Технологическая карта урока по технологии «Аппликация на ткани», 4 часа.
|
Основные этапы организации учебной деятельности
|
Цель этапа
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Дидактическое оснащение урока
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
| Создание дружественной обстановки
| Предлагает проверить наличие учебных принадлежностей. При необходимости помогает учащимся выйти из затруднительного положения (неготовность к уроку)
|
Проверяют наличие учебных принадлежностей, сообщают учителю о готовности (не готовности) к уроку
| Ученики:
Рабочая тетрадь, фломастеры синий и красный, ножницы, оценочная карта, рисунок для выполнения аппликации на ткани (урок 1, 2). Рабочая тетрадь, материалы и инструменты (в соответствии с выбранной технологией соединения деталей с основой) для выполнения аппликации, рамка, ткань – основа, оценочная карта (3, 4 урок).
Учитель: план – конспект урока, приложения к уроку, компьютер, проектор.
|
Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
|
1. Постановка учебных целей
| Создание проблемной ситуации для определения исходного уровня знаний учащихся (картина, аппликация)
| Предлагает
сравнить графический рисунок и картину (понятие рисунка и картины по словарю – на доску)1
Предлагает
рассудить: можно ли из рисунка сделать картину, каким образом (аппликация)?
- что такое аппликация? (понятие аппликация по словарю – на доску)
|
Сравнивают два образа. Интерпретируют известную им информацию о технологиях выполнения картин (вышивка, акварель, валяние, аппликация) Фиксируют проблему (выполнить картину в технике «Аппликация на ткани»)
Запись темы в тетрадь
|
Рассуждают, дискутируют, строят понятные высказывания для собеседника
|
Принимают учебную цель (создание картины в технике «аппликация»)
|
Презентация, слайд 1-4
|
2. Совместное исследование проблемы
| Поиск необходимой информации для дизайнерского проектирования картины в технике «Аппликация на ткани». Формирование понятий: шаблон; способов соединения деталей с основой
| Организует работу в группах, обсуждение, выполненных заданий.
1гр – на основе рисунков2 составляет интеллект карту «Виды аппликации по изображению» (предметная, сюжетная, декоративная, пейзажная);
2гр – «Материалы, из которых можно выполнить аппликацию»;
3 гр – «Способы соединения деталей аппликации с основой»
|
Доказывают, анализируют, аргументируют свою точку зрения.
Интерпретируют информацию
(вид аппликации, материалы, способы соединения)
|
Рассуждают, слушают собеседников, объясняют свои действия и высказывания
|
Исследуют условия поставленной задачи, обсуждают, предлагают свои способы решения
| Рисунки с изображением предмета, сюжета, декора, пейзажа. Презентация, слайд 5
|
3. Моделирование
| Формирование умений работать с информацией: составлять план действий по изготовлению картины в технике «аппликация»
| Работа в группах.
Учитель задаёт новую проблемную задачу: составить логическую цепочку для изготовления картины в технике «Аппликация на ткани» по выданному рисунку.[2]
|
Фиксируют в логические цепочки выделенные правила и связи
|
Воспринимают ответы учащихся
|
Осуществляют самоконтроль. Планируют дальнейшую деятельность с изученным материалом
|
Для самоконтроля Презентация, слайд 6
|
Практическая работа
|
4. Конструирование нового способа действий
| Построение основы способа действия
| Организует групповые и индивидуальные исследования рисунка для разделения его на шаблоны [1] (выделить основные детали, прономеровать)
| Исследуют рисунок, конструируют дальнейший способ действия для выполнения аппликации на ткани
| Участвуют в обсуждении, анализируют
| Планируют, выполняют и предъявляют вариант решения. Осуществляют самоконтроль
| Рисунки
|
5. Переход к этапу решения частных задач
| Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия
| Организует соблюдение техники безопасности при работе с ножницами.
Оценивает выполнение шаблонов для аппликации
| Вспоминают технику безопасности во время работы с ножницами.
Осуществляют выполнение шаблонов для аппликации.
|
Учатся формулировать собственную позицию
|
Осуществляют самоконтроль выполненной работы
по таблице свойств тканей
|
Слайд 7 Картон, ножницы, рисунки
|
6. Совместное исследование новой проблемы
| Выбор материалов и
способа крепления деталей рисунка на ткань.
| Организует исследование качества тканей и способов крепления деталей рисунка на ткань. Учитель предлагает детям карточки:
1. Подчеркнуть
те ткани, из которых можно выполнять аппликацию на ткани ниточным способом – синим фломастером, безниточным способом – красным.
2. Подчеркнуть
фломастером ручные швы, которые можно использовать для крепления деталей аппликации3
| Исследуют материал, анализируют, выбирают ткани для ниточной и безниточной аппликации (планируют свою дальнейшую деятельность) аргументируют свою точку зрения.
| Отстаивают те свойства ткани, которые необходимы для изготовления аппликации на ткани
| Исследуют какие качества ткани необходимы для выполнения аппликации, обсуждают выбор, обосновывают
| Слайд 8, карточки, рабочие тетради (таблица свойств тканей из натуральных волокон; виды ручных швов)
|
7. применение общего способа действия для решения частных задач
|
Коррекция обработки способа
|
Организует практическую работу по изготовлению картин. Даёт последние рекомендации. Обеспечивает соблюдение техники безопасности во время работы с колющими, режущими предметами
|
Вспоминают технику безопасности.
Применяют новый способ художественной обработки материалов, исправляя допущенные ранее ошибки
|
Общаются друг с другом, выполняя собственную работу, аргументируя свой выбор.
|
Осуществляют контроль выполненных операций (изготовление шаблонов, выкроек, разложение выкроек на ткани - основе).
Отрабатывают способ соединения деталей с тканью основой
|
Слайд 9, 10, 11 Инструменты и материалы для изготовления аппликации
|
6. Контроль на этапе окончания урока по данной теме
|
Контроль
| Организовывает представление выполненных работ, совместную корректировку.
Сверяет свою оценку с самооценкой ученика
|
Анализирует выполненную работу, оценивает результат по оценочной карте4
|
Обмениваются впечатлениями урока
|
Оценивают свою деятельность на уроке с помощью карты оценивания
|
Карта оценивания
|