Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 232.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.02.2014
Размер232.54 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Информатика > Курсовая
Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ





Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Курсовая работа по теме: «СПЕЦИФИКА УРОКОВ ОБОБЩЕНИЯ В 7 КЛАССЕ»









Исполнитель: слушатель гр. (общ. 5)

Медведева Светлана Евгеньевна

Научный руководитель Доцент Старобинская Галина Ивановна

_______________________


Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение стр. 3- 5 2. Глава 1. Характеристика уроков обобщения и систематизации знаний

стр. 6 - 13

3. Глава 2. Уроки обобщения по истории в 7 классе стр. 14 - 19 4. Заключение стр. 20 - 21 5. Список использованной литературы стр. 22

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность.

Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми.

Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянным поиском, радостью своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

3

В своей работе я буду рассматривать обобщающие уроки истории в 7 классе. Работа основана на поиске , анализе и синтезе различных источников и собственном педагогическом опыте.

Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно -

хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально - политического, историко - культурного и других аспектов содержания.

В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно

рассматриваются: 1) вопросы экономической жизни общества в последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи; 2) социально - полити -ческие аспекты жизни общества; 3) историко-культурное содержание и др.

Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип - группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В дидактике и частных методиках существуют разные подходы к типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по цельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения, основанная на концепции Ю.К, Бабанского: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, - комбинированный или составной урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно - обобщающий урок; 4) урок проверки учета знаний. Методисты считают ее наиболее продуктивной, отмечая следующие положительные стороны: она ясно определяет основную дидактическую задачу каждого урока; позволяет определить целесообразную структуру системы уроков по типам; показывает, что в этой системе должны

4

решительно преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные уроки.1

Но без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Глубокое усвоение важных и сложных вопросов требует, чтобы к их разъяснению и разбору возвращались неоднократно, что бы это повторение являлось не простым воспроизведением изученного ранее, а позволяло рассмотреть его с разных сторон; повторение должно раскрывать явления в их основных, существенных связях, углубляя знания учащихся; повторение должно учить школьников самостоятельно разбирать, обобщать и оценивать явления общественной жизни, применять полученные знания для анализа событий и явлений прошлого и современности. Великий педагог и дидакт К.Д. Ушинский считал, что повторять надо в течение всего процесса обучения, а не в конце учебного года, когда изученное в известной мере забывается, что систематическое повторение должно предупреждать забывание и является необходимым условием хорошего усвоения нового материала и всего курса в целом, залогом оперативности знаний (умения учащихся привлекать полученные знания для их самостоятельного пополнения и применения)2 На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
- постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
- подведение итогов урока.3

Основная черта обобщающих уроков – приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний. Обобщение и систематизация знаний способствуют не только лучшему запоминанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уровень, помогают школьнику усвоить фундаментальные знания об исторических закономерностях.

Уроки повторения приучают рассуждать, анализировать, подводить конкретный случай под общее правило, делать выводы, выявлять связи между историческими явлениями. В этом помогают приемы сравнения. В процессе повторения активизируются воображение, память, происходит дальнейшее развитие мышления ученика. Повторение очень важно для создания полной и цельной картины всего исторического периода, а значит и для прочного и осмысленного усвоения изученного. На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от семинарских занятий до дидактических игр.

На современный повторительно-обобщающий урок оказывают влияние следующие факторы: - различия в соотношении теоретического и фактического материала курса истории, отражающие разные стороны исторического процесса (политика, экономика, культура…) - применение различных технологий обучения; - реализация личностно ориентированного подхода; - включение в содержание уроков материалов национально-регионального компонента.4

Сегодня повторительно – обобщающий урок уже не принято рассматривать как форму передачи содержания образования, его оценивают как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей. В этих условиях и меняется отношение к урокам повторения и обобщения. Каковы же цели современного урока повторения? Это создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности, развитие мотивов учения, мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения Роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям. Он выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает разноуровневые задания, консультирует. Главное на таком уроке – проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения, а активной мыслительной самостоятельной деятельности. На таких уроках учащиеся общаются друг с другом, выслушивают мнение своего товарища, формулируют гипотезы и версии, систематизируют полученную информацию.

Происходит изменение отношений между учителем и учащимися. Вместо авторитарного стиля общения формируется сотрудничество учителя и ученика в выборе различных форм проведения урока, оценке результатов. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает и творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Ученик уже не пассивно воспринимает информацию, а становится активным исследователем проблемы с различных точек зрения.

Современный повторительно-обобщающий урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников, на развитие речевой деятельности, обучению диалогу, ведение дискуссий. На таком уроке создается особый психологический климат, особая ситуация общения учителя и ученика. Главной целью таких уроков становится не передача и проверка знаний, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

На уроках происходит взаимодействие двух сторон: учителя и подростков - учеников. Об этом следует помнить, готовясь к урокам. В моей работе я буду описывать свой опыт работы в 7- ых классах. Этот возраст сам по себе не простой: «…практически все знают, что данный период связан с половым созреванием, но мало кто задумывается о том, что именно это часто вызывает неадекватную поведенческую реакцию: несдержанность, излишнюю раздражительность, замкнутость, агрессивность, отчуждённость…, с различными проявлениями которых сталкивается учитель. Сталкивается не в силу личных качеств, а благодаря тому, что учащийся половину активного дневного времени проводит в школе, постоянно вступая во взаимодействие с

9

ровесниками и взрослыми.»5 Взаимодействие обеих сторон во время урока - учителя и подростков, складывается порой очень не просто. Педагоги привычно считают, что основная деятельность подростка – учение, поэтому они убеждены, что «…через учение должны формироваться и развиваться нравственные, умственные, трудовые, творческие качества личности.»6 Подростки же считают, что они приходят в школу в первую очередь для общения. Исследования психологов и социологов, опросы тинейджеров показывают, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении. 7 Кажется, что ситуация неразрешима: педагоги приходят для того, чтобы учить, а школьники - для того чтобы пообщаться. Но если посмотреть на процесс обучения, то он тесно связан с общением - значит, педагогу необходимо сделать так, чтобы на его уроках общение и учение объединились в одно целое. Уроки по предметам гуманитарного цикла, в том числе и уроки истории, обладают наибольшими возможностями в плане совмещения учебной и коммуникативной деятельности. Наиболее успешно задачи совмещения этих видов деятельности можно реализовать на уроках обобщения.

Методические средства, используемые учителем на уроках обобщения и систематизации знаний разнообразны: беседа, самостоятельная работа с учебником или раздаточным материалом, повторение, завершающее изучение материала. Форм проведения уроков обобщения и систематизации знаний и умений тоже много: урок – семинар, урок – зачёт, уроки – практикумы (практические и лабораторные работы), урок – игра, урок написания эссе. Интерес педагогов и учеников к урокам, проводимым в форме игры – огромен. Это вполне объяснимо: игровая ситуация является эмоционально привлекательным способом деятельности в учебном процессе. Для учащихся принимать решения и действовать в соответствии с принятой на себя игровой ролью значительно интереснее, чем заучивать предлагаемый материал. Использование игровых форм позволяет приблизить учебный процесс к реальной деятельности. Серьёзным достоинством такой формы урока является то, что она, как правило, предполагает коллективную, групповую работу учащихся, а не только индивидуальную. Кроме того игра даёт возможность участникам проверить полученные знания, закрепить навыки; в её ходе участники осваивают различные стили и способы общения, деловую этику. Учащиеся чувствуют себя значительно раскованнее и свободнее, они не боятся высказывать своё мнение по поводу выступлений других участников или групп. К  дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры – головоломки. Словесно – логические – это игры, в которых на основе  создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста. К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д. Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Такие игры побуждают у школьников стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятель –

11

ности.

К играм – головоломкам относятся такие, как: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отноше ния или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане.

Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Этим ролевая игра отличается от игры с правилами – последняя, после того, как её несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре. Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с  правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Путешествие в прошлое»8, «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее.9

Иногда, для того, чтобы разнообразить уроки и дать возможность эмоционально выразить своё отношение к каким либо личностям, событиям, явлениям, я использую приём составления синквейна10. С этим приёмом я познакомилась во время подготовку к конкурсу « Учитель года» в 2008 году. Синквейн (от французского слова «пять») — стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Правила написания синквейна

1. Первая строка — тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка — описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство).
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Каждый повторительно – обобщающий урок требует от учителя особенно тщательного продумывания его образовательных задач, содержания и методики. Повторение обобщающего характера строится главным образом на базе имеющихся у учащихся знаний и методисты не советуют превращать эти уроки в повторение большого по объёму материала учебника.11 Уроки повторительного обобщения и систематизации могут быть открытыми и закрытыми. Открытыми называют уроки, в случае, если учащиеся заранее знают тему урока и перечень заданий. Закрытыми называют уроки, задания которых ученикам не сообщаются заранее.12 Я в своей практике провожу и открытые и закрытые уроки.

СПЕЦИФИКА УРОКОВ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

Место и тематика уроков обобщения запланированы программой по каждому курсу истории. В учебниках помещены специальные параграфы или заключения к главам и разделам, где изложено основное содержание таких уроков, дан перечень вопросов и заданий, руководствуясь которыми учитель строит такие уроки. Ввиду особой важности уроков обобщения для формирования системы знаний и закрепления в памяти учащихся важнейших фактов, понятий и идей программой выделены часы на их проведение. Так, в программе по истории 7 класса запланированы 8 уроков обобщения: 1 урок по Новой истории и 7 уроков по истории России.

Как уже было сказано ранее, уроки нужно строить в первую очередь таким образом, чтобы увлечь учащихся. На мой взгляд, это особенно важно для уроков обобщения и систематизации знаний и поэтому на своих уроках я использую различные методы и формы проведения уроков обобщения.

Одним из уроков итогового повторения является урок "Европа в  XVI - XVIII веках", завершающий изучение первого периода Нового времени. Цель урока: повторить, обобщить и закрепить изученный материал. Задачи: развитие любознательности и творческих способностей, умения анализировать, а также получение навыков работы в группе и коммуникативных навыков. Учитывая, особенности 7 класса (большая наполняемость, большое количество аудиалов и визуалов, кинестетиков), в котором я преподаю в этом году, я использовала игровой метод проведения урока обобщения. Я его назвала «Путешествие в Новое время». Класс был по рядам поделён на туристические агентства, задачей которых было: выбрать страну и составить рекламный проспект путешествия по определённой стране в первом периоде Нового времени. Учащимся были предложены страны: Англия, США, германские земли,

14

Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Индия. И шесть пунктов, которые должны были быть включены в рекламный проспект: 1. Уровень развития экономики; 2. Политическая жизнь; 3. Сословия и отношения между ними; 4.Характерные черты культуры; 5. Известные личности ( политики, правители, деятели культуры); 6. Памятники и истории культуры этого периода. Учащиеся разделили между собой задания. Получается, что несмотря на групповую форму работы, выполнять своё задание некоторым приходилось индивидуально. Ребятам перед началом работы было разъяснены условия игры: 1) работа выполняется с использованием любых источников информации: учебник, тетрадь, интернет (многие ребята имеют сотовые телефоны с подключённым интернетом или со словарём по предметам); 2) на выполнение работы отводится определённое время (20 минут); 3) работа выполняется на листах формата А4с использованием фломастеров и маркеров, можно выполнить в форме плаката; 4) в конце выполнения работы каждая команда на доске развешивает результаты и представляет их; 5) оценку выставляют: учитель и другие «агентства»; 6) критерии оценки (вывешиваются на доске): а) выполнение заданий (со всеми ли заданиями справилась команда); б) соответствие данных рекламного проспекта реальной действительности того времени; в) красочность плаката (если это возможно); г) умение команды представить свой проект рекламного проспекта. Каждый элемент оценивается по «5» бальной шкале. После подведения итогов с помощью учителя, класс делает вывод о тех изменениях, которые произошли в мире к концу XVIII века.

15

Игровую форму урока для проведения этого итогового урока я выбрала не случайно: урок проходил во второй половине декабря; материал по Новой истории учениками воспринимается не так близко, как по истории России; он насыщен большим количеством теоретического материала (термины, понятия, идеи), а также учитывая, что из-за насыщенности программы по Новой истории на уроки обобщения отведено мало времени и повторение происходило в течение уроков изучения нового материала. Игровая форма урока позволила мне заинтересовать ребят и тем самым облегчить проведение урока. Итоговый обобщающий урок по истории России будет проходить в конце учебного года. Я предполагаю провести его в форме игры «Исторический аукцион».

Ученики заранее получают задание на повторение необходимого материала, В этой игре уже не будет коллективной работы, и школьники будут вынуждены соревноваться друг с другом для получения лучших результатов. Помимо оценки за урок, определяется победитель или победители «аукциона», которые сразу или чуть позже получают специальные награды (обычно это заранее изготовленные медали). К этому уроку заранее готовятся вопросы, после вступительного слова учителя выбирается или назначается помощник (казначей) который будет проставлять заработанные учениками баллы. Казначей за свою работу тоже получает оценку. В заключительном слове учителя нет необходимости делать обобщающих выводов, т.к. они будут звучать в ответах учеников на вопросы «аукциона». Обобщающее повторение по основным вопросам этого курса будет проводиться в 8 классе, в начале изучения курса истории России XIX века. Помимо уроков итогового повторения, которые проводится в конце изучения курса, в 7 классе проводятся уроки обобщающего повторения в конце изучения тем. Такими уроками являются уроки обобщающего повторения по

16

истории России: «Россия на рубеже 16 -17 веков», «Россия в 17 веке», «Россия при Петре I», «Россия в 1762 - 1801 гг.»

В отличие от уроков итогового повторения, уроки тематического повторения содержат меньший по объёму материал, который следует повторить и обобщить. Это, с одной стороны, позволяет более детально повторить материал, что насыщает эти уроки множеством теоретического материала, а с другой стороны - делает уроки более стандартными по форме, т.к. я стараюсь на уроках тематического повторения повторить и закрепить полученные знания по данной теме.

На этих уроках я использую различные методы: карточки с заданиями, работу с терминами, работу с текстами, иллюстрациями, написание синквейна.

Работу с терминами на таких уроках, как и при проверке домашнего задания, я провожу, используя карточки. Карточки с терминами прикрепляются к магнитной доске, напротив прикрепляются карточки с определениями этих терминов. Часто определений больше чем терминов. Задача ученика, вызванного к доске - соотнести термины и их определения. Это задание соответствует заданию части «В» из ГИА и ЕГЭ. На уроках тематического обобщения к доске я вызываю слабых учеников, потому что такую работу на уроках изучения нового материала выполняют более сильные ученики. Если во время изучения темы класс показал, что термины им усвоены, то я организую другую работу с терминами: я даю задание на группировку терминам по каким либо признакам. Дети должны выбрать из представленных терминов те, которые можно объединить в одну группу по каким либо признакам и объяснить, почему они их объединили в эти группы. Это задание, кстати, тоже из части «В». Иногда я организовываю работу с терминами в виде кроссворда: дети отгадывают предложенные кроссворды или сами их составляют. Во втором случае дети заранее предупреждаются о

17

том, что оцениваться будут: 1) умение составлять вопросы; 2) написание терминов в кроссворде. Кроссворд во втором случае тоже сдаётся с ответами. В некоторых классах составление кроссвордов воспринимается с большим энтузиазмом, чем работа с карточками.

Работу с иллюстрациями можно организовать так же, как работу с терминами. Я использую такой приём в той части урока обобщающего повторения, в которой рассматриваются вопросы культуры. Учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Они соотносят иллюстрации с изображением различных архитектурных сооружений с названиями стилей или с именами архитекторов и т.д. Иллюстрации и их описания можно использовать для выявления причинно – следственных связей: например картину Сурикова «Утро стрелецкой казни» можно использовать на уроке тематического общения «Россия при Петре I»: сначала ученики дают описание картины, Петра, его страха и отвечают на вопросы «Что дальше происходит в управлении государством»? или «Как меняется управление государством после этих событий»? и т. д.

Работу с текстами я организую следующим образом: 1) Я использую задания к параграфам и задача учащихся прочитать текст и ответить на вопросы к нему. 2) использую дополнительную, дидактическую и методическую литературу подбираю необходимый материал, распечатываю тексты и задания к ним. Работа с текстами позволяет научить учащихся выделять главную мысль, сопоставлять, анализировать полученные данные, делать выводы. Данный вид работы тоже является не только приёмом, позволяющим обучить умению самостоятельно работать с текстом, но и подготовкой к выполнению заданий части «С».

В слабых или очень подвижных и эмоциональных классах, я применяю

18

приём написания синквейна. Подобный приём делает усвоение материала

более эмоционально окрашенным, а значит более привлекательным для

семиклассников и не только для них. К тому же составляя синквейн, учащиеся вынуждены применять все свои знания по данному вопросу или теме, что способствует систематизации и обобщению знаний и способствует развитию творческого начала.

Таким образом, можно сказать, что именно на уроках обобщающего повторения учитель может проявить все свои творческие способности, сделать уроки повторения более разнообразными по структуре и содержанию, увлечь учащихся своим энтузиазмом и превратить эти уроки из скучных обыденных в яркие запоминающиеся, на которых дети с удовольствием работают, перемежая традиционные задания с творческой деятельностью. И это важно при проведении уроков в средней школе, в данном случае в 7 классе, учитывая особенности этого возраста.

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при проведении повторительно – обобщающих уроков. Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место почти на каждом уроке. Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем школьным курсам истории. Поскольку обобщение сопровождается повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками. В психолого-дидактической и методической литературе выделяют следующие виды повторения: предваряющее, текущее, тематическое и итоговое. Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям. Таким образом, обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей школьной истории, систематизации знаний, формирования взглядов, убеждений. Это необходимо не только для формирования навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, но и умения ставить вопросы, что позволяет учащимся развивать навыки самостоятельного мышления, способность креативно мыслить, ориентироваться в море получаемой из разных источни -

20

ков информации, а значит быть успешным в своей дальнейшей деятельности, что и является одной из задач современной школы.

Для успешного преподавания истории в 7 – 9 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории. При подготовке уроков нужно помнить: подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Важная задача учителя – обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним, одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения. В целях качественного преподавания истории учителю необходимо опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности различные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету. На основе собственного опыта, опубликованных материалов и опыта коллег, я считаю, что наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как проведение уроков в форме семинаров, игр, использование видеоматериалов, познавательных задач. Исходя из психологических особенностей учеников 7 класса, а также перенасыщенности современного школьника информацией, всё более актуальным становится использовании игр на уроках истории. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассив

21

ного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.Т. Степанищев «Методический справочник учителя истории» - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

2. Е.В.Коротаева. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.» М: «Сентябрь» 2003.

3. Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России 7 класс» М: изд. «Экзамен». 2009.

4. Н.И. Запорожец. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV – VIII классы) М: «Просвещение» 1978 г.

5. Н.Ю. Никулина «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ». Учебное пособие. Калининград 2000.

6. Повторительно – обощающие уроки по обществознанию. 8 - 11 кл. сост. Т.А. Корнева. – М: изд. «Глобус» 2009.

7. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок» часть 1. Изд. «Учитель» 2004.

8 . Т.Н.Овчинникова «Активизация учебной деятельности на уроках истории». Опубликованная в интернете проектная работа учителя МОУ СОШ № 2 г. Ступино Московской обл.

9. Цифровой интернет – ресурс Преподавание истории :: Разделы статей Фестиваля «Открытый урок»

10. Цифровой интернет – ресурс | Открытый класс

11. Цифровой интернет - ресурс История / Медиатека / ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа

1 цитируется по « Н.Ю. Никулина МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Учебное пособие. Калининград 2000»

5

2 цитируется по «Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию» стр. 6
6

3 С.В, Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок » часть 1. стр.124.
7

4 цитируется по «Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию» стр. 7- 8.
8

5 Е.В.Коротаева. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.» стр. 33.

6 Е.В.Коротаева. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.»

стр.34.

7 там же.

10

8 Глава 2 данной работы

9 цитируется из работы Овчинниковой Н.А. «Активизация учебной деятельности на уроках истории»

12

10 Глава 2 данной работы

11 цитируется по «Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию» стр. 8.

12 цитируется по «Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию» стр. 10

13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск