СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ Митьковская Татьяна Сергеевна
Преподаватель хоровых дисциплин
МОУ ДОД Веселолопанская ДШИ
Белгородская область, с. Веселая Лопань
«В XXI веке будет безграмотным не тот,
кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не хочет учиться,
переучиваться и отказываться от старых привычек»
Элвин Тоффлер.
На сегодняшний день отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека. В области музыкального образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. В детских школах искусств чаще стали прибегать к внедрению информационных технологий в образовательный процесс и в частности на уроках музыкально-теоретических и хоровых дисциплин. Информационные технологии в обучении рассматриваются как совокупность электронных средств и способов их функционирования. В настоящее время значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа. У понятия «мультимедиа» есть множество определений. Специалисты пришли к единому мнению, что мультимедиа - это одно из средств обучения, которое представляет в интегрированном виде текстовую, графическую, анимационную, видео-и звуковую информацию, допуская различные способы ее структурирования. [1, 158]
Обучение с использованием средств мультимедиа является составной частью общей системы образования. Основная цель, стоящая перед преподавателем, самостоятельно развивать собственные эффективные стратегии обучения, собственную траекторию обучения, овладевать навыками поиска и организации информации, построения своего информационного пространства.
Прекрасным применением мультимедиа на уроках музыкально-теоретических и хоровых дисциплин является интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время занятий все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Мультимедийные средства обучения выполняют, прежде всего, педагогическую функцию, выступая в качестве носителя нового знания, поддерживающего диалог с обучающимися. Такой диалог реализуется следующими способами:
через традиционную систему обучения, когда мультимедийное обучающее средство встраивается в традиционную классно-урочную систему, внося коррективы в деятельность участников образовательного процесса;
через самостоятельную работу обучающихся с мультимедийным педагогическим средством. Используя гипертекстовую структуру учебного материала, учащийся самостоятельно может выстраивать собственную траекторию обучения, изучить материал в произвольном порядке, используя средства поиска, ключевые слова, справочный материал, контрольный материал. [1,206]
Мультимедийные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как:
1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет);
2) оборудование (ПК, аудио -, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
На уроках музыкально-теоретических и хоровых дисциплин и при выполнении домашних заданий используется целый комплекс компьютерных программ, необходимый для развития музыкального слуха, определения вокального диапазона, анализа точности интонирования, прослушивания музыкальных произведений, подбора мелодий, набора и редактирования нотного текста и т.д.
Программа «Музыкальный класс»
Эта программа носит обучающий характер. "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство обучающихся начальных классов ДШИ с нотной грамотой, с музыкальными инструментами, с понятием "музыкальная гармония".
Обучающийся может испробовать свои силы как исполнитель и как композитор, записывая свои песенки при помощи нотных знаков. В разделе «Теория музыки», можно самостоятельно выбрать урок, прослушать его и выполнить упражнения для проверки усвоения знаний. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах: джаз, самба, полька, вальс, рок, популярная музыка, можно прослушивая музыкальные фрагменты с помощью киберсинтезатора. Заданная мелодия может звучать в любом, выбранном учащимся стиле и жанре. Выбрав песню из предлагаемого перечня, можно исполнить ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат. В программе предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики», сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей, длительностей нот. Музыкальные игры, построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у обучающихся музыкальный слух и музыкальную память.
Программа «Шедевры музыки»
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Программа проста и интересна в обращении. Для проверки знаний обучающихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Программа «Учимся понимать музыку».
Программа направлена на приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. В программе представлено большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, что помогает преподавателю при помощи медиаиллюстраций, интерактивных упражнений и тренажеров, знакомить обучающихся с особенностями инструментальной, симфонической и вокальной музыки.
Программа «Claire The Personal Music Coach».
При использовании программы «Claire The Personal Music Coach» на уроках сольфеджио и хорового пения анализируется и редактируется интонационная основа вокальных навыков и актуализируются на экране дисплея. Программа предусматривает возможность определения вокального диапазона, анализа точности интонирования, выбор оптимального построения режима занятий и т.д.
Программа Power Point.
В этой программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени. При создании слайдов в презентации можно использовать анимацию, с помощью которой активируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале.
Программа «Finale»
Один из самых распространенных нотных редакторов. «Finale» позволяет записывать музыку, используя стандартную музыкальную нотацию, записанные нотные тексты в программе можно прослушивать, сохранять и делать распечатки хоровых партитур. Также можно экспортировать музыкальные данные в midi-формат, записывать музыку в аудиофайлы и сохранять нотные данные как изображение. Обучающиеся с интересом работают с информационными технологиями, быстрее запоминают различные теоретические сведения, а возможности прослушивания даже нескольких нот, набранных своими руками, приводит их в полный восторг. Таким образом, данная программа повышает мотивацию к обучению и развивает музыкально-творческие способности обучающихся.
Онлайн - игры
На сайте «Детям о музыке» представлены многочисленные развивающие и обучающие музыкальные онлайн игры, которые дают возможность познакомить обучающихся начальных классов ДШИ с музыкальными инструментами и их звучанием, получить возможность самому "поиграть" на понравившемся музыкальном инструменте, познакомить с музыкальной грамотой в интересной и увлекательной форме. Онлайн - игры, несомненно, приносят большую пользу в развитии музыкальных способностей обучающихся, повышении их интереса к музыкально-теоретическим предметам, способствуют лучшему усвоению учебного материала. [5]
Из всего вышеизложенного следует, что применение новых информационных технологий в учебном процессе в детской школе искусств позволяет достигнуть нового качества знаний в преподавании предметов музыкально - теоретического и хорового циклов.
Во-первых, применение мультимедиа-технологий, позволяя задействовать все органы чувств человека для постижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого.
Во-вторых, мультимедийные учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного процесса, повышают мотивацию обучающихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, способствуют формированию положительного отношения к процессу обучения.
В-третьих, мультимедийные технологии позволяют воссоздавать реальную обстановку любого времени и действия, инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся. [1,221]
Список используемой литературы
Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк «Мультимедиа в образовании» - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
Беспалько В.П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения». - М., 1995. - 336 с.
Живайкин П.Л. «600 звуковых и музыкальных программ». – СПб: 1999. - 624с.
Долгушин С. Мультимедиа. «Информационные технологии в музыке»: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004 – 187 с.
http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
|