедеятельности,
-находить логическую связь между строением органоидов и выполняемыми ими функциями,
-сравнивать разные способы питания простейших,
-выполнять задания, требующие экстраполировать знания об органоидах и их функциях простейших в конкретной жизненной ситуации.
Цели развивающие: развивать информационно-коммуникационные способности.
Цели воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, проявлять терпение во время эвристической беседы.
Оборудование: компьютерная презентация «Жизнедеятельность простейших» и оборудование к ней (компьютер с подключённым проектором, пульт управления, экран), учебники, тетради, линейки, карандаши.
Приёмы деятельности учителя: постановка проблемы, эвристическая беседа, организация работы а) по тексту учебника, б) с рисунками учебника и наглядностью на экране, в) организация моделирования при построении ЛСМ.
Личностная значимость изучаемого материала: знания о паразитических простейших являются теоретической основой профилактики инфекционных заболеваний.
Гуманитарный фон: «проблема бессмертия у амёбы».
I. Ориентировочно-мотивировочный этап – Актуализация знаний о строении простейших.
Слайд №1. Титульный (для конкурса «ИТК в творчестве педагога - 2009»)
Слайд №2. Раздел: Простейшие. Актуализация изучаемого раздела.
Вопросы
| Планируемые ответы и смысловые узлы ЛСМ
| Слайд №3. Какое строение имеет амёба обыкновенная? Рисунок с анимированными стрелками
| Ученик называет части клетки амёбы, которые поэтапно выделяются стрелкой. Объясняет, почему было целесообразно использовать для подписей органоидов шрифт разного цвета.
|
II. Операционально-исполнительский этап. Изучение нового материала. Поэтапное конструирование логико-смысловой модели.
Слайд №4. Как простейшие используют органоиды в своей жизнедеятельности? Проблемный вопрос. Слайд №5. Тема урока: Жизнедеятельность простейших.
Слайд №6. Цели урока
Слайд №7. Задачи урока
Составление плана урока.
Слайд №7. Запись темы урока в тетради в центре логико-смысловой модели. Построение скелета ЛСМ.
Слайд №9. План. Заполнение К1
Слайд №10. Развёрнутый план. Обоснование названий остальных координат
| 1. Обмен веществ: питание, дыхание,
выделение. 2. Раздражимость 3. Размножение 4. Рост и развитие 5. Движение
| Слайд №11. К2 Питание
. Как простейшие питаются?
Какие можно выделить способы питания у простейших? С чем связано разнообразие способов питания? Работа с учебником (стр.38). Заполнение К2
Слайд №12 и 13. Почему эвглену зелёную рассматривают как растение и как животное?
Слайд №14. Мультипликационный фрагмент «Фагоцитоз у амёбы»
Слайд №15. Действие пищеварительных ферментов
| 1.фагоцитоз (амёба обыкновенная). 2.поглощение через мембрану (амёба дизентерийная). 3.фотосинтез (эвглена зелёная)
| Слайд №16. К3. Дыхание. Как происходит дыхание простейших? Какое значение имеет поглощение кислорода? Эвристическая беседа.
| 1.Всей поверхностью. 2.Кислород окисляет органические вещества, освобождает энергию для жизнедеятельности
| Слайд №17. К4. Выделение. Как простейшие освобождаются от вредных веществ и лишней воды? Работа с учебником
(Стр. 38)
| Сократительные вакуоли у пресноводных простейших
| Слайд №18. К5. Раздражимость.
На какие сигналы реагируют простейшие? (стр.39)
| Механические, химические (соль, органические вещества), световые сигналы
| Слайд №19. К6 Размножение.
Какими способами простейшие размножаются? Проблема бессмертия у амёбы.
Слайд №20. Рис. Размножение амёбы
| 1.Бесполое (простое деление - митоз). 2.Половое (конъюгация у инфузории)
| Слайд №21, 22. К7 Рост и развитие. Рис. Выход из цисты амёбы.
| Увеличение клетки.
Стадия цисты.
Сложные циклы развития и смены хозяев (у споровиков и трипаносомы)
| Слайд №23. К8 Движение. Каким образом простейшие передвигаются?
Какие для этого используют органоиды?
| Ложноножки, реснички, жгутики.
| Слайд №24. Слайд «Отдых для глаз» напоминает, что следует перестать смотреть на экран и в учебник. По команде учителя сделать динамическую паузу. III. Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление усвоения нового материала
Слайд №25-29. Примените свои знания для решения задач. «Виртуальные эксперименты»
| Ученики отвечают устно
| Слайд №30-32. Разгадайте кроссворд
| Ученики заполняют кроссворд письменно (ядро, оболочка, циста, глазок, хлорофилл), затем взаимопроверка
| Слайд №33. Личностная значимость. Какие меры профилактики следует принимать, чтобы не заразиться болезнью, вызываемой дизентерийной амёбой?
| Соблюдать правила гигиены, инфекция передаётся через загрязнённую воду, пищу, немытые руки.
| Слайд №34. Что мы узнали, что теперь умеем? Вывод: У простейших происходят все основные процессы жизнедеятельности, характерные для живой клетки и целостного организма. Выставление оценок.
| Знаем процессы жизнедеятельности.
Умеем логически связывать строение органоидов простейших с выполняемыми ими функциями.
| Слайд №35-36. Домашнее задание
Обязательное для всех: по учебнику изучить тему «Жизнедеятельность простейших» по параграфу 10: стр.41-46, зарисовать схему бесполого размножения эвглены рис.27 на стр.43.
Задание по выбору:
Подготовить доклад по теме «Лямблии», «Амёбная дизентерия», «Малярия», желательно с компьютерной презентацией. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки. Дополнительные рекомендации
Можно больше времени уделить рисункам, виртуальным задачам, уменьшить объём записей в тетрадь, разгадывать кроссворд устно.
В некоторых случаях целесообразно использовать данную презентацию не полностью. Например, если это урок преимущественного объяснения нового материала (или учитель намерен провести письменный опрос), то можно начинать со слайда №6.
Если это урок преимущественного закрепления и обобщения, то можно не обращаться к слайдам №8-23 и использовать не простой экран, а интерактивную доску. Тогда для усиления эффекта присутствия на этапах «Кроссворд» и «Виртуальные эксперименты» целесообразно:
выйти из режима показа слайдов в режим редактирования
предложить школьникам выходить к доске и электронным маркером вписывать слова в кроссворд, «перетаскивать» изображения эвглены зелёной из тёмной в светлую часть аквариума
предварительно убрать из их этих слайдов итоговое изображение, оставив только условие задачи.
|