Средняя школа имени Абая
Открытый урок на тему:
«Имена существительные общего рода.
Имена существительные, употребляемые
только в единственном числе.
Имена существительные, употребляемые
только во множественном числе»
Провела: Аккалиева Н.Т
Класс: 8в
2013-2014уч.год
Утверждаю: _______________________
8 класс. Русская речь Дата___________________
Тема: «Общий род. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные употребляемые только во множественном числе»
Цели: образоват: уточнить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; определить существительные, имеющие только форму единственного или множественного числа.
Развиват: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом,
Воспитат: воспитывать уважение друг к другу, терпение и сдержанность, взаимопомощь и взаимовыручку.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы и формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование урока, наглядность: компьютер, м/медийная презентация, интер. доска., раздаточный материал для работы в группах, листы, маркеры
Ход урока.
Организационный момент. Мобилизующая часть урока.
- Дорогие ребята!
- Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- Покажите своё настроение в начале урока. - Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
Актуализация опорных знаний.
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? Интересным, увлекательным, легким.
-Что для этого вы можете сделать?
- Дружно работать, слушать внимательно учителя и своих товарищей, не бояться трудностей.
Итак, в путь за знаниями! Успеха и удачи!
«Аукцион знаний» Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете имя существительное?
(работа по схемам, анализ)
К имеющимся вопросам ученик получает возможность выбрать бонус и ответить на дополнительный вопрос, который спрятан под подарком. Имя сущ (определение, собствен и нариц, одуш.и неодуш) Разряды
Склонение (несклоняемые имена сущ)
Род (общий род) значение слова общий
Вы знаете существительные мужского, женского и среднего рода. Как вы думаете, каким может быть слово общего рода? Это слова, которые можно отнести к мужскому или к женскому роду. Староста
Число (сущест.употребляемые только в един.и
во множественном числе)
Целеполагание
Какой вопрос у вас вызвал затруднение?
Вы хотите узнать об этом побольше?
Деление на группы. «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало числу участников команд.
Например, объединив во время пятого кона игрового задания весь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками).
Закрепление.
У нас появилось 2 группы. Для названия группы выберите слова общего рода.
Перед вами информационный ресурс в виде кипы бумаг и открыток, вырезок из газет и фото. Вам необходимо найти необходимую информацию и подготовить презентацию правила. Ничего лишнего, только правило. Через 10 минут вам необходимо будет представить свою работу и защитить её у доски.
к Инструментам ОдО
Большой палец.
Проверьте степень понимания того, что вы объясняете, попросив учеников показать большой
палец.
Большой палец вверх = Я понимаю
Большой палец горизонтально = Я почти понимаю
Большой палец вниз = Я не понимаю
Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.
Обсуждают в группах кластеры. Составляют их, вывешивают на доску
Выступления команд
Просмотр видео
Посмотрите веселый сюжет из фильма «Бриллиантовая рука», обратите внимание на число, в котором употребляется слово «брюки»
Индивидуальное задание
Перед вами маршрутная карта. Вам надо найти в кабинете имена существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе.
На шкафу
| На шкафу
| На подоконнике
| На подоконнике
| Под партой
| Под партой
| На стуле
| На стуле
| За компьютером
| За компьютером
| (ученики находят спрятанные предметы)
Немой диктант
Вы нашли очень много предметов. Я вам буду их показывать, вам нужно узнать предмет и записать в две колонки1) им.сущ.употр.только в единств.числе , 2) им.сущ.употр.только во множ.числе
У вас есть слова: духи, очки, дрожжи, щипцы, ножницы, сахар, свёкла, Боровое.
Вам надо составить словосочетания прилагательное+ существительное
Местоимение+ существительное
Притча «Мудрец и бабочка»
Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.
Когда я услышала эту притчу, я удивилась. Как же проста и сколь мудра эта истина. Ведь действительно, все в Ваших руках! Именно от Вас зависит, какой жизнью Вы будете жить, и куда будете двигаться… Прочитайте про себя и подумайте, какой смысл кроется в этой строчке: “Все в твоих руках”. Что почувствовали Вы во время прочтения этой притчи? Какие мысли у Вас появились?
Поделитесь своими ощущениями и мыслями
-Кто хочет ответить? Если бы вам сказали в один момент эти слова, то как бы вы поняли их смысл для себя. Ведь каждый из нас воспринимает сказанное по-разному.
(Ответы учеников, обсуждение)
-Это тот самый ответ, который я надеялась услышать от вас. Очень хорошо, что вы осознаете свою ответственность перед своим будущим. Это осознание изменило жизнь сотен тысяч людей. Надеюсь, что изменит и Вашу. Примите на себя ответственность за Ваши действия и Вашу жизнь! И начните двигаться… По чуть-чуть, но каждый день! И Вы увидите, насколько Ваша жизнь изменится!
Оригами
Позвольте мне позвать Адилета в центр, оказывается он умеет делать оригами, а именно- птицу. Сейчас он вам всем покажет, как её собрать. Возьмите листы и следите за действиями вашего одноклассника. Давайте сделаем птицу и на ней напишем своим друзьям пожелание, которое они смогут сохранить.
(Ученики делают птицу, пишут пожелания, зачитывают сами и дарят.)
В конце нашего урока я хочу пожелать вам, что бы, обращаясь к вам, окружающие употребляли только одно слово общего рода, а именно «Умница». А рядом с вашим именем можно было бы поставить слова, употребляемые только в единственном числе, а именно- «Айдана- сама честность», «Айбек- сама порядочность»
Итог. Рефлексия.
- Чем вам понравился урок?
- Что нового вы узнали?
- Покажите своё настроение в конце урока. (Ученики хлопают в ладоши)
- Спасибо за урок. |