Образовательная система «Школа 2100» Информатика 7 класс Тематическое планирование Поскольку курс информатики в основной школе представлен в виде набора модулей и предполагается, что учитель сам выбирает необходимые для учебного процесса модули, тематическое планирование также приводится по модулям. Кроме того, в качестве примера приведены несколько возможных вариантов планирования.
7 класс Часть 1. Модуль 1. Укрощение компьютера
Программные средства: MS Windows, Farmanager, WinRar.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Укрощение компьютера
| Устройство компьютера. Операционные системы. Файловая система. Файлы и папки. Установка и удаление программ.
4 часа
| Выполнение базовых операций при работе на компьютере.
Использование в работе Рабочего стола компьютера.
Создание файлов и папок.
Установка и удаление программ (с разрешения учителя).
| История развития вычислительной техники. Поколения электронной вычислительной техники. Файловые менеджеры. Хранение и архивация данных
4 часа
| Выполнение базовых операций при работе на компьютере.
Выполнений операций в файловом менеджере.
Архивирование и разархивирование данных.
| Так как осваиваемые в этом модули действия носят инструментальный характер и их применение, а тем самым и закрепление, происходит на протяжении изучения всего курса, то по окончании изучения этого модуля не предусмотрено их диагностирование. Часть 1. Модуль 2. Создание документов и печатных изданий
Программные средства: MS Word.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Создание документов и печатных изданий
| Создание печатных документов. Оформление текста. Иллюстрированные документы. Организация материала на странице. Искусство получения публикации.
8 часов
| Создание печатных изданий разных видов, предназначенных для разных целей, оформленных с применением разных выразительных средств.
Оформление текстов с использованием заголовков, подзаголовков, эпиграфов, иллюстраций.
Сохранение документов в виде публикаций – готовых печатных изданий.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь создавать, сохранять текстовые файлы.
Уметь изменять начертание, размер шрифта, гарнитуру, выравнивание абзацев.
Уметь вставлять иллюстрации разного типа в документ.
Уметь выполнять простейшее редактирование иллюстраций.
Повышенный уровень
Уметь размещать и оформлять в документе элементы страницы: заголовки, текст, эпиграфы, иллюстрации.
Уметь выполнять редактирование иллюстраций.
Максимальный уровень
Уметь выбирать стиль документа и в соответствии со стилем размещать и оформлять в документе элементы страницы: заголовки, текст, эпиграфы, иллюстрации.
| Таблицы. Схемы и диаграммы в текстовом редакторе. Стили и шаблоны. Основные элементы публикации. Передача информации с помощью публикаций.
8 часов
| Создание печатных изданий разных видов, предназначенных для разных целей, оформленных с применением разных выразительных средств.
Создание средств организации материала – таблиц, схем.
Создание таких элементов публикаций, как оглавления, колонтитулы, сноски.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь создавать таблицы.
Уметь создавать простые схемы по готовым шаблонам.
Уметь применять экспресс-стили.
Уметь создавать оглавление, колонтитул.
Повышенный уровень
Уметь редактировать ячейки, строки и столбцы таблицы.
Уметь создавать простые схемы.
Уметь применять готовые стили.
Уметь создавать сноску.
Максимальный уровень
Уметь редактировать ячейки, строки и столбцы таблицы, оформлять их своим способом.
Уметь создавать схемы, оформлять их своим способом.
Уметь применять и создавать стили.
|
Часть 1. Модуль 3. Создание мультимедийной продукции
Программные средства: Adobe Photoshop, Windows MovieMaker.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Создание мультимедийной продукции
| Основные понятия компьютерной графики. Подготовка и обработка графических изображений. Выразительные возможности компьютерных инструментов. Улучшение качества фотографии. Передача изображений.
8 часов
| Создание растровых изображений в соответствии с поставленными целями.
Редактирование фотографий для получения лучшего качества.
Сохранение полученных изображений в соответствии с поставленными целями.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь редактировать размер изображения.
Уметь выделять простую область.
Уметь обрезать лишние края.
Уметь изменять размер холста.
Уметь корректировать тоновый и цветовой баланс изображения простыми командами.
Уметь ретушировать мелкие дефекты.
Уметь пользоваться основными инструментами рисования для рисования линии, текста.
Уметь применять на практике форматы графических файлов.
Повышенный уровень
Уметь редактировать размер и разрешение изображения.
Уметь выделять область.
Уметь ретушировать мелкие дефекты различными способами.
Максимальный уровень
Уметь изменять композицию фотографии с помощью обрезки.
Уметь корректировать тоновый и цветовой баланс изображения.
Уметь ретушировать дефекты различными способами.
| Видеофильм. Основные понятия. Искусство редактирования видео. Озвучивание фильма. Воспроизведение и передача фильма.
8 часов
| Создание своих фильмов на компьютере.
Монтирование фотографий и фрагментов видео для получения готового фильма.
Добавление к видеоряду звука (музыки, шумов, голоса).
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь создавать, сохранять проекты.
Уметь использовать переходы при монтаже.
Уметь добавлять простой титр.
Уметь применять эффекты к фрагментам.
Уметь добавлять в проект звук.
Уметь получать готовый фильм.
Повышенный уровень
Уметь добавлять титры разного вида.
Уметь применять эффекты к фрагментам, выбирая подходящий.
Уметь выполнять со звуком простейшее редактирование.
Уметь получать готовый фильм в зависимости от цели применения.
Максимальный уровень
Уметь писать сценарий и выполнять раскадровку.
Уметь отбирать фрагменты или изображения для проекта.
Уметь творчески использовать переходы при монтаже.
Уметь творчески добавлять титры разного вида.
Уметь творчески применять эффекты к фрагментам, выбирая подходящий.
Уметь выбирать и добавлять в проект звук.
|
Часть 1. Модуль 4. Общение в сети Интернет
Программные средства: текстовый редактор, браузер.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Общение в сети Интернет
| Общение. Способы и средства общения. Сеть Интернет как способ, средство и среда общения. Вы и ваше место в новой среде общения. Как себя вести и чего опасаться в сети Интернет. Личная территория в сети Интернет.
8 часов
| Разные виды общения в Сети с соблюдением правил сетевого общения и избеганием опасностей при общении.
Создание своего образа в сети Интернет.
Ведение беседы в заданном формате, придерживаясь темы.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь сообщить сведения о себе.
Уметь представить собеседникам свой сетевой образ.
Уметь общаться по правилам в зависимости от требований конкретной площадки.
Уметь распознавать явно выраженную опасность.
Повышенный уровень
Уметь поддерживать свой образ (образы).
Уметь организовывать общение на личной территории.
Уметь общаться по правилам сетевого этикета.
Уметь распознавать замаскированную или подозрительную угрозу.
Максимальный уровень
Уметь корректно вести споры в сети Интернет в соответствии с правилами и сетевым этикетом.
Уметь пресекать чужие некорректные действия в соответствии с правилами и сетевым этикетом.
| Личное общение в Интернете. Публичное общение в Интернете. Столкновение мнений: спор в Интернете как вид общения. Как правильно спорить в Интернете. Как распознать чужие ошибки в споре.
8 часов
| Разные виды общения в Сети с соблюдением правил сетевого общения и избеганием опасностей при общении.
Грамотное ведение спора со своими виртуальными собеседниками.
Распознавание провокаций и попыток манипуляции со стороны виртуальных собеседников.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь осуществлять личное общение (включаться).
Уметь осуществлять публичное общение (включаться).
Уметь отличить дискуссию от полемики.
Уметь формулировать тезис.
Уметь приводить аргументы.
Уметь видеть чужие ошибки.
Уметь видеть попытки манипуляции.
Уметь распознавать провокации при споре.
Повышенный уровень
Уметь организовывать личное общение.
Уметь организовывать публичное общение.
Уметь участвовать в дискуссии.
Уметь участвовать в полемике.
Уметь корректно оспаривать чужие аргументы.
Уметь противостоять чужим попыткам уйти от темы.
Уметь видеть и исправлять чужие ошибки.
Уметь видеть и пресекать попытки манипуляции.
Уметь противостоять провокациям и реагировать на неадекватное поведение собеседников.
Максимальный уровень
Уметь корректно вести споры в сети Интернет в соответствии с правилами, сетевым этикетом и приемами грамотного спора.
Уметь пресекать чужие некорректные действия в соответствии с правилами, сетевым этикетом и приемами грамотного спора.
|
Часть 2. Модуль 1. Алгоритмизация и программирование
Программные средства: PascalABC.NET.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Алгоритмизация и программирование
| Алгоритм. Способы записи алгоритма. История языков программирования. Работа в среде программирования. Циклы. Отладка программы. Массивы.
16 часов
| Выполнение базовых операций в интегрированной среде разработки.
Написание и отладка программ.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь оформлять простую программу на языке Паскаль.
Уметь создавать алгоритмы решения задачи.
Уметь записывать линейные алгоритмы (без ветвлений) на языке программирования.
Уметь организовывать ввод и вывод на языке Паскаль.
Уметь записывать простые условия на языке Паскаль.
Уметь использовать операции деления целых чисел в языке Паскаль.
Уметь записывать циклы с параметром на языке Паскаль.
Уметь описывать массивы и выполнять простейшие операций с ними на языке Паскаль.
Повышенный уровень
Уметь создавать алгоритмы средней сложности и записывать их на языке Паскаль.
Уметь организовывать ввод данных с клавиатуры и вывод данных на монитор.
Уметь использовать условный оператор.
Уметь применять операции над целыми числами на языке Паскаль.
Уметь организовывать циклические конструкции с условиями на языке Паскаль.
Уметь описывать массивы, заполнять и обходить их различными способами.
Максимальный уровень
Уметь создавать сложные (нелинейные) алгоритмы и записывать их на языке Паскаль.
Уметь организовывать ввод и вывод в произвольных частях программы на языке Паскаль, применять форматирования вывода.
Уметь работать с условиями на языке Паскаль, использовать их в условном операторе и циклах с условиями.
Уметь применять сложные операции с целыми числами, разлагать числа на цифры и работать с ними.
Уметь применять оптимальные циклические конструкции на языке Паскаль в зависимости от задачи.
Уметь применять массивы при решении задач.
|
Часть 2. Модуль 2. Основы дизайна и печати изображений
Программные средства: Adobe Photoshop.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Основы дизайна и печати изображений
| Основы композиции изображения. Цвет в графическом дизайне. Создание коллажа. Сканирование изображений. Подготовка изображений к печати. Цветовые модели и палитры в компьютере.
8 часов
| Создание растровых изображений в соответствии с поставленными целями с использованием основных правил композиции и цвета.
Сохранение полученных изображений в соответствии с поставленными целями.
Соединение нескольких изображений для получения фотоколлажа.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь находить оптический центр и другие композиционные точки.
Уметь создавать изображения, учитывая цель создания.
Уметь создавать коллаж из нескольких изображений.
Уметь выполнять простейшие функции со слоями.
Уметь использовать инструменты трансформации.
Уметь пользоваться основными инструментами рисования и редактирования.
Повышенный уровень
Уметь редактировать размер и разрешение изображения.
Уметь находить гармоничные цветовые сочетания.
Уметь применять сведения о моделях цвета.
Уметь применять форматы графических файлов на практике.
Максимальный уровень
Уметь применять на практике правила композиции.
Уметь находить цветовые контрасты и применять их на практике.
Уметь изменять композицию фотографии.
Уметь создавать коллаж из нескольких изображений.
|
Часть 2. Модуль 3. Основы издательских технологий
Программные средства: MS Publisher.
Тема
| Содержание
| Виды деятельности учащихся
| Основы издательских технологий
| Макеты для публикаций. Календари. Открытки. Создание своей публикации. Рекламные публикации.
8 часов
| Создание своих макетов печатных изданий и использование готовых макетов.
Создание публикаций.
Оформление текста.
Расположение и оформление различных элементов публикаций.
| Диагностируемые предметные результаты
Необходимый уровень
Уметь создавать публикации по готовым макетам и шаблонам.
Уметь вносить изменения в готовый шаблон.
Уметь переходить по страницам публикации.
Уметь применять готовые цветовые и шрифтовые схемы.
Уметь создавать календарь, открытки, буклет по готовому шаблону.
Уметь вставлять и редактировать изображения.
Уметь вставлять и выполнять простое редактирование текста.
Повышенный уровень
Уметь создавать макет без шаблона.
Уметь создавать свои цветовые схемы.
Уметь создавать календарь, открытки, буклет, листовку.
Уметь вставлять и выполнять редактирование текста.
Уметь распечатывать готовые публикации.
Максимальный уровень
Уметь создавать свои цветовые и шрифтовые схемы.
Уметь создавать брошюру.
Уметь отбирать, вставлять и редактировать изображения.
Уметь отбирать, вставлять и выполнять редактирование текста.
|
Примеры планирования
Вариант 1
Занятия организованы по учебным четвертям, нагрузка 1 час в неделю, класс ориентирован на изучение алгоритмизации и программирования.
Четверть
| Кол-во недель
| Модуль
| Кол-во часов
| I
| 9
| Алгоритмизация и программирование
| 16+1 резервный
| II
| 7-8
| III
| 10-11
| Создание документов и печатных изданий
| 16+2(3) резервных
| IV
| 7-8
|
Вариант 2
Занятия организованы по учебным четвертям, нагрузка 1 час в неделю, класс ориентирован на изучение информационных технологий.
Четверть
| Кол-во недель
| Модуль
| Кол-во часов
| I
| 9
| Укрощение компьютера
| 8+1 резервный
| II
| 7-8
| Общение в Сети
| Первые 8 уроков
| III
| 10-11
| Создание мультимедийной продукции
| 16+2(3) резервных
| IV
| 7-8
|
Вариант 3
Занятия организованы по учебным триместрам, нагрузка 1 час в неделю, одна подгруппа (подгруппа А) ориентирована на изучение информационных технологий, другая – на алгоритмизацию и программирование (подгруппа Б).
Триместр
| Кол-во недель
| Модуль
| Кол-во часов
| I
| 10
| Подгруппа А: Создание мультимедийной продукции
Подгруппа Б: Алгоритмизация и программирование
Обе подгруппы: Укрощение компьютера
| 16+4 (1) (первые часы второго модуля)
| II
| 11
|
| III
| 13
| Обе подгруппы: Общение в сети Интернет, Укрощение компьютера
| 8+4 (1)
|
Вариант 4
Занятия организованы по учебным триместрам, нагрузка 2 часа в неделю, класс ориентирован на изучение алгоритмизации и программирования.
Триместр
| Кол-во недель
| Модуль
| Кол-во часов
| I
| 10
| Алгоритмизация и программирование.
Укрощение компьютера
| 16+4(первые уроки второго модуля)
| II
| 11
| Создание документов и печатных изданий.
Укрощение компьютера
| 16+4 (1)(уроки 5-8 второго модуля)
| III
| 13
| Создание мультимедийной продукции.
Основы издательских технологий
| 16+8(2)
|
Приведенные варианты планирования – это не более чем несколько вариантов из многих возможных способов выбора. Окончательный выбор перечня изучаемых модулей учитель делает исходя из освоенных ранее учебных тем (например, в пропедевтическом курсе информатики), из числа часов на изучение информатики в учебном плане и из предпочтений участников образовательного процесса в отношении видов деятельности, осваиваемой в разных модулях.
Модули, не вошедшие в календарно-тематическое планирование, могут быть использованы для проведения факультативных занятий и для самостоятельного изучения.
|