Скачать 72.48 Kb.
|
Пономарева Е.А., МБОУ гимназия №9 г. Воронежа Урок химии 11 класс Периодический закон и Периодическая система Пояснительная записка: Обобщающий урок завершает изучение темы «Периодический закон и периодическая система». На уроке предусмотрена работа в сервисе «Twitter». Рекомендуемый режим: 1 ученик – 1 компьютер с выходом в Интернет, аккаунт у каждого ученика. Однако если сервис является новым для обучающихся, как вариант возможно выполнение всех заданий в группах. Тогда будет достаточным иметь 5-6 компьютеров с выходом в сеть Интернет и аккаунт в сервисе «Twitter» у 5-6 человек. Обучающиеся при этом делятся на группы таким образом, чтобы в каждой группе был ученик, имеющий аккаунт. В этом случае учитель может помочь заранее зарегистрироваться на сайте обучающимся с наиболее высоким уровнем ИК-компетентности. Использование «Twitter» на уроке дает учителю несколько преимуществ: 1) скорость опроса, активное участие всех учеников; 2) стимулирует обучающихся формулировать свои мысли четко и кратко; 3) вносит элемент состязательности, позволяя отследить, кто дал ответ на вопрос раньше; 4) позволяют всему классу увидеть ответы каждого из обучающихся; 5) активность каждого обучающегося на уроке оказывается зафиксированной письменно, что дает возможность подвести итоги после окончания урока. Цель: Повторение и обобщение знаний по теме «Периодический закон и Периодическая система». Выяснение значения Периодического закона для развития химии. Задачи: Обучающая: Закрепить знания о взаимосвязи свойств элемента, строения его атома и положения в Периодической системе. Познакомить с аспектами деятельности Д.И. Менделеева, не связанными с химией, выявить роль Периодического закона в развитии науки. Развивающая: Формировать умение работать с информацией, кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать коммуникативную компетентность обучающихся. Воспитательная: Сформировать понимание научного подвига Д.И. Менделеева. Воспитывать культуру общения, чувство патриотизма. Подготовка: Предварительное домашнее задание: Изучить инструкцию к сервису Twitter, создать аккаунт. Индивидуальное задание для двух обучающихся: Подготовить сообщение (3-5 мин) 1) «Д.И. Менделеев – ученый, педагог, человек»; 2) «С какими трудностями столкнулся Д.И. Менделеев, работая над Периодическим законом» Ход урока
Шагал… За стол садился и упрямо Опять шагал до первых петухов… История в те ночи не считала Его чуть слышных медленных шагов. Еще нам долго в химии идти, Но он прошел, не разбудив планеты, Решающую часть того пути, Вышагивая здесь, по кабинету. Как вы думаете, кому посвящены эти строки? (Ответ обучающихся: Д.И. Менделееву) А как вы догадались? (Предполагаемый ответ обучающихся: его открытие – Периодический закон – является фундаментом химии. Закон открыт теоретически, то есть в кабинете, а не в лаборатории.) Периодический закон. Мы познакомились с ним в 8 классе, работали в 9, теперь вернулись в 11. Так ли важен Периодический закон? Действительно ли он является «решающей частью» всего пути человечества в химии? Не потерял ли он своей актуальности сегодня, через 150 лет после его открытия? Попробуем это выяснить сегодня. Итак, давайте сформулируем тему урока… (Варианты ответа обучающихся: «Периодический закон», «Периодическая система как графическое выражение Периодического закона», «Д.И. Менделеев – создатель Периодической системы») Какие цели мы сегодня поставим перед собой? (Предполагаемый ответ обучающихся: обобщить то, что нам известно о Периодическом законе, выяснить роль Периодического закона в развитии химии)
Не очень давно появилось сообщение о получении элементов №114 и №118. Ученые определили, что элемент 114 в виде простого вещества является тяжелым темно-серым металлом, похожим на свинец, а элемент 118 - благородным газом. Однако то количество, которое было получено (несколько атомов), не дает возможности даже увидеть их. Как ученые узнали, что представляют собой эти вещества? Ответ обучающихся: Эти выводы были сделаны на основе закономерностей Периодической системы. Работа в группах. Попытаемся собрать всю информацию, которую мы умеем извлекать из Периодической системы. Работаем в сервисе «Твиттер». Берем конкретный химический элемент. Например, хлор. Каждая группа учеников перечисляет всю информацию, которую можно узнать из Периодической системы об этом элементе. Каждая характеристика – отдельный твит. Все сообщения начинаем хэштегом #pz1. Будем подсчитывать вклад каждой группы в общую копилку. Каждое свойство засчитывается только той группе, которая назовет его первым. (Чтобы не терять время на подсчет данных ответов, можно попросить поучаствовать в уроке кого-то из независимых экспертов – ученика из другого класса, учителя-коллегу, педагога-воспитателя и т.д.) Ответы групп.
(Могут быть и другие ответы: порядковый номер, символ элемента и т.д.)
С сообщениями выступают ученики, которым это задание было дано заранее. В это время остальные выполняют задание индивидуально: выбрать из сообщения самую яркую и запомнившуюся мысль и записать ее в форме твита. Хэштег #pz2 Рекомендации по подготовке сообщений. В первой теме «Д.И. Менделеев – ученый, педагог, человек» обратить внимание не только на химическую сторону деятельности Менделеева. Считал главными для себя три службы: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Великолепно ориентировался в вопросах экономического развития. Выступал с основным докладом на торгово-промышленном съезде. Издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Тезисы для второй темы: «С какими трудностями столкнулся Д.И. Менделеев, работая над Периодическим законом». Атомные массы не всех элементов были определены правильно (так как исходили из неверных предположений о валентности). Не все элементы были известны, поэтому в таблице было много «белых пятен». В некоторых случаях приходилось более тяжелые элементы располагать раньше, что невозможно было объяснить на том этапе. Например: 3 группа. Из 5 элементов главной подгруппы знали только о боре. Для алюминия была неверно определена валентность. Галлий вообще не был открыт, у индия и таллия не были изучены свойства. Зато золото, висмут и уран претендовали быть помещенными в 3 группу, так как считались трехвалентными. Из элементов побочной подгруппы скандий и актиний еще не были открыты, а у иттрия и лантана неверно определены массы. В таких условиях рождалась Периодическая система. Много волнений доставило открытие инертных газов и радиоактивных изотопов, которых считали самостоятельными элементами. После выполнения задания работа проверяется коллективно. Выбираются понравившиеся твиты. Каждая группа называет один твит, который она считает лучшим.
Работа в парах. Задание: прочитать стр. 20-23 учебника «Значение Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева». На основе полученной информации и своих знаний дать (четко по пунктам) ответ на вопрос: какое значение имело открытие Периодического закона. Ответы-пункты оформляются в форме твитов на сервисе «Twitter». После выполнения задания коллективно формулируется в ходе обсуждения единый ответ на вопрос от всего класса. Для него отбираются лучшие твиты. Хэштег - #pz3 Возможные ответы обучающихся:
Работа в группах. После формулировки вопроса каждая группа пытается дать на него краткий ответ с помощью «Twitter». Ответившей считается группа, которая первой дала правильный ответ. Хэштег - #pz4 Вопросы.
Если в ходе викторины у обучающихся возникли вопросы, на них надо ответить после ее завершения.
Подведем итоги. Взял ли каждый что-либо полезное для себя на уроке? У вас есть 140 знаков. Варианты начала вашего комментария: «Мое открытие: …», «Я узнал, …», «Я бы хотел узнать еще…». Могут быть и ваши собственные. Рефлексивный комментарий оставляется каждым учеником с помощью сервиса «Twitter». Хэштег - #pz5. Если на уроке помогал независимый эксперт, самые активные участники называются сразу, если итоги подведены не были, учитель это сделает позже и объявит результат на следующем уроке.
Создаем аннотированную коллекцию ссылок на интересный материал о Периодической системе (исторический, синтез новых элементов и т.д.) в сети Интернет и размещаем его с помощью сервиса «Twitter». Следим, чтобы ссылки не повторялись! Хэштег: #pz |